Решение Самарского областного суда от 16 ноября 2020 г. N 3а-1613/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1613/2020 по административному исковому заявлению К.А.М. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
18 октября 2017 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1647 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год".
29 октября 2018 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1608 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год".
Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 годы (далее - перечни), являющиеся приложениями к приказам.
К.А.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с последующим уточнением, просил признать недействующими пункты 9684, 9694, 9702, 9715 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18 октября 2017 года и пункты 9427, 9437, 9445, 9456 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1608 от 29 октября 2018 года, в части включения в указанные перечни принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N - нежилое здание, площадью 505 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9684, номер в Перечне за 2019 г. - 9427); N - нежилое здание, площадью 150 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9694, номер в Перечне за 2019 г. - 9437); N - нежилое здание, площадью 2 947,80 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9702, номер в Перечне за 2019 г. - 9445); N - нежилое здание, площадью 396,30 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9715, номер в Перечне за 2019 г. - 9456).
Включение вышеуказанных нежилых зданий в Перечни не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не используются под размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, указанные нежилые здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - столярного цеха и пилорамы; N с видом разрешенного использования: объекты промышленного назначения 1V-V классов опасности; N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания деревообрабатывающего цеха.
При этом, мероприятий по определению фактического использования нежилых зданий на момент формирования и утверждения перечней на 2018-2019 годы административным ответчиком не проводилось.
Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец К.А.М. и его представитель по доверенности Ч.О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили в суд письменное ходатайство в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил. В письменных возражениях на административный иск ответчик указал, что приказы изданы в рамках компетенции министерства, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные здания были включены в Перечни согласно ежегодно представляемым Управлением Росреестра по Самарской области в порядке информационного взаимодействия сведениям из ЕГРН о назначении зданий - "нежилое", их наименований, а также вида разрешенного использования земельного участка на котором они расположены с кадастровым номером N - "для эксплуатации административного здания". На момент включения спорных объектов в перечни их осмотр не производился.
Представитель заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения "Центр размещения рекламы" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обозрев технические паспорта на объекты недвижимости, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты недвижимого имущества, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2019 год.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2018 и 2019 г.г. включены следующие объекты недвижимости с кадастровыми номерами: N по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9684, номер в Перечне за 2019 г. - 9427); N по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9694, номер в Перечне за 2019 г. - 9437); N по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9702, номер в Перечне за 2019 г. - 9445); N по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2018 г. - 9715, номер в Перечне за 2019 г. - 9456).
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них;
2) нежилые здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что К.А.М. является собственником следующих объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: N, назначение: "нежилое здание", наименование: "здание (Лит. А11) - деревообрабатывающий цех", площадью 505 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>; N, назначение: "нежилое здание", наименование: "здание (Лит. А8) - участок изготовления торцовой шашки", площадью 150 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>; N, назначение: "нежилое здание", наименование: "цех металлоконструкций", площадью 2 947,80 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>; N, назначение: "нежилое здание", наименование: "склад лакокрасок", площадью 396,30 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН об объекте недвижимости от 15.07.2020 г. Указанные объекты недвижимости были включены министерством имущественных отношений Самарской области в Перечни на основании поступивших из Управления Росреестра по Самарской области сведений о том, что указанные выше нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N имеющем вид разрешенного использования: "для эксплуатации административного здания".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что здание с кадастровым номером N, назначение: "нежилое здание", наименование: "здание (Лит. А8) - участок изготовления торцовой шашки", площадью 150 кв. м., расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: "для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - столярного цеха и пилорамы", что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 10.09.2020 г.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из производственного помещения, площадью 150 кв. м.
Здание с кадастровым номером N, назначение: "нежилое здание", наименование: "цех металлоконструкций", площадью 2 947,80 кв. м., расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: "объекты промышленного назначения 1V-V классов опасности", что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 10.09.2020 г.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание 3-х этажное состоит из следующих помещений: складских, подсобных, санузлов, коридоров, кабинетов, венткамеры, производственного помещения.
При этом, понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис".
Здание с кадастровым номером N, назначение: "нежилое здание", наименование: "склад лакокрасок", площадью 396,30 кв. м., расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: "объекты промышленного назначения 1V-V классов опасности", что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 10.09.2020 г.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих помещений: складских, подсобных, санузлов, коридоров, электрощитовой.
Здание с кадастровым номером N, назначение: "нежилое здание", наименование: "здание (Лит. А11) - деревообрабатывающий цех", площадью 505 кв. м., расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: "для дальнейшей эксплуатации здания деревообрабатывающего цеха", что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 11.09.2020 г.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих помещений: деревообрабатывающего цеха, коридора, бытовых помещений.
Таким образом, по сведениям ЕГРН и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение вышеуказанных нежилых зданий не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Не предусматривают размещение указанных видов объектов и земельные участки с кадастровыми номерами N на которых расположены спорные нежилые здания.
В связи с этим для включения спорных зданий в Перечни на 2018 и 2019 годы требовалось установление их фактического использования.
Вместе с тем, осмотр нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечней министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Судом установлено, что административный истец Коровин А.М. с 21.12.2011 г. является индивидуальным предпринимателем и согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13.10.2020 г. основным видом его деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорные нежилые здания с 2017 года переданы им в аренду: здание участка изготовления торцовой шашки с кадастровым номером N и здание цеха металлоконструкций с кадастровым номером N передано ООО " <данные изъяты>", здание склада лакокрасок с кадастровым номером N - ООО " <данные изъяты>", здание деревообрабатывающего цеха с кадастровым номером N - ООО " <данные изъяты>", что подтверждается соответствующими договорами аренды N 19 от 01.08.2017 г., N 12 от 01.07.2018 г., N 15 от 01.06.2019 г., N 13 от 01.09.2017 г., N 11 от 01.08.2018 г., N 07 от 01.09.2019 г., N 11 от 01.09.2017 г., N 16 от 01.08.2018 г., N 10 от 01.09.2019 г., N 6 от 01.08.2017 г., N 8 от 01.07.2018 г., N 11 от 01.06.2019 г.
Административный истец также ссылается на то, что вышеуказанные нежилые здания не использовались и не используются под размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В подтверждение данного факта им представлены акты осмотра спорных зданий от 22.09.2020 г., которые выполнены кадастровым инженером ФИО1.
Из акта осмотра от 22.09.2020 г. нежилого здания с кадастровым номером N и приложенных к нему фотоматериалов, следует, что данное здание фактически используется по назначению как нежилое, под участок изготовления торцовой шашки.
Из акта осмотра от 22.09.2020 г. нежилого здания с кадастровым номером N и приложенных к нему фотоматериалов, следует, что данное здание фактически используется по назначению как нежилое, под цех металлоконструкций.
Из акта осмотра от 22.09.2020 г. нежилого здания с кадастровым номером N и приложенных к нему фотоматериалов, следует, что данное здание фактически используется по назначению как нежилое, под склад.
Из акта осмотра от 22.09.2020 г. нежилого здания с кадастровым номером N и приложенных к нему фотоматериалов, следует, что данное здание фактически используется по назначению как нежилое, под деревообрабатывающий цех.
Таким образом, фактическое использование зданий также не свидетельствует об их использовании в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В процессе рассмотрения дела по поручению министерства имущественных отношений Самарской области сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Центр размещения рекламы" 19.10.2020 г. также проведен осмотр спорных нежилых зданий.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 19.10.2020 г. в целях определения вида фактического использования, а также фотоматериалов к нему, нежилое здание одноэтажное с кадастровым номером N, площадью 505 кв. м., по адресу: <адрес> по результатам визуального осмотра используется как склад - 501 кв. м., 2 кв. м. - тамбур. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 19.10.2020 г. в целях определения вида фактического использования, а также фотоматериалов к нему, нежилое здание одноэтажное с кадастровым номером N, площадью 396,30 кв. м., по адресу: N по результатам визуального осмотра используется следующим образом: помещение площадью 9,5 кв. м. - офис, помещение площадью 104,5 кв. м. - производственный цех, помещение площадью 14,9 кв. м. - фасовочный цех, помещение площадью 88, 1 кв. м. - склад, помещение площадью 67,5 - пустое, помещение площадью 5,5 кв. м. - раздевалка, помещение площадью 2, 4 кв. м. - тех.помещение (компрессорная), помещение площадью 4,7 кв. м. - тамбур, помещение площадью 3,5 кв. м. - санузел. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 19.10.2020 г. в целях определения вида фактического использования, а также фотоматериалов к нему, нежилое здание трехэтажное с кадастровым номером N, площадью 2 947,80 кв. м., по адресу: <адрес> по результатам визуального осмотра используется следующим образом: помещение площадью 74,1 кв. м. - офис, помещение площадью 2 365,8 кв. м. - производственный цех, помещение площадью 25,9 кв. м. - склад, помещение площадью 22,8 кв. м. - раздевалка, помещение площадью 9,8 кв. м. - комната отдыха, помещение площадью 10,2 кв. м. - пустое помещение, помещение площадью 30,8 кв. м. - санузел, помещение площадью 129,5 кв. м. - тамбур, лестница, коридор, помещение площадью 10,7 кв. м. - тех.помещение (теплоузел). Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Вышеуказанные акты осмотра также не свидетельствуют об использовании не менее 20 процентов общей площади вышеуказанных нежилых зданий под размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 19.10.2020 г. в целях определения вида фактического использования, выполненного Государственным бюджетным учреждением "Центр размещения рекламы", а также фотоматериалов к нему, нежилое здание одноэтажное с кадастровым номером N, площадью 150 кв. м., по адресу: <адрес> по результатам визуального осмотра полностью используется под автосервис. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно.
Вместе с тем, автосервис - это комплекс мероприятий по техобслуживанию, текущему ремонту транспортных средств, машин и оборудования.
В соответствии с "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (коды 45.20-45.20.5) относятся к торговле оптовой и розничной: ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (раздел G).
Предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту осуществляется в соответствии с "Правилами предоставления и пользования услугами предприятий автотехобслуживания". Работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, в том числе агрегатов и узлов, выполняются на предприятиях автотехобслуживания, обеспеченных соответствующим технологическим оборудованием и нормативно-технической документацией (п.п.2.9, 2.10 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92" (утв. Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43).
Учитывая изложенное, суд к акту осмотра нежилого здания с кадастровым номером N, выполненному 19.10.2020 г. Государственным бюджетным учреждением "Центр размещения рекламы", относится критически и не может признать его достоверным, поскольку вывод о фактическом использовании указанного объекта под размещение автосервиса ничем не подтверждается, приложенные к акту осмотра фотографии помещений в здании не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20% площади помещений для размещения именно автосервиса, отсутствуют какие-либо характерные признаки использования помещений для тех или иных целей (описание соответствующего технологического оборудования, информация об оказываемых услугах (выполняемых работах), цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты, специально оборудованная часть площади автосервиса, предназначенная для расчетов за оказанные услуги). Следовательно, описание помещений в нежилом здании, не дает возможности определить вид его фактического использования.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в спорных зданиях к офисам и соответствующей офисной инфраструктуры, деловым, торговым центрам и объектам бытового обслуживания в материалах административного дела не содержится.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилых зданий, а также вид разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, суд приходит к выводу о том, что они не соответствуют критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используются для размещения административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения зданий в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год и на 2019 год.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2018 и 2019 г.г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 и 2019 г.г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Коровина Александра Михайловича - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него:
- под пунктом 9684 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 505 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 9694 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 150 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 9702 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2 947,80 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 9715 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 396,30 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него:
- под пунктом 9427 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 505 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 9437 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 150 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 9445 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2 947,80 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 9456 нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 396,30 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 ноября 2020 г. N 3а-1613/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании