Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
приказом Комитета
Республики Коми по тарифам
от "11" января 2020 г. N 5-ОД
(приложение N 1)
Кодекс этики
и служебного поведения лиц, замещающих в Комитете Республики Коми по тарифам должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Коми
I. Общие положения
1. Настоящий Кодекс этики и служебного поведения лиц, замещающих в Комитете Республики Коми по тарифам должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Коми (далее соответственно - Кодекс, Комитет, работники Комитета), разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О противодействии коррупции", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Основные термины и понятия, используемые в Кодексе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "О противодействии коррупции".
3. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться работники Комитета, независимо от занимаемой ими должности.
4. Каждый работник Комитета обязан принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса.
5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения работников Комитета для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также обеспечение единых норм поведения работников Комитета.
6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения работниками Комитета своих должностных обязанностей.
7. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в Комитете, основанных на нормах морали, выступает как институт общественного сознания и нравственности работников Комитета, их самоконтроля.
II. Единая модель ценностей, миссии Комитета Республики Коми по тарифам, профессиональных и личностных качеств (компетенций)
8. Работникам Комитета при осуществлении профессиональной деятельности необходимо руководствоваться идеями и убеждениями, отраженными в ценностях и миссии Комитета и реализуемыми через профессиональные и личностные качества (компетенции), представленными в единой модели.
9. Миссия Комитета - создание условий для социально-экономического развития Республики Коми посредством достижения баланса интересов потребителей и производителей товаров и услуг, обеспечения доступности, качества и надежности предоставления потребителям товаров и услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию (далее - Миссия Комитета).
10. Деятельность работников Комитета основывается на следующих принципах и ценностях профессиональной этики:
- Законность;
- Профессионализм и постоянное саморазвитие;
- Честность и добросовестность;
- Ответственность за результат;
- Приоритет прав и свобод граждан Российской Федерации и юридических лиц;
- Взаимоуважение при взаимодействии.
11. Деятельность работников Комитета основывается на следующих профессиональных и личностных качествах (компетенциях):
- Приверженность Миссии Комитета;
- Персональная эффективность;
- Системность мышления;
- Эффективная коммуникация;
- Гибкость и готовность к изменениям;
- Ориентация на обеспечение защиты законных интересов граждан;
- Командная работа и сотрудничество.
III. Основные принципы и правила поведения работников Комитета
12. Работники Комитета призваны:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Комитета;
2) исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени;
3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Комитета;
4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) уведомлять председателя Комитета Республики Коми по тарифам, либо лицо, исполняющее обязанности председателя Комитета Республики Коми по тарифам (далее - председатель Комитета), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к работнику Комитета каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
7) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
8) соблюдать нормы служебной этики и правила делового поведения;
9) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
10) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
11) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работниками Комитета должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Комитета;
12) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
13) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
14) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Комитета, председателя Комитета, если это не входит в должностные обязанности работника Комитета;
15) соблюдать установленные в Комитете правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
16) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Комитета, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
17) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
18) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности работника Комитета.
13. Работники Комитета обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Коми, законы Республики Коми, иные нормативные правовые акты Республики Коми.
14. Работники Комитета в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
15. Работники Комитета обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
16. Работники Комитета при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на соответствующую должность и исполнении должностных обязанностей работник Комитета обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
17. Работникам Комитета запрещается получать в связи с исполнением ими должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения).
Подарки, полученные работником Комитета в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Республики Коми и передаются работником Комитета по акту в Комитет, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
18. Работник Комитета может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в Комитете норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Работник Комитета обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
20. Работник Комитета, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Комитете либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
21. Работник Комитета, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
22. Работник Комитета, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы профессиональной служебной этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
IV. Рекомендуемая инструкция по профессиональному взаимодействию
23. Работникам Комитета при взаимодействии с гражданами, обществом и организациями рекомендуется соблюдать следующие стандарты взаимодействия:
а) с целью проявления уважения к собеседнику (гражданину, представителю организации) работнику Комитета необходимо уточнять:
а) "Как я могу к Вам обращаться?";
б) проявлять вежливость и доброжелательность;
в) почтительно относится к людям старшего возраста, пенсионерам и инвалидам;
г) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
д) проявлять заинтересованность к вопросу гражданина, представителя организации и нести персональную ответственность за результат;
е) не перебивать гражданина, представителя организации в процессе разговора;
ж) работнику Комитета следует излагать свои мысли четко и в убедительной форме, не допуская оскорблений или грубости в общении;
з) избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету Комитета;
и) соблюдать правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
24. Указанным стандартам рекомендуется руководствоваться, как при прямом контакте, так и по телефону, электронной почте независимо от обстоятельств.
25. Работники Комитета при исполнении должностных обязанностей воздерживаются от:
1) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
2) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
3) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
4) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
26. Работники Комитета призваны способствовать своим поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Работники Комитета должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
V. Стандарт внешнего вида работников Комитета
27. Внешний вид работника Комитета при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий работы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
28. Работникам Комитета при выборе одежды следует придерживаться одежды функционально целесообразной, удобной для работы. Ее строгость, элегантность и опрятность символизируют значимость и культуру государственной службы.
29. Деловой стиль для мужчин предполагает костюм классического покроя умеренных, неярких тонов: пиджак и брюки, сорочка с длинным рукавом, предпочтительно светлых тонов, галстук. В летнее время при отсутствии пиджака допускается сорочка с коротким рукавом, а также отсутствие галстука. Рекомендуется классическая обувь.
30. Деловой стиль для женщин предполагает строгий костюм: жакет и юбка, жакет и брюки, жакет и платье классического покроя. Допускается дополнение делового костюма джемпером с длинными или в три четверти рукавами, водолазкой или блузоном. Допускаются также сочетания: блузка и юбка, блузка и брюки. При отсутствии жакета рекомендуется прикрывающий плечи рукав блузки или платья. Рекомендуется классическая обувь. Основные рекомендации к украшениям, макияжу и аксессуарам - умеренность и элегантность.
IV. Ответственность за нарушение Кодекса
31. Знание и соблюдение работником Комитета положений Кодекса учитывается при его поощрении, при наложении дисциплинарных взысканий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.