В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении положения о системах оповещения", учитывая решение Общественного совета при Департаменте гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 25 января 2021 года N 1), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 сентября 2006 года N 211-п "О системе оповещения и информирования населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов" изменение, изложив приложение в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 8 сентября 2006 года N 211-п
Положение
о системе оповещения и информирования населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов
(далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении положения о системах оповещения" (далее - приказ N 578/365), Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2007 года N 135-оз "О защите населения и территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения и информирования населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (региональная автоматизированная система централизованного оповещения), порядок ее создания, совершенствования, задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности (далее - региональная система оповещения).
1.3. Региональная система оповещения включена в систему управления гражданской обороной автономного округа (далее - ГО) и территориальную подсистему автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения автономного округа, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и представляет собой комбинацию взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
2. Порядок создания, в том числе совершенствования, региональной системы оповещения
2.1. Создание и совершенствование региональной системы оповещения осуществляет Департамент гражданской защиты населения автономного округа, в том числе через подведомственные ему учреждения.
Границами зоны действия региональной системы оповещения являются административные границы автономного округа.
2.2. Региональная система оповещения должна соответствовать требованиям, установленным приказом N 578/365. На нее оформляется паспорт, рекомендуемый образец которого утвержден приказом N 578/365.
3. Назначение и основные задачи региональной системы оповещения
3.1. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ТП РСЧС автономного округа;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по автономному округу (далее - Главное управление МЧС России);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
сил ГО и ТП РСЧС автономного округа;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;
людей, находящихся в автономном округе.
3.2. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС.
4. Порядок задействования региональной системы оповещения
4.1. Задействование по предназначению региональной системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с Положением, планом гражданской обороны и защиты населения и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций автономного округа.
4.2. Органы повседневного управления ТП РСЧС регионального уровня, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Губернатора автономного округа и органов управления и сил ГО и ТП РСЧС регионального уровня.
4.3. Решение на задействование региональной системы оповещения принимает Губернатор автономного округа.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти автономного округа устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН автономного округа задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора автономного округа.
4.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования региональной системы оповещения.
В автоматическом режиме функционирования региональной системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении сигналов от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия уполномоченных на включение (запуск) региональной системы оповещения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) региональной системы оповещения осуществляется специалистом по приему и обработке экстренных вызовов и сигналов оповещения отдела обработки вызовов казенного учреждения автономного округа "Центр обработки вызовов и мониторинга систем обеспечения безопасности жизнедеятельности" с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
специалист по приему и обработке экстренных вызовов и сигналов оповещения отдела обработки вызовов казенного учреждения автономного округа "Центр обработки вызовов и мониторинга систем обеспечения безопасности жизнедеятельности" направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование ее в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования региональной системы оповещения - автоматизированный.
4.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест органов повседневного управления ТП РСЧС регионального уровня.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовит заблаговременно Главное управление МЧС России совместно с органами повседневного управления ТП РСЧС регионального уровня.
4.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
4.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения в автономном округе осуществляет Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности автономного округа.
4.8. Департамент гражданской защиты населения автономного округа, а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС, органы повседневного управления ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации, осуществляющие свою деятельность на территории автономного округа, проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
5. Поддержание в готовности региональной системы оповещения
5.1. Поддержание региональной системы оповещения в готовности организует и осуществляет Департамент гражданской защиты населения автономного округа, в том числе через подведомственные ему учреждения.
5.2. Готовность региональной системы оповещения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования региональной системы оповещения;
наличием ответственного за включение (запуск) региональной системы оповещения и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на региональную систему оповещения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности региональной системы оповещения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой отслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, совершенствованию региональной системы оповещения.
5.4. С целью контроля поддержания в готовности региональной системы оповещения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные - с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические - без включения оконечных средств оповещения населения.
В автономном округе при проведении комплексной проверки готовности региональной системы оповещения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки проводятся 2 раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления ТП РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории автономного округа, муниципального образования), осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, задействуемых при оповещении населения. При этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности автономного округа могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований Положения, а также положений о муниципальных и локальных системах оповещения.
По результатам комплексной проверки готовности региональной системы оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности, определяемая в соответствии с приказом N 578/365, а также уточняется паспорт региональной системы оповещения.
Технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже 1 раза в сутки. При этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не проводится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке выполняется комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска региональной системы оповещения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок региональной системы оповещения не допускается.
5.5. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатуру, объем, порядок создания и использования устанавливают создающие резерв технических средств оповещения органы государственной власти автономного округа.".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В новой редакции принято положение о системе оповещения и информирования населения автономного округа об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заново определены назначение, задачи и требования к системе оповещения и информирования, порядок ее создания, совершенствования, задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 12 февраля 2021 г. N 42-п "О внесении изменения в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 сентября 2006 года N 211-п "О системе оповещения и информирования населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов"
Вступает в силу с 15 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 15 февраля 2021 г. N 2 (часть I), ст. 109, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 февраля 2021 г. N 8600202102180005, в газете "Новости Югры" от 2 апреля 2021 г. N 35