В целях повышения качества жизни и создания благоприятных условий для длительного и независимого проживания граждан пожилого возраста, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, лиц, потерявших способность к самообслуживанию в связи с временной и (или) длительной утратой трудоспособности, а также в целях повышения эффективности организации предоставления услуг приказываю:
1. Утвердить типовое Положение о Школе реабилитации и ухода (Школе родственного ухода).
2. Руководителям заинтересованных государственных учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство), на основании типового положения о Школе реабилитации и ухода (Школе родственного ухода), указанного в пункте 1 настоящего приказа, разработать и утвердить Положение о Школе реабилитации и ухода (Школе родственного ухода) в возглавляемом ими государственном учреждении.
3. Управлению по делам инвалидов (Качелину) довести настоящий приказ до сведения заинтересованных государственных учреждений, подведомственных министерству.
4. Контроль за организацией исполнения настоящего приказа возложить на руководителя управления по делам инвалидов Качелина И.В.
5. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. министра |
О.Ю. Рубежанский |
Утверждено
приказом министерства
социально-демографической и семейной
политики Самарской области
от 10.02.2021 N 63
Типовое положение
о Школе реабилитации и ухода (Школе родственного ухода)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность Школы реабилитации
и ухода (Школы родственного ухода) (далее - Школа).
1.2. Организация деятельности Школы осуществляется
___________________________________________________________________,
(наименование учреждения)
(далее - Учреждение социального обслуживания).
1.3. Школа при необходимости может организовать свою работу во
взаимодействии с организациями различной ведомственной
принадлежности.
2. Слушатели Школы
2.1. Слушателями Школы являются:
инвалиды, в том числе дети-инвалиды в сопровождении родителей или
иных законных представителей; граждане пожилого возраста;
лица, потерявшие способность к самообслуживанию в связи с временной
и (или) длительной утратой трудоспособности (далее -
нетрудоспособные лица);
родственники и иные лица, осуществляющие уход за инвалидами, в том
числе детьми-инвалидами, пожилыми гражданами и нетрудоспособными
лицами по месту проживания (пребывания) (далее - лица,
осуществляющие уход);
специалисты Учреждений социального обслуживания, а также иных
заинтересованных организаций, сотрудники которых осуществляют уход
за гражданами пожилого возраста, инвалидами, в том числе
детьми-инвалидами, нетрудоспособными лицами.
2.2. Граждане, указанные в абзацах 2-4 пункта 2.1. настоящего
типового Положения могут быть слушателями Школы, вне зависимости от
признания их нуждающимися в предоставлении социального обслуживания
и разработки индивидуальной программы предоставления социальных
услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г.
N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации".
3. Основные цели и задачи
3.1. Целями деятельности Школы являются:
создание условий для длительного и независимого проживания пожилых
граждан, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных
лиц в привычном окружении, сохранение их самостоятельности и
автономности с целью обеспечения достойного качества жизни, а также
создание условий для предотвращения или преодоления их социальной
изоляции;
достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации
пожилых граждан, инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
нетрудоспособных лиц в привычной для них социальной среде;
создание благоприятной психоэмоциональной обстановки для пожилых
граждан, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных
лиц по месту их проживания (пребывания);
организация поддержки родственников и иных лиц, осуществляющих уход,
расширение возможности их трудоустройства и обучения;
снижение потребности в услугах организаций здравоохранения и
стационарных учреждений социального обслуживания.
3.2. Задачами Школы являются:
3.2.1. Обучение Слушателей Школы:
навыкам и принципам общего ухода, в том числе долговременного;
методам контроля за изменениями состояния здоровья;
методам и способам профилактики осложнений различных заболеваний;
основам правильного позиционирования и перемещения;
методам дезинфекции;
навыкам медицинских манипуляций;
навыкам персональной сохранности;
навыкам сохранения социальной активности, сохранения социальных
связей, привычного образа жизни;
методам самообслуживания и самоконтроля;
методам психоэмоциональной саморегуляции и навыкам, релаксации;
способам поддержания позитивного психологического климата в семье;
правилам использования технических средств реабилитации, в том числе
находящихся в пунктах проката, организованных в Учреждениях
социального обслуживания.
3.2.2. Информирование и консультирование Слушателей Школы по:
организации домашнего пространства для адаптации его к потребностям
нуждающегося, человека;
методам реабилитации в домашних условиях;
видам технических средств реабилитации;
альтернативным способам коммуникации;
вопросам социального обслуживания, социальной защиты и мерам
социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, нетрудоспособных лиц.
4. Формы работы Школы
4.1. В работе Школы используются, индивидуальная и групповая формы
работы.
4.2. Индивидуальная форма работы предполагает индивидуальное
консультирование и обучение.
Занятия могут проходить как на базе комнаты социально-бытовой
адаптации, представляющей собой адаптированное под нужды
маломобильных групп населения помещение, оснащенное мебелью и
техническими средствами реабилитации, так и с выездом на дом к
пожилому гражданину, инвалиду, в том числе ребенку-инвалиду,
нетрудоспособному лицу мультидисциплинарной бригады, сформированной
в Учреждении социального обслуживания.
Примерный перечень оборудования комнаты социально-бытовой адаптации
учреждений социального обслуживания содержится в Приложении 1 к
настоящему Положению.
4.3. Групповая форма предусматривает проведение не реже 1 раза в
месяц занятий в форме лекций, семинаров, тренингов и иных подобных
форм, в том числе с привлечением (по согласованию) специалистов
организаций различной ведомственной принадлежности (организации
здравоохранения, бюро медико-социальной экспертизы и иные).
5. Организация деятельности Школы
5.1. Деятельность Школы осуществляется на безвозмездной основе в
соответствии с режимом работы Учреждения социального обслуживания.
5.2. Руководителем Учреждения социального обслуживания определяется
лицо, ответственное за организацию работы Школы (далее -
ответственное лицо).
5.3. Ответственным лицом разрабатываются планы работы на год,
квартал и месяц, учебные планы занятий, графики их проведения. Планы
и графики утверждаются руководителем Учреждения социального
обслуживания.
5.4. Обучение проводится ответственным сотрудником Учреждения
социального обслуживания.
5.5. В целях учета деятельности Школы слушателю выдается для
заполнения заявление по форме согласно Приложению 2 к настоящему
Положению, а также ведется Журнал регистрации услуг, предоставленных
в рамках Школы реабилитации и ухода (Школы родственного ухода), по
форме согласно Приложению 3 к настоящему Положению.
5.6. Информация о деятельности Школы размещается на информационных
стендах Учреждений социального обслуживания, в
информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том
числе в сети Интернет), публикуется и размещается в средствах
массовой информации.
5.7. Ежеквартально в целях информирования о деятельности,
осуществляемой Школой, Учреждением социального обслуживания
разрабатываются информационные материалы (буклеты, листовки и т.п.).
6. Учет и контроль деятельности Школы
6.1. Контроль за деятельностью Школы осуществляется руководителем
Учреждения социального обслуживания.
6.2. Деятельность Школы подлежит отдельному статистическому учету.
Ответственным лицом ежеквартально формируется отчет о деятельности
Школы по форме согласно Приложению 4 к настоящему Положению.
6.3. В целях оценки эффективности работы Школы ежеквартально
проводится анкетирование не менее 50% слушателей Школы по форме
анкеты согласно Приложению 5 к настоящему Положению.
6.4. Отчет о деятельности Школы Учреждения социального обслуживания
направляют в министерство социально-демографической и семейной
политики Самарской области в срок до 5 числа месяца, следующего за
отчетным периодом.
Приложение 1
к типовому положению
о Школе реабилитации и ухода
(Школе родственного ухода)
утвержденному приказом министерства
социально-демографической и семейной
политики Самарской области
от 10.02.2021 N 63
Примерный перечень
оборудования комнаты социально-бытовой адаптации учреждений социального обслуживания
Зона "Прихожая"
N п/п |
Наименование оборудования |
1 |
Стенд реабилитационный |
2 |
Прихожая |
3 |
Мобильный подъемник |
4 |
Кресло-коляска с ручным приводом, прогулочная |
5 |
Кресло-коляска с ручным приводом, активного типа |
6 |
Кресло-коляска с электроприводом |
7 |
Ходунки для взрослых шагающие |
8 |
Ходунки детские |
9 |
Трость опорная |
10 |
Трость 4-опорная |
11 |
Костыли с опорой под локоть |
12 |
Костыли с опорой на предплечье |
13 |
Костыли подмышечные взрослые |
14 |
Костыли подмышечные детские |
15 |
Захват для удержания предметов |
16 |
Приспособление для удерживания ключа |
Зона "Жилая комната"
N п/п |
Наименование оборудования |
1 |
Кровать многофункциональная |
2 |
Противопролежневый матрац |
3 |
Противопролежневая подушка |
4 |
Веревочная опора |
5 |
Опора металлическая |
6 |
Изголовье с регулируемой высотой |
7 |
Подушка-устройство для подъема пациента |
8 |
Столик прикроватный |
9 |
Подъемник для транспортировки с механическим приводом |
10 |
Подъемник для транспортировки гидравлический |
11 |
Тканевая складная ванна-простыня |
12 |
Кресло-стул с санитарным оснащением |
13 |
Судно |
14 |
Мочеприемник "Утка" полимерный (муж) |
15 |
Тренажер Параподиум динамический |
16 |
Медицинский термометр с речевым выходом |
17 |
Медицинский тонометр с речевым выходом |
18 |
Сигнализатор звука световой |
19 |
Сигнализатор звука вибрационный |
20 |
Приспособление для застегивания, расстегивания пуговиц |
21 |
Приспособление для одевания носок |
22 |
Приспособление для одевания колгот |
23 |
Захват для одевания рубашек |
24 |
Захваты |
25 |
Прибор для письма шрифта Брайля |
26 |
Монокуляр |
27 |
Лупа |
28 |
Мягкая профильная насадка на пишущие принадлежности |
29 |
Многофункциональный ручной напальцевый держатель тонких удлиненных предметов |
30 |
Ручка с поддержкой и креплением для запястья и для предплечья, типа Якорь. |
31 |
Телефон с усилением звука |
32 |
Диктофон |
33 |
Устройство для чтения говорящих книг |
34 |
Калькулятор с синтезатором речи |
35 |
Набор игл для незрячих |
36 |
Нитковдеватель |
37 |
Манекен |
Зона "Туалетная комната"
N п/п |
Наименование оборудования |
1 |
Терапевтическая складная расческа на составной удлиненной ручке |
2 |
Терапевтическая массажная расческа |
3 |
Прут-держатель с насадкой из миниполотенца для гигиенических процедур межпальцевых пространств нижних конечностей |
4 |
Поворотный держатель с захватом для вращения вентилей сантехнических кранов |
5 |
Мочалка-массажер для мытья головы |
6 |
Мочалка на удлиненной рукоятке для мытья тела |
7 |
Многофункциональный держатель с насадками из губок, щетки для гигиенических процедур поверхностей нижних конечностей |
8 |
Массажный аппликатор для тела с насадками для наполнителя (моющие средства) |
9 |
Выдавливатель зубной пасты и других косметических средств |
10 |
Банная губка на удлиненной рукоятке |
11 |
Умывальник передвижной |
12 |
Подставка для ванной |
13 |
Стул для ванной |
14 |
Держатель для полотенец |
15 |
Сиденье-надставка на унитаз |
16 |
Сиденье для ванной |
17 |
Душевая кабина |
18 |
Держатель для туалетной бумаги |
19 |
Набор поручней |
20 |
Противоскользящее напольное устройство (коврик) в ванной комнате |
Зона "Кухня"
N п/п |
Наименование оборудования |
1 |
Микроволновая печь |
2 |
Плита электрическая |
3 |
Холодильник |
4 |
Кухонный рабочий стол с мойкой |
5 |
Приспособление для чистки и нарезания продуктов |
6 |
Специальная разделочная доска с фиксаторами продуктов |
7 |
Специальное устройство для открывания банок и бутылок |
8 |
Опрокидыватель для электрочайника |
9 |
Приспособление для заточки ножей |
10 |
Набор ножей |
11 |
Специальное устройство для открывания консервных банок |
12 |
Вакуумная кружка специальная |
13 |
Специальные столовые приборы (ложка, вилка, нож) |
14 |
Дозатор для сыпучих продуктов |
15 |
Держатель для столовых приборов |
16 |
Подставка, препятствующая скольжению тарелки |
17 |
Тарелка с глубоким дном для еды без рук |
18 |
Обеденные тарелки с утяжеленным дном |
19 |
Ограничитель на тарелку |
Приложение 2
к типовому положению
о Школе реабилитации и ухода
(Школе родственного ухода)
утвержденному приказом министерства
социально-демографической и семейной
политики Самарской области
от 10.02.2021 N 63
Директору ____________________________
от гр. _______________________________
(Ф.И.О. полностью)
дата рождения ________________________
паспорт: серия _________ N __________,
выдан ________________________________
адрес места проживания _______________
телефон ______________________________
Заявление
Я, _________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
в целях получения услуг по обучению основам ухода и реабилитации,
информированию и консультированию прошу включить меня в "Школу
реабилитации и ухода".
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ
"О персональных данных" даю согласие на обработку моих персональных
данных в целях получения услуг Школы.
_______________ _____________________________ _________________
(подпись) (инициалы, фамилия) (дата)
Приложение 3
к типовому положению
о Школе реабилитации и ухода
(Школе родственного ухода)
утвержденному приказом министерства
социально-демографической и семейной
политики Самарской области
от 10.02.2021 N 63
Журнал
регистрации услуг, предоставленных в рамках Школы реабилитации и ухода (Школы родственного ухода)
N п/п |
Дата, предоставления услуги |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Адрес, телефон |
Категория |
Индивидуальная форма |
Групповая форма |
Содержание услуги |
примечания |
|||
В рамках ШРУ |
На базе КСБА |
При выезде МДБ |
В рамках ШРУ |
На базе КСБА |
||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
к типовому положению
о Школе реабилитации и ухода
(Школе родственного ухода)
утвержденному приказом министерства
социально-демографической и семейной
политики Самарской области
от 10.02.2021 N 63
Отчет
о деятельности Школы реабилитации и ухода (Школы родственного ухода) государственного _________________ учреждения Самарской области "________________________" за период ____________________
КЦСОН округ |
Количество граждан, подучивших услуги в ШРУ |
Количество проведенных занятий в рамках ШРУ |
Мероприятия (лекции, семинары, индивидуальные консультации и т.п.), приведенные на базе |
Разработанные информационные материалы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
инвалиды |
дети-инвалиды |
родственники |
сотрудники учреждений здравоохранения |
сотрудники учреждений социального обслуживания |
граждане пожилого возраста |
прочие |
Всего |
из них в КСБА |
из них при выезде МДБ |
Групповые |
Индивидуальные |
Всего |
из них в КСБА |
из них индивидуальных в рамках выездов МДБ |
учреждений социального обслуживания |
учреждений здравоохранения |
иных организаций |
Всего |
буклеты |
памятки |
стенды |
информация в СМИ |
Всего |
|||||||||||||||||||
инвалиды |
дети-инвалиды |
родственники |
сотрудники учреждений здравоохранения |
сотрудники учреждений социального обслуживания |
граждане пожилого возраста |
прочие |
Всего |
инвалиды |
граждане пожилого возраста |
нетрудоспособные лица |
Всего |
Групповые |
индивидуальные |
Всего |
||||||||||||||||||||||||||||
1 гр |
2 гр |
3 гр |
1 гр |
2 гр |
3 гр |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
|
1 |
районы округа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор _________________
Приложение 5
к типовому положению
о Школе реабилитации и ухода
(Школе родственного ухода)
утвержденному приказом министерства
социально-демографической и семейной
политики Самарской области
от 10.02.2021 N 63
Анкета
для лиц, получивших услуги
в "Школе реабилитации и ухода (Школе родственного ухода)"
государственного _________ учреждения Самарской области "__________" за период __________________
N |
Вопрос |
Количество респондентов, ответивших "ДА" |
Количество респондентов, ответивших "НЕТ" |
1 |
Снизилась ли после занятий в ШРУ потребность в услугах организаций здравоохранения? |
|
|
2 |
Научились ли Вы пользоваться техническими средствами реабилитации? |
|
|
3 |
Ведете ли Вы дневник систематического наблюдения за состоянием здоровья? |
|
|
4 |
Проводите ли Вы занятия для восстановления двигательной активности в домашних условиях? |
|
|
5 |
Смогли ли ВЫ (или ВАШИ родственники) освободить дополнительное свободное время? |
|
|
6 |
Смогли ли ВЫ (или ВАШИ родственники) после занятий вернуться к привычной трудовой деятельности? |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 10 февраля 2021 г. N 63 "Об утверждении типового Положения о Школе реабилитации и ухода (Школе родственного ухода)"
Вступает в силу с 12 февраля 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 12 февраля 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 февраля 2021 г. N 6301202102150002, в газете "Волжская коммуна" от 17 февраля 2021 г. N 22