Письмами Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.01.2020 N 72/18 и от 18.01.2020 N 72/70 в ФАС России поступили копия приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.12.2020 N 61-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 2457058356)" (далее - Приказ N 61-э), а также экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) N 129-20 на 2021 год (далее - Экспертное заключение). По результатам анализа указанных материалов ФАС России установлено:
Приложениями N 1-2 к Приказу N 61-э утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 27457058356) для населения и приравненных к нему категорий потребителей поселка Светлогорск Туруханского района, городского поселка Снежногорск города Норильска, города Игарки Туруханского района, указанных в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 11.12.2014 N 99-о;
Приложением N 3 к Приказу N 61-э утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 27457058356) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, за исключением потребителей поселка Светлогорск Туруханского района, городского поселка Снежногорск города Норильска, города Игарки Туруханского района, указанных в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 11.12.2014 N 99-о;
Приложениями N 4-5 к Приказу N 61-э утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую от ГЭС покупателям акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 27457058356) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на территориях поселка Светлогорск Туруханского района, городского поселка Снежногорск города Норильска, города Игарки Туруханского района, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категорий потребителей;
Приложением N 6 к Приказу N 61-э утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую от ГЭС покупателям акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 27457058356) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением потребителей поселка Светлогорск Туруханского района, городского поселка Снежногорск города Норильска, города Игарки Туруханского района, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категорий потребителей.
Экспертное заключение содержит анализ соответствия расчета тарифов и формы предоставления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов.
Расчет цен (тарифов) на электрическую энергию на 2021 год, отраженный в Приложениях N 4-6 к Приказу N 61-э и экспертном заключении, выполнен методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В Приказе N 61-э отсутствуют установленные методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочные параметры регулирования акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания".
Выявлено, что Приказ N 61-э принят с нарушением следующих положений действующего законодательства:
1. Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) срок действия утвержденных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, не может составлять менее чем три года и более чем пять лет, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и услуги по передаче электрической энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службой от 29.05.2019 N 686/19 (далее - Методические указания N 686/19).
При этом пунктом 2 приказа ФАС России от 29.05.2019 N 686/19 установлено, что Методические указания N 20-э/2 не применяются при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Таким образом, применение положений Методических указаний N 20-э/2 при установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания", на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, недопустимо.
2. Согласно пункту 19 Методических указаний N 686/19 при расчете цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) (в отношении объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования:
базовый уровень операционных расходов, определяемый в соответствии с пунктом 20 Методических указаний N 686/19;
индекс эффективности операционных расходов, определяемый в соответствии с пунктом 21 Методических указаний N 686/19;
целевые показатели энергосбережения и энергетической эффективности (удельный расход условного топлива (за исключением ядерного) и иные показатели, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности).
Кроме того, пунктом 24 Методических указаний N 686/19 определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рассчитывает необходимую валовую выручку производителя электрической энергии (мощности) (в отношении объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов отдельно на каждый j-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования.
3. Основания, порядок и сроки установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике регламентированы Правилами государственного регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования).
Пунктом 23 Правил государственного регулирования установлено, что экспертное заключение об установлении цен (тарифов) помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Обращаем внимание, что экспертное заключение не соответствуют положениям пункта 23 Правил государственного регулирования и требует дополнительного анализа.
4. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По изложенным выше основаниям Приказ N 61-э не соответствует перечисленным требованиям, которые должны соблюдаться при государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному и регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Отменить приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.12.2020 N 61-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 2457058356)" с 1 апреля 2021 года, устранив указанные выше замечания.
2. Министерству тарифной политики Красноярского края в срок до 19 апреля 2021 года принять решение об установлении с 1 апреля 2021 года цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 2454058356), в соответствии с положениями Основ ценообразования и Методическими указаниями N 686/19.
3. Министерству тарифной политики Красноярского края не позднее 10 марта 2021 года письменно сообщить в ФАС России об исполнении настоящего Приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 февраля 2021 г. N 100/21 "Об отмене приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.12.2020 N 61-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (г. Норильск, ИНН 2457058356)"
Текст приказа опубликован не был