Основные направления правового регулирования конкурсных отношений
с участием кредитной организации
Система кредитных организаций представляет собой один из самых важных элементов экономики любого современного государства, от которого во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Это стало одной из причин принятия Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в редакции от 8 декабря 2003 г.)*(1) (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций).
Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, регулирует особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами), их ликвидации в порядке конкурсного производства*(2). При этом регулированию последней группы отношений в Законе о банкротстве кредитных организаций уделено много внимания.
Также, в определенной части, правовому регулированию несостоятельности (банкротству) кредитных организаций посвящен и Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций"*(3) (в редакции от 8 декабря 2003 г. с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П*(4)).
Центральное место среди нормативных правовых актов, регулирующих конкурсные отношения в России, занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)"*(5), вступивший в силу 3 декабря 2002 г. (далее Закон - 2002 г.).
К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон 2002 г. в соответствии с его ст. 180 применяется с особенностями, установленными Законом о банкротстве кредитных организаций.
Как видно из текста ст. 180 Закона 2002 г., законодатель одновременно использует понятия финансовой организации и кредитной организации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(6) (в редакции от 30 декабря 2001 г. с изменениями, вступившими в силу с 1 июля 2002 г.) под финансовой организацией в широком смысле понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера. К финансовым организациям относятся также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иные организации, которые осуществляют операции на рынке финансовых услуг.
Закон 2002 г. исходит из узкого понимания финансовой организации и относит к ним кредитные организации, страховые организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предметом рассмотрения данной статьи являются особенности правового регулирования конкурсного производства именно кредитной организации.
Кредитной организацией в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в редакции от 23 декабря 2003 г.) "О банках и банковской деятельности"*(7) является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка России имеет право осуществлять банковские операции. Исчерпывающий перечень банковских операций, осуществляемых кредитными организациями в Российской Федерации, также закреплен Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций).
В соответствии со ст. 181 Закона 2002 г. основания для признания кредитной организации банкротом определяются Законом о банкротстве кредитных организаций.
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления оговоренной даты. Закон о банкротстве кредитных организаций и Закон 2002 г. сохраняют общий принцип банкротства кредитных организаций - судебным процедурам предшествует проведение Центральным банком России специальных внесудебных процедур, направленных на восстановление платежеспособности кредитной организации.
В качестве мер, направленных на предупреждение банкротства кредитной организации, в ст. 3 Закона о банкротстве кредитных организаций названы: 1) финансовое оздоровление кредитной организации; 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; реорганизация кредитной организации. Тот же Закон определяет: основания, порядок и условия для осуществления данных мер; обязанности кредитной организации, ее учредителей (участников); право Центрального банка России потребовать от кредитной организации осуществить меры по финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию; порядок проведения процедур предупреждения банкротства.
В развитие рассматриваемых положений Центральный банк России издает инструкцию от 12 июля 1999 г. N 84-И (в редакции от 26 июня 2002 г.) "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций"*(8), которая в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций устанавливает особенности порядка осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
В соответствии со ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются в случаях, когда конкретная кредитная организация:
1) не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
3) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Центральным банком России;
4) нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Центральным банком России;
5) нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Центральным банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
6) допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка России.
Переход к судебным мероприятиям в отношении кредитной организации допускается, только если ее положение безнадежно, т.е. специальные внесудебные процедуры не привели к положительному результату - восстановлению платежеспособности кредитной организации.
Арбитражный суд может возбудить производство по делу о признании кредитной организации банкротом, если одновременно имеются следующие признаки банкротства кредитной организации:
1) неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;
2) срок неисполнение указанных требований и (или) обязанности - не менее одного месяца после назначенной даты;
3) факт отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (в соответствии с п. 2 ст. 181 Закона 2002 г. и ст. 36 Закона о банкротстве кредитных организаций дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций);
4) требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1 тыс. МРОТ (данный критерий, закрепленный в Законе о банкротстве кредитных организаций, видимо, должен быть изменен, так как по Закону 2002 г. дело о банкротстве должника - юридического лица может быть возбуждено, если требования к нему кредиторов в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Несомненно, что в отношении кредитной организации требования кредиторов должны быть не ниже указанной суммы и не зависеть от установленного МРОТ).
В пунктах 1 и 2 информационного письма от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(9) Президиум ВАС РФ указал, что в соответствии с п.2 ст. 181 Закона 2002 г. и ст. 40 Закона о банкротстве кредитных организаций наличие приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является необходимым условием принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о признании данной кредитной организации банкротом.
Если к моменту рассмотрения вопроса о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом вынесено решение о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации указанной лицензии, арбитражный суд на основании ст. 43 Закона о банкротстве кредитных организаций возвращает заявление о признании кредитной организации банкротом.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" обжалование решения Банка России об отзыве лицензии или применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливает действия указанного решения и не свидетельствует о сохранении лицензии у кредитной организации применительно к законодательству о банкротстве.
Если приказ Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации признается недействительным после принятия заявления о признании этой организации банкротом, но до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ*(10) (арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде).
Если приказ Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации признается недействительным после принятия решения о признании этой организации банкротом, производство по делу о банкротстве кредитной организации продолжается в общем порядке.
Правом на обращение в арбитражный суд в соответствии со ст. 35 Закона о банкротстве кредитных организаций обладают:
а) кредитная организация - должник;
б) кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
в) Центральный банк России (в том числе в случаях, когда Центральный банк России не является кредитором кредитной организации);
г) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган - по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Можно констатировать, что в настоящее время при банкротстве кредитных организаций роль учредителей (участников) данного юридического лица, а также его кредиторов крайне незначительна.
О судебных процедурах конкурсного процесса говорит ст. 182 Закона 2002 г. На основании п. 1 ст. 182 Закона 2002 г. по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений: о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или об отказе в признании кредитной организации банкротом.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства. Пункт 1 ст. 3 Закона о банкротстве кредитных организаций к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций помимо назначения временной администрации относит финансовое оздоровление, которое трактуется как мера по предупреждению банкротства и не рассматривается Законом о банкротстве кредитных организаций как отдельная процедура. Итак, в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, в отношении кредитных организаций не применяются.
Необходимо отметить, что в п.3 информационного письма от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Президиум ВАС РФ указал, что в соответствии со ст. 181 и 182 Закона 2002 г. в отношении кредитной организации не предусматривается возможность введения процедуры наблюдения по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом. В связи с этим после 3 декабря 2002 г. (даты введения в действие Закона 2002 г.) процедура наблюдения, установленная в действующей редакции Закона о банкротстве кредитных организаций, при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций не подлежит применению*(11).
В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном Законом 2002 г., с учетом особенностей, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций (п. 2 ст. 182 Закона 2002 г.).
Текст главы VI Закона о банкротстве кредитных организаций позволяет выделить следующие особенности проведения конкурсного производства при банкротстве кредитной организаций.
1. Арбитражный управляющий должен соответствовать квалификационным требованиям Центрального банка России и иметь выданный им квалификационный аттестат. Указанные требования установлены Центральным банком России в письме от 25 марта 1999 г. N 108-Т "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(12), а также в положениях от 7 августа 2001 г. N 146-П "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций"*(13) и от 17 января 2001 г. N 132-П "О проведении Банком России проверок деятельности арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций и ликвидаторов" (в редакции от 11 января 2002 г.)*(14). Недостатком Закона 2002 г. представляется отсутствие в нем требования к арбитражному управляющему о наличии у последнего соответствующей лицензии. Данный порядок определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(15) (в редакции от 23 декабря 2003 г.), на основании которого деятельность арбитражных управляющих не отнесена к числу лицензируемых, т.е. выходит из-под прямого контроля со стороны государства, однако это положение в ближайшее время, видимо, будет пересматриваться.
2. Конкурсный управляющий при банкротстве кредитной организации обязан выполнять возложенные на него функции добросовестно, учитывая права и законные интересы всех кредиторов. В случае обнаружения в процессе конкурсного производства кредитной организации сделок, осуществленных кредитной организацией в период после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), которые предусмотрены ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), конкурсный управляющий обязан обратиться в суд с требованием о применении к указанным сделкам последствий недействительности ничтожных сделок.
3. В ходе конкурсного производства арбитражный управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Центрального банка России. Центральным банком России утверждено положение от 26 апреля 1999 г. N 75-П "О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликвидационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками"*(16).
4. В течение 10 дней с момента представления конкурсным управляющим в Центральный банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счет в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Центральном банке России.
5. Конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Центральный банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестник Банка России", а также публикует в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда признать кредитную организацию банкротом и открыть конкурсное производство. Указанием Центрального банка России 7 июля 1999 г. N 602-У утвержден порядок публикации объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России"*(17). Также на основании ст. 128 Закона 2002 г. опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном ст. 28 Закона 2002 г. До сведения общественности следует донести следующие сведения:
а) наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;
б) наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
в) дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
г) дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 142 Закона 2002 г. (реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства);
д) адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;
е) сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
6. Конкурсный управляющий в течение 70 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства направляет для опубликования в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестник Банка России", а также в периодическое печатное издание по месту расположения кредитной организации, признанной банкротом, за счет средств последней объявление об осуществлении кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди с указанием порядка и условий этих выплат. Если сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в указанных официальных изданиях в разное время, срок предъявления требований кредиторов исчисляется со дня первого опубликования этих сведений.
7. Конкурсный управляющий в соответствии со ст. 47.2 Закона о банкротстве кредитных организаций ведет реестр требований кредиторов первой очереди, в котором указываются сведения о каждом таком кредиторе и размере его требований по денежным обязательствам. Срок составления указанного реестра, необходимого для осуществления предварительных выплат, составляет два месяца со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
Следует отметить важную особенность, установленную не только ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций, но и ч. 7 п. 1 ст. 64 ГК РФ (в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ "О внесении дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"*(18)). Эта особенность состоит в отнесении к кредиторам первой очереди граждан-кредиторов, причем имеются в виду не кредиторы вообще (например, граждане, являющиеся держателями долговых обязательств банка), а кредиторы-вкладчики, т.е. субъекты договора банковского вклада.
8. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди начинаются не позднее третьего рабочего дня со дня опубликования первого объявления о порядке и об условиях выплат кредиторам первой очереди и проводятся в течение трех месяцев с указанной даты.
На осуществление кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на корреспондентском счете признанной банкротом кредитной организации, используемом в ходе конкурсного производства, на день закрытия реестра требований кредиторов первой очереди. При недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди в полном объеме средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
Сумма требований кредиторов первой очереди должна быть уменьшена на сумму предварительно выплаченных средств, что отражается в реестре требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом. Отчет конкурсного управляющего о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди с приложением реестра требований кредиторов первой очереди для целей осуществления предварительных выплат представляется кредитной организацией, признанной банкротом, в Центральный банк России, арбитражный суд и комитет кредиторов.
9. Требования кредиторов первой очереди в размере, превышающем размер осуществленных предварительных выплат, а также требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов первой очереди для целей осуществления предварительных выплат, удовлетворяются в порядке, определенном ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций. При этом обеспечивается пропорциональное удовлетворение требований всех кредиторов первой очереди.
10. В соответствии со ст. 48 Закона о банкротстве кредитных организаций арбитражный суд, принявший решение о банкротстве кредитной организации, направляет данное решение в Центральный банк России, а также уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
11. Конкурсный управляющий ежемесячно представляет в Центральный банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Центральным банком России.
12. После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, результаты рассмотрения этих требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Сроки составления реестра требований кредиторов и промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.
Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс представляются в Центральный банк России. Последним утверждено положение от 4 октября 2000 г. N 125-П "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России" (в редакции от 13 июня 2002 г.)*(19).
13. На основании ст. 149 Закона 2002 г. после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 125 Закона 2002 г. - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
14. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с даты вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 3 ст. 182 Закона 2002 г.). Наличие этого пункта в Законе 2002 г. напрямую связано с введением в действие с 1 июля 2002 г. Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"*(20) (в редакции от 23 декабря 2003 г.). Можно констатировать, что срок, в течение которого (с даты вынесения определения судом) конкурсный управляющий должен представить определение о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, увеличен для кредитной организации по сравнению с иными юридическими лицами в два раза до десяти дней (в соответствии с п. 2 ст. 149 Закона 2002 г. этот срок равен пяти дням).
15. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляется в Центральный банк России, который, в свою очередь, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы о кредитной организации, необходимые для внесения в указанный реестр записи о ее ликвидации.
16. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свое существование с момента внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.
17. После завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации в Архивный фонд Российской Федерации передаются документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются государственным органом, осуществляющим государственную политику в области архивного дела, и Центральным банком России.
18. В соответствии со ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций особенность распределения конкурсной массы состоит в том, что в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Это же положение закреплено в абз. 2 п. 8 постановления ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(21).
Требования кредиторов по субординированным кредитам (займам) удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов. В целях Закона о банкротстве кредитных организаций под субординированным кредитом (займом) понимается кредит (заем), если он одновременно удовлетворяет следующим условиям:
а) срок предоставления кредита (займа) составляет не менее пяти лет;
б) договор кредита (займа) содержит положение о невозможности его досрочного расторжения;
в) условия предоставления кредита (займа) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов (займов) в момент его предоставления;
г) договор кредита (займа) содержит положение о том, что в случае банкротства кредитной организации требования по этому кредиту (займу) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов. В развитие положений ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций подготовлено письмо Центрального банка России от 12 марта 2001 г. N 44-Т "Об уступке прав (требований) ликвидируемыми кредитными организациями"*(22).
Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ своим постановлением от 12 марта 2001 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также статей 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц" прекратил производство по жалобе о признании неконституционной ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций*(23).
В.Н. Ткачев,
кандидат юрид. наук, доцент
"Законодательство", N 6, июнь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097; 2000. N 2. Ст. 127; 2001. N 26. Ст. 2590; N 33 (ч.1). Ст. 3419; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855.
*(2) Подробнее см., напр.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". М., 2000.
*(3) СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855.
*(4) Там же. 2001. N 29. Ст. 3058.
*(5) Там же. 2002. N 43. Ст. 4190.
*(6) Там же. 1999. N 26. Ст. 3174., 2002. N 1 (ч. 1) Ст.2.
*(7) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч.1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч.1). Ст. 5033, 5037.
*(8) Вестн. Банка России. 1999. N 42-43; 2001. N 8, 55; 2002. N 37.
*(9) Вестн. ВАС РФ. 2003. N 10.
*(10) СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
*(11) Вестн. ВАС РФ. 2003. N 10.
*(12) Вестн. Банка России. 1999. N 19.
*(13) Там же. 2001. N 57-58.
*(14) Там же. 2001. N 7; 2002. N 10.
*(15) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020; N 12. Ст. 1093; N 50. Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169; N 9. Ст. 805; N 11. Ст. 169; N 13. Ст. 1178; N 52 (ч. 1). Ст. 5037.
*(16) Вестн. Банка России. 1999. N 28.
*(17) Там же. N 41.
*(18) СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 773.
*(19) Вестн. Банка России. 2000. N 55; 2002. N 36.
*(20) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037.
*(21) Вестн. ВАС РФ. 2003. N 6.
*(22) Вестн. Банка России. 2001. N 19.
*(23) СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления правового регулирования конкурсных отношений с участием кредитной организации
Автор
В.Н. Ткачев - кандидат юрид. наук, доцент
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 6