Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1440/2020 по административному исковому заявлению Н.А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
29 октября 2018 года министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1608 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год".
Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - перечень), являющийся приложением к приказу.
Н.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 24857 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1608 от 29 октября 2018 года, в части включения в указанный перечень принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 131,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2019 г. - 24857).
Включение вышеуказанного нежилого помещения в Перечень не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В указанном нежилом помещении размещено производство крупногабаритной рекламной продукции с использованием специальных станков. Кроме того, спорный объект недвижимости расположен в цокольном этаже административного нежилого здания с кадастровым номером N, имеет отдельный вход, полностью огорожен и покрыт кровлей.
При этом, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения перечня на 2019 год административным ответчиком не проводилось.
Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Ю.Т.Г., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности М.Ф.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорное нежилое помещение включено в Перечень на основании сведений, полученных из ЕГРН, как объект, расположенный в торгово-офисном центре с кадастровым номером N, включенным в Перечень на 2020 год.
Представители заинтересованных лиц: Государственного бюджетного учреждения "Центр размещения рекламы", РА "Ф." в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты недвижимого имущества, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Приказ министерства от 29 октября 2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2019 г. включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 131,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> (номер в Перечне за 2019 г. - 24857).
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них;
2) нежилые здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Н.А.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 131,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером N, площадью 6 448,5 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.07.2020 г. N 63/215/704/2020-220, от 10.09.2020 г. N 63-0-1-20/-4205/2020-3331, от 17.09.2020 г. N 99/2020/348616855.
Согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 11.09.2020 г. N 13266, в сведениях ЕГРН отсутствует информация о земельном участке, в пределах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером N, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.09.2020 г. N 63-0-1-208/4205/2020-3331.
Спорный объект недвижимости включен министерством имущественных отношений Самарской области в Перечень на основании поступивших из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области сведений о том, что указанное выше нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером N, занимаемым торгово-офисным центром "Мягкофф", также включенным в Перечень.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что в перечне кадастровых номеров помещений, машино-мест, расположенных в здании с кадастровым номером N, площадью 2 867,8 кв. м, назначение: "нежилое здание", наименование: "здание нежилое", адрес: <адрес>, отсутствует объект недвижимости с кадастровым номером N, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках на объект недвижимости от 13.07.2020 г. N 63/215/704/2020-221.
Из заключения кадастрового инженера ФИО1. от 16.11.2020 г. следует, что помещение с кадастровым номером N, площадью 131,5 кв. м., расположено в здании с кадастровым номером N. Здание с кадастровым номером N расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 23 781 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования под нежилые здания, расположен по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.09.2020 г. N 63-0-1-55/4205/2020-33818.
Согласно технической документации, составленной ООО " <данные изъяты>" по состоянию на 25.02.2019 г., нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 131,5, состоит из следующих частей: подсобных, производственного помещения, коридора, лестницы.
Из технического заключения N 2020/510-ТЗ, составленного ООО <данные изъяты>", следует, что нежилые помещения, расположенные на цокольном этаже по адресу: г <адрес>, имеют отдельный вход через входной приямок полностью огороженный и покрытый кровлей, состоят из коридора, производственного помещения и двух складских помещений для расходных материалов. Производственное помещение оборудовано станком для печати рекламных баннеров и приточно-вытяжной системой вентиляции воздуха, используются в качестве производственных, для производства крупногабаритной рекламной продукции с использованием специальных станков.
Таким образом, по сведениям ЕГРН и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п.1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, п. 5 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В связи с этим для включения спорного помещения в Перечень требовалось установление его фактического использования.
Вместе с тем, осмотр нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 12.11.2020 г. в целях определения вида фактического использования, а также фотоматериалов к нему, выполненного в процессе рассмотрения дела сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Самарской области " <данные изъяты>", нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 131,5 кв. м., фактически используется в качестве топографического цеха, площадью 107,9 кв. м, склада, площадью 16,5 кв. м, комнаты приема пищи, площадью 3 кв. м. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное помещение передано им в аренду обществу с ограниченной ответственностью "РА Ф.", что подтверждается соответствующим договором аренды нежилого помещения.
Основным видом деятельности ООО "РА ФОРМАТ" является деятельность рекламных агентств (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2-73.11), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.09.2020 г. N ЮЭ9965-20-187234072.
Согласно содержанию кода классификации 73.10 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 г., деятельность рекламных агентств включает предоставление всех видов услуг в области рекламы (через заключение субподрядного договора), включая консультирование, творческое обслуживание, изготовление рекламных материалов и закупки. Она включает подготовку и проведение рекламных кампаний: подготовку и размещение рекламных материалов в газетах, периодических изданиях, на радио, телевидении, в информационно-коммуникационной сети Интернет и прочих средствах массовой информации, подготовку и размещение рекламы, например, на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, в демонстрационных залах, размещение рекламы на автомобилях и автобусах и т.п., воздушную рекламу, распространение или доставку рекламных материалов или пробных образцов, подготовку стендов и прочих демонстрационных материалов и сайтов; проведение маркетинговых исследований и прочие услуги в сфере рекламы, нацеленные на привлечение и удержание клиентов, промоакции продукции, маркетинговые исследования пунктов продаж, адресную рассылку рекламных материалов, консультирование в области маркетинга.
Вместе с тем, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, деятельность рекламных агентств (73.11) не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не доказан факт соответствия спорного объекта недвижимости, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, нежилого здания, в котором оно находится, а также вид разрешенного использования земельного участка, в пределах которого расположено нежилое здание, суд приходит к выводу о том, что спорный объект не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на 2019 г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 г.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Н.А.В. - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 24857 нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 131,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 17 ноября 2020 г. N 3а-1440/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании