Решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2020 г. N 3а-156/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г. по делу N 66а-77/2021 настоящее решение отменено
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Федоровой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу о признании недействующими в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07 июня 2010 N 736 "О создании Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 N 279 "О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга",
установил:
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 07 июня 2010 года N 736, действующим в редакции постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2011 N 525, от 25.07.2011 N 1037, от 17.10.2012 N 1113, от 14.02.2013 N 93, от 18.06.2013 N 414, от 28.04.2014 N 311, от 27.03.2015 N 298, создана Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее - МАИС ЭГУ); утверждено Положение о Межведомственной автоматизированной информационной системе предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее - Положение о МАИС ЭГУ); установлено, что функции оператора МАИС ЭГУ осуществляет Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр".
Согласно пункту 1.2 Положения о МАИС ЭГУ эта система представляет собой государственную информационную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечивающую автоматизацию административных процедур по предоставлению (исполнению) государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (функций), а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в электронной форме с применением информационно-коммуникационных технологий.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2015 N 298 Положение о МАИС ЭГУ дополнено разделом 4-1 "Функции оператора МАИС ЭГУ", абзацем 9 которого установлено, что оператор МАИС ЭГУ обеспечивает программно-технологическую разработку и модернизацию отдельных компонентов МАИС ЭГУ и МАИС ЭГУ в целом.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 апреля 2014 года N 279 "О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" постановлено преобразовать Интегрированную систему информационно-аналитического обеспечения Администрации Санкт-Петербурга, предусмотренную приказом губернатора Санкт-Петербурга от 17.01.2001 N 3-п "Об организации информационно-аналитического обеспечения Администрации Санкт-Петербурга" в государственную информационную систему Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" (далее - Система); утвердить Положение о государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга"; установить, что Оператором Системы является Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр".
Согласно пункту 1.2 Положения об указанной Системе (далее - Положение об ИС ИАО) она представляет собой государственную информационную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, которая предназначена для обеспечения информационно-аналитической поддержки процессов принятия управленческих решений Губернатором Санкт-Петербурга, Правительством Санкт-Петербурга, должностными лицами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и информационного обеспечения государственной автоматизированной информационной системы "Управление" сведениями о социально-экономическом развитии и жизнедеятельности Санкт-Петербурга.
В абзаце 14 пункта 4.4. Положения об ИС ИАО установлено, что оператор Системы обеспечивает модернизацию и программно-технологическое развитие отдельных элементов Системы и Системы в целом.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, после уточнения которого просит признать недействующим абзац 9 раздела 4-1 Положения о МАИС ЭГУ в части слов "программно-технологическую разработку и модернизацию отдельных компонентов МАИС ЭГУ и МАИС ЭГУ в целом", и абзац 14 пункта 4.4 раздела 4 Положения об ИС ИАО в части слов "модернизацию и программно-технологическое развитие отдельных элементов Системы и Системы в целом" (т.6 л.д.29-30).
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (далее - ГУП "СПб ИАЦ" назначено оператором указанных государственных информационных систем на бесконкурсной основе. Наделение же оператора указанных информационных систем иными полномочиями, кроме предусмотренных пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон об информации) функций по непосредственной эксплуатации информационных систем, противоречит установленному для контрактной системы в сфере закупок принципу обеспечения конкуренции. Указанное, по мнению административного истца, влечет нарушение положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона об информации, предусматривающего, что государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Административный истец полагает, что оспариваемый акт в нарушение положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" создает условия для возможного наступления последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в то время как рынок информационно-коммуникационных работ (услуг в сфере информационных технологий) по созданию, сопровождению, модернизации, развитию информационных систем является конкурентным.
Представитель административного истца М.Ю.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования, полагая, что приведенные в различных источниках понятия "эксплуатация", "развитие" и "модернизация" свидетельствуют о различном характере работ, выполняемых в рамках каждого из указанных мероприятий, и направленности на достижения различного результата; деятельность на рынке услуг в сфере информационных технологий по созданию, сопровождению, модернизации, развитию информационных систем, может осуществлять большое количество хозяйствующих субъектов, в том числе посредством участия в государственных закупках, конкурируя за право заключения государственного контракта, что подтверждается фактом заключения СПб ГУП "ИАЦ" в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам договоров подряда с субподрядными организациями, которых СПб ГУП "ИАЦ" привлекает как на выполнение работ по сопровождению и развитию информационных систем, так и для их эксплуатации. При этом, по мнению административного истца, указанные действия СПб ГУП "ИАЦ" свидетельствуют о фактическом выполнении им функций Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга по материально-техническому и информационному обеспечению деятельности государственных информационных систем, что противоречит части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающей запрет на совмещение функций хозяйствующего субъекта и функций органа исполнительной власти.
Представитель административного ответчика Н А.В. в судебное заседание явился, выразил несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что оспариваемые положения приняты Правительством Санкт-Петербурга в рамках предоставленных частью 5 статьи 13 Федерального закона об информации полномочий по определению особенностей эксплуатации государственных информационных систем при их создании; необходимость установления оспариваемых функций оператора информационных систем связана с исключительным стратегическим статусом этих информационных систем, что установлено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-21503/2019 и А56-21574/2019, представил возражения на административное исковое заявление (т.1 л.д.74-82).
Представитель заинтересованного лица ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" П Е.Ю. в суд явилась, поддержала позицию административного ответчика, представила возражения на заявленные требования, указала, что субподрядчики привлекались учреждением для осуществления незначительного объема работ, заключение субподрядных договоров во исполнение предмета государственного контракта, заключенного способом закупки у единственного поставщика, не противоречит федеральному законодательству (т.6 л.д.35-39,17-23,121-125).
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым признать недействующими оспариваемые положения, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регулирующий отношения, при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации (статья 1), под информационной системой понимает совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, а под оператором информационной системы понимает гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (пункты 3 и 12 статьи 2).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона об информации информационные системы включают в себя, в том числе, государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.
Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (пункт 1 статьи 14 Федерального закона об информации).
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона об информации особенности эксплуатации государственных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, принимающих решения о создании информационных систем.
В целях реализации положений Федерального закона об информации принят Закон Санкт-Петербурга от 07.07.2009 N 371-70 "О государственных информационных системах Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга), который регулирует особенности создания и эксплуатации государственных информационных систем Санкт-Петербурга, а также определяет порядок и условия доступа к информации, содержащейся в государственных информационных системах Санкт-Петербурга, и иным имеющимся в распоряжении государственных органов Санкт-Петербурга сведениям и документам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга государственные информационные системы Санкт-Петербурга создаются по решению государственных органов Санкт-Петербурга. Государственные информационные системы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга создаются по решению Правительства Санкт-Петербурга.
Особенности эксплуатации государственных информационных систем Санкт-Петербурга могут устанавливаться государственными органами Санкт-Петербурга, принимающими решения о создании указанных информационных систем. Особенности эксплуатации государственных информационных систем исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга).
Оспариваемыми нормативными правовыми актами принято решение о создании государственных информационных систем исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, установлены особенности эксплуатации этих систем и лицо, которое будет осуществлять функции оператора - ГУП "СПБ ИАЦ", что в соответствии с приведенными положениями относится к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга, которое в соответствии со статьей 43, пункта 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений - нормативных правовых актов по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Постановление Правительствам Санкт-Петербурга 07 июня 2010 года N 736 принято на заседании Правительства Санкт-Петербурга, опубликовано в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" N 24 28.06.2010 (т.1 л.д. 156-219, т.5 л.д. 228-231); постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2015 N 298, которым в указанный нормативный правовой акт внесены оспариваемые положения, принято по согласованию с членами Правительства Санкт-Петербурга, опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (gov.spb.ru), 02.04.2015 (т.2 л.д. 69-110, т.6 л.д. 9-11, 69), постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 N 279 принято по согласованию с членами Правительства Санкт-Петербурга и опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (gov.spb.ru) 29.04.2014 (т.2 л.д. 111-203, т.6 л.д.12-13).
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением требования к форме акта, соблюдением процедуры принятия, установленной статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" и Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 N 100, и опубликованы в установленном в соответствующий период порядке (в соответствии с пунктом 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также материалов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с действующим законодательством", пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга").
Оценивая доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативных правовых актов действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Федеральный закон об информации, определяя в пункте 12 статьи 2 понятие оператора информационной системы, как лица, осуществляющего деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных, не раскрывает понятие "эксплуатация информационной системы". При этом этим Федеральным законом установлено, что особенности эксплуатации государственных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с нормативными правовыми актами государственных органов, принимающих решения о создании таких информационных систем (пункт 5 статьи 13); государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (пункт 1 статьи 14).
Таким образом, федеральный законодатель определил право государственного органа субъекта Российской Федерации, определяя особенности эксплуатации информационной системы, установить полномочия оператора информационной системы при осуществлении деятельности по ее эксплуатации исходя из целей и задач создаваемой информационной системы.
Согласно пункту 2 Положения о МАИС ЭГУ целями создания этой системы являются: обеспечение предоставления заявителям государственных и муниципальных услуг в электронном виде; обеспечение реализации принципа одного окна на территории Санкт-Петербурга на основе комплексной автоматизации процедур предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения современных унифицированных информационно-коммуникационных технологий и их применения при предоставлении государственных и муниципальных услуг; обеспечение взаимодействия многофункционального центра и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им организаций, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций); улучшение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также обслуживания заявителей; сокращение бумажного документооборота при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций); минимизация затрат средств бюджета Санкт-Петербурга при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций); повышение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, организаций при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций); осуществление процедур согласования, требующихся при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе путем межведомственного электронного взаимодействия в случае отсутствия информационной системы, автоматизирующей предоставление (исполнение) государственной услуги (функции).
Согласно разделу 3 Положения в состав МАИС ЭГУ входят следующие подсистемы: подсистема "Портал "Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге"; подсистема "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Санкт-Петербурга"; подсистема формирования и исполнения регламентов электронного взаимодействия; подсистема мониторинга процессов предоставления государственных и муниципальных услуг; подсистема информационной безопасности; подсистема внутреннего электронного документооборота и делопроизводства многофункционального центра; подсистема "Электронный архив"; подсистема "Кабинет согласований"; подсистема "Программный комплекс "Межведомственное взаимодействие".
Указанные цели и специфика МАИС ЭГУ позволяют говорить об особом стратегическом статусе этой информационной системы для Санкт-Петербурга, как системы, обеспечивающей предоставление заявителям государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе посредством круглосуточного их доступа к информационному ресурсу.
Пунктом 2.1 Положения об ИС ИАО установлено, что целью функционирования этой системы является повышение эффективности государственного управления; система обеспечивает систематизацию и анализ: информации об уровне социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в том числе в сопоставлении с общероссийской и мировой статистикой и стандартами; информации по показателям оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; информации о бюджетном планировании и об исполнении бюджета Санкт-Петербурга, включая информацию о кассовом исполнении бюджета Санкт-Петербурга и бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга; информации по мониторингу общественного мнения в Санкт-Петербурге; государственной официальной статистической информации, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ; картографической информации и связанных с ней данных об объектах и ресурсах на территории Санкт-Петербурга; справочной информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2.2. задачами функционирования ИС ИАО являются: обеспечение информационно-аналитической и информационно-справочной поддержки принятия управленческих решений Губернатором Санкт-Петербурга, Правительством Санкт-Петербурга, должностными лицами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе на основе информации, получаемой из ГАС "Управление"; систематическое представление в Ситуационный центр Санкт-Петербурга информационно-аналитических и информационно-справочных материалов, разрабатываемых в рамках информационно-аналитического обеспечения Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; сбор, актуализация, предварительная обработка, структурирование, интеграция и хранение информации о социально-экономическом развитии, основных сферах жизнедеятельности Санкт-Петербурга, в том числе районов Санкт-Петербурга, о социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа; осуществление мониторинга социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в том числе районов Санкт-Петербурга, включая мониторинг общественного мнения и социальных проблем; ведение мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и представление результатов в ГАС "Управление"; выполнение аналитической обработки информации, решение расчетно-аналитических задач, получение агрегированных текущих и прогнозных оценок развития Санкт-Петербурга на основе современных информационных технологий; моделирование социально-экономического развития Санкт-Петербурга и решение задач прогнозирования динамики ключевых показателей на краткосрочную и среднесрочную перспективу, представление результатов в органы государственной власти Санкт-Петербурга и ГАС "Управление" в регламентированном и оперативном порядке; обеспечение изучения общественного мнения по вопросам, связанным с общественно-политической ситуацией в Санкт-Петербурге, осуществлением исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга своих полномочий, выявления уровня удовлетворенности населения текущим состоянием социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Указанные цели и задачи также позволяют говорить об особом стратегическом статусе ИС ИАО для работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также как системы, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление", и которая согласно пункту 5 указанного постановления Правительства Российской Федерации должна обеспечить достоверность и своевременность предоставления данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в систему "Управление".
Как следует из пояснений представителя административного ответчика именно специфика рассматриваемых информационных систем, требующая их бесперебойной работы, определила особенность их эксплуатации, связанную с необходимостью установления лица, которое одновременно выполняет работы по развитию, эксплуатации и сопровождению в процессе их эксплуатации.
Оценивая эту позицию административного ответчика, суд учитывает следующее.
В силу требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона об информации государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Частью 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе установлено два способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственному или муниципальному контракту: конкурентный и осуществление закупки у единственного исполнителя; перечень оснований, при наличии которых допускается закупка у единственного исполнителя, предусмотрен частью 1 статьи 93 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе для заказчика неконкурентным способом - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - допускается проведение закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, заказ размещается без проведения торгов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае, если соответствующие работы, услуги могут осуществляться (оказываться) исключительно подведомственными органам исполнительной власти государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями в соответствии с их полномочиями, установленными нормативными правовыми актами федерального либо регионального уровня. При этом реализация соответствующих полномочий не может восприниматься как произвольная, она опирается на статус соответствующих юридических лиц (предприятий, учреждений), задачи и цели их деятельности, объем их правосубъектности и не может рассматриваться в отрыве от объективных потребностей властных структур (заказчиков) в условиях динамичного гражданского оборота и эффективного функционирования товарных рынков.
Как следует из представленных суду государственных контрактов на создание (развитие), эксплуатацию, сопровождение МАИС ЭГУ и ИС ИАО, они были заключены государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе как на основе конкурентных, так и неконкурентного способа закупки, выбранного государственным заказчиком, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.
Административный истец, указывая на то, что Федеральным законом об информации и Законом Санкт-Петербурга от 07.07.2009 N 371-70 не установлено, что оператор информационной системы вправе безальтернативно оказывать услуги не только по эксплуатации, но также по разработке, сопровождению, модернизацию и развитию соответствующей государственной информационной системы Санкт-Петербурга, ссылается на то, что в связи с предоставленными оператору информационной системы оспариваемых полномочиями, несмотря на наличие конкурентного рынка, Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга осуществляется закупка за счет бюджетных средств услуг ГУП "СПб ИАЦ" не только по эксплуатации, но и по разработке, сопровождению, модернизации и развитию соответствующий государственной информационной системы Санкт-Петербурга, и заключение с ним государственных контрактов способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, что не допускает конкуренции за право исполнения государственных контрактов, препятствует осуществлению деятельности по предмету контрактов иным хозяйствующим субъектам.
В этой связи следует учитывать, что законность действий государственного заказчика Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, который от имени Санкт-Петербурга, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, заключал государственные контракты на создание (развитие), эксплуатацию, сопровождение МАИС ЭГУ с СПБ ГУП "СПб ИАЦ", как единственным исполнителем, была проведена арбитражными судами в рамках рассмотрения дела N N... по обжалованию решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС) от 20.11.2018 N N... о признании в действиях указанного Комитета нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 153-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в закупке за счет бюджетных средств у СПб ГУП "СПб ИАЦ" работ по эксплуатации, сопровождению и развитию МАИС ЭГУ в 2017 и в 2018 году способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отсутствие правовых оснований, установленных Законом о контрактной системе.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2019 года по указанному делу оспариваемое решение УФАС по Санкт-Петербургу признано недействительным (т.1 л.д.93-99), указанное решение оставлено без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 года (т. 1 л.д. 85-92) и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.2019 года (т. 1 л.д. 110-116), определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2020 года Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (т.1 л.д. 100-102).
Указанными судебными актами установлено, что СПб ГУП "СПб ИАЦ" владеет всей информацией и инструментарием для качественного выполнения всего комплекса работ в отношении МАИС ЭГУ с соблюдением требований по защите информации, хранящейся и поступающей в систему, обладает особым опытом и знаниями в части архитектуры системы, процесса ее создания и развития, соблюдает преемственность методик работы; работы, выполняемые оператором МАИС ЭГУ, представляют собой неразрывно связанный процесс; в связи с постоянным изменением нормативно-правовых актов, определяющих порядок предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг или административных процедур МАИС ЭГУ должна постоянно модифицироваться (что требует выполнение работ по развитию), в целях приведения информационной системы в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами и реализации дополнительных функциональных возможностей; при этом проведение работы по развитию МАИС ЭГУ не должно влиять на бесперебойное функционирование основных сервисов системы; обеспечить штатную работу МАИС ЭГУ может только лицо, которое одновременно выполняет работы по развитию, эксплуатации и сопровождению МАИС ЭГУ, способное аккумулировать все задачи, необходимые для выполнения в рамках системы, поддерживая ее бесперебойную работу.
Аналогичные обстоятельства в отношении ИС ИАО установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 мая 2020 года по делу N N..., которым было признано недействительным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС) от 06.11.2018 N N... о признании в действиях Комитета нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 153-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в закупке за счет бюджетных средств у СПб ГУП "СПб ИАЦ" работ по эксплуатации, сопровождению и развитию ИС ИАО в 2017 и в 2018 году способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отсутствие правовых оснований, установленных Законом о контрактной системе (т.1 л.д.103-109).
Таким образом, указанными судебными актами установлено, что исходя из целей создания и задач МАИС ЭГУ и ИС ИАО, особенностями эксплуатации этих информационных систем объективно является необходимость обеспечения их оператором также развития информационных систем в рамках осуществления функций по их эксплуатации.
В связи с изложенным отсутствуют основания полагать, что включение в функции оператора МАИС ЭГУ программно-технологической разработки и модернизации отдельных компонентов МАИС ЭГУ и МАИС ЭГУ в целом, а в функции оператора ИС ИАО модернизации и программно-технологического развития отдельных элементов Системы и Системы в целом, при определении особенностей эксплуатации этих информационных систем оспариваемыми нормативными правовыми актами противоречит требованиям пункта 2 статьи 2, пункта 5 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Федерального закона об информации, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Доводы административного истца о том, что указанные судебные постановления не имеют преюдициального значения для настоящего дела не могут быть приняты судом, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вместе с тем, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу обратилось в суд в рамках настоящего административного дела на основании предоставленных статьей 22 и пунктом 5.1 части 1 статьи 23 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольному органу полномочий по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, направленного на обеспечение поддержки конкуренции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то есть в защиту публичных интересов; в рамках вышеуказанных рассмотренных арбитражным судом дел этот государственный орган принимал участие в связи с осуществлением тех же функций, направленных, на обеспечение проведения конкурентных процедур при реализации оспариваемых нормативных правовых актов в защиту публичных интересов.
При таких обстоятельствах, учитывая, арбитражные суды при проверке обоснованности размещения государственного заказа без проведения торгов у единственного поставщика на основании оспариваемых нормативных правовых актов проверили правомерность реализации соответствующих полномочий с учетом объективных потребностей властных структур (заказчика) в условиях функционирования конкурентного товарного рынка, отсутствуют основания для установления в рамках настоящего дела обстоятельств, уже установленных арбитражными судами при разрешении спора с УФАС о защите конкуренции по применению оспариваемых положений нормативных правовых актов.
Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения обеспечивают возможность совмещения оператором информационных систем в нарушение требований части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 165-ФЗ "О защите конкуренции" функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации функций хозяйствующего субъекта, являются ошибочными, поскольку, как установлено вышеуказанными решениями арбитражных судов, на основании оспариваемых положений государственный заказчик заключает государственные контракты способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, который не налагает на государственного заказчика обязанности предусмотреть в документации по закупке обязанность личного исполнения подрядчиком обязательств по государственным контрактам, и, следовательно, допускает привлечение исполнителем субподрядчиков.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении оспариваемыми положениями прав участников рынка информационно-коммуникационных работ (услуг в сфере информационных технологий) со ссылкой на то, что рынок по созданию, сопровождению, модернизации, развитию информационных систем, является конкурентным, что, по мнению административного истца подтверждается фактом заключения СПб ГУП "ИАЦ" в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам договоров подряда с субподрядными организациями, которых СПб ГУП "ИАЦ" привлекает на выполнение работ как по сопровождению и развитию информационных систем, так и для ее эксплуатации.
При этом необходимо отметить, что из обзора административного истца по результатам проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке информационно-коммуникационных работ за 2018 года (т. 6 л.д. 85-97), представленных суду государственных контрактов и заключенных СПб ГУП "СПб ИАЦ" договоров подряда (т. 6 л.д. 110-120), а также решений Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по вышеуказанным делам следует, что оператор информационных систем привлекал субподрядчиков на крайне малый объем работ, связанных исключительно с выполнением второстепенных задач, что не свидетельствует о наличии конкурентного рынка именно в оспариваемой сфере деятельности оператора информационных систем.
Сведений о конкретных лицах, которые могли бы претендовать на заключение государственного контракта по всему объему функций оператора рассматриваемых информационных систем, касающихся их развития и модернизации, административным истцом не представлено. Согласно пояснениям представителя административного ответчика, АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", на основании заявления которого было возбуждено УФАС дело по нарушению антимонопольного законодательства, никогда не являлось участником контрактных процедур по развитию и сопровождению информационных систем, что административным истцом не оспаривается.
С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания их недействующими не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими абзаца 9 раздела 4-1 Положения о Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07 июня 2010 N 736 "О создании Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде" в части слов "программно-технологическую разработку и модернизацию отдельных компонентов МАИС ЭГУ и МАИС ЭГУ в целом" и абзаца 14 пункта 4.4 раздела 4 Положения об Интегрированной системе информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 N 279 "О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" в части слов "модернизацию и программно-технологическое развитие отдельных элементов Системы и Системы в целом" - отказать.
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Санкт-Петербургский городской суд
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2020 г. N 3а-156/2020
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г. по делу N 66а-77/2021 настоящее решение отменено