Решение Самарского областного суда от 23 ноября 2020 г. N 3а-1953/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1953/2020 по административному исковому заявлению Г.А.Н., Г.С.Н. об оспаривании нормативного правового акта в части, с участием прокурора П.О.И., представителя административных истцов по доверенности К.А.В., установил:
Г.А.Н., Г.С.Н. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административным истцам на праве общей совместной собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нежилое помещение используется в качестве жилого, находится в здании многоквартирного жилого дома, который расположен на земельном участке с разрешенным видом использования: под жилым домом со встроенными помещениями офисов и подземной автостоянкой. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности К.А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований министерство представило письменные возражения, в которых указало, что объект недвижимости включен в Перечень в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объект, использующийся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что Г.А.Н., Г.С.Н. на праве общей совместной собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 79,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26 ноября 2018 года указанное помещение имеет наименование и назначение: нежилое помещение.
Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является: под жилым домом со встроенными помещениями офисов и подземной автостоянкой. Такой вид разрешенного использования не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания и общественного питания.
Согласно техническому паспорту в нежилом помещении располагаются помещения, санузел, жилое помещение.
Таким образом, сведения технического учета не предоставляли министерству право на отнесение нежилого помещения к объектам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования от 12 февраля 2019 года, подготовленному ООО "П.", нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 78,70 кв. м., фактически используется в качестве жилого и состоит из жилого помещения площадью 65,5 кв. м., гардеробная площадью 6,7 кв. м., коридор площадью 2,3 кв. м., санузел площадью 1,6 кв. м., кладовая площадью 2,6 кв. м..
Актом осмотра, выполненным 1 марта 2019 года ГБУ СО "ЦРР", нежилое помещение с кадастровым номером N фактически используется как жилая комната (площадью 73,8 кв. м), санузел (1,5 кв. м), коридор (2,2 кв. м), склад (6,8 кв. м), лестница (6,4 кв. м).
Анализируя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что в нежилом помещении с кадастровым номером N - жилое помещение составляет более 20% от общей площади помещения, остальные помещения являются вспомогательным помещениями.
Принимая во внимание, что доказательств фактического использования более 20% в нежилом помещении под офисные, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Г.А.Н., Г.С.Н. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 ноября 2020 г. N 3а-1953/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании