Модернизация налоговых органов: наш опыт
Как применяются на практике основные принципы модернизации налоговых органов, можно судить по результатом работы нашего Управления в 2003 году. Это был год второго этапа модернизации: в округе завершились переход на единую типовую структуру и внедрение всеми инспекциями в промышленную эксплуатацию программного комплекса "Система электронной обработки данных" (СЭОД).
Первый положительный результат внедрения СЭОД - переход на электронное взаимодействие с УФК Минфина России по ЯНАО. Кроме того, практически с первых дней эксплуатации системы стал возможен прием отчетности от налогоплательщиков в электронном виде. Отпала необходимость сопровождать различно организованные программы, поскольку через СЭОД был реализован единый подход к организации учета как юридических, так и физических лиц.
Благодаря внедрению единого программного обеспечения с апреля 2003 года в Управлении создан информационный банк данных инспекций округа, обновляемый один раз в месяц. Создание такого банка позволяет анализировать работу всех инспекций непосредственно в Управлении.
Введение СЭОД способствовало централизованной разработке шаблонов налоговых деклараций и расчетов по налогам и сборам, а также единых печатных форм на уровне Управления. Инспекции успешно реализуют предоставленную им возможность и проводят автоматизированные камеральные проверки. Практически без затрат времени и труда производится отбор налогоплательщиков для углубленных налоговых проверок. В настоящее время внедряется автоматизированный "междокументальный" контроль.
Возможности СЭОД позволили инспекциям автоматически формировать статистическую налоговую отчетность. Сегодня в автоматическом режиме составляются 15 форм отчетности.
Перестройка структуры инспекций усилила блок контрольной работы, что в условиях применения СЭОД позволило в 2 раза улучшить показатели контрольной работы. Если в 2002 году было проведено 107 116 камеральных проверок, по которым доначислено 543,5 млн. руб., то в 2003 году число таких проверок достигло 238 265. Сумма доначислений по ним составила 1072,6 млн. руб. Из всех камеральных проверок 2003 года 4343 - углубленные. Сумма доначислений по ним - 639,5 млн. руб.
По сравнению с 2002 годом количество углубленных проверок уменьшилось в 1,5 раза, а суммы доначислений по ним возросли вдвое (по 6293 углубленным проверкам доначислено 312,04 млн. руб.). Итоги проведения выездных налоговых проверок свидетельствуют о том, что в 2003 году при снижении количества проверок на 26,2% объем доначислений увеличился более чем в 2 раза.
Кроме того, преобразования также сказались и на эффективности мер принудительного взыскания. В 2002 году налоговые органы направили налогоплательщикам 11 966 требований об уплате налогов, а в 2003 году уже более 24 тысяч. В результате в 2003 году недоимка снизилась на 1700 млн. руб., или на 34,5% по сравнению с предыдущим годом.
Ямало-Ненецкий автономный округ
Количество инспекций: 8, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков: 431 227, в том числе организаций - 12 299 и граждан - 418 928 (по состоянию на 1 июля 2004 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2003 год: 118 953,12 млн. руб. (112,8% от аналогичного показателя 2002 года).
Сайт: www.nalog.salekhard.ru
В.Э. Пасечник,
руководитель Управления МНС России по Ямало-Ненецкому автономному
округу, советник налоговой службы РФ I ранга
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99