Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ состояния подконтрольной сферы
1.1. В целях реализации положений статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2, постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 января 2019 года N 17 "О некоторых вопросах осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход", постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 августа 2019 года N 193 "О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также в целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня административной нагрузки на подконтрольные субъекты, Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее - Министерство) утверждена настоящая Программа профилактики нарушений, основной задачей которой является формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
1.2. Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, который включает в себя:
лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции) (далее - лицензионный контроль);
государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов (далее - государственный контроль (надзор));
государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции (далее - государственный контроль за представлением деклараций).
1.3. Лицензионный контроль.
1.3.1. Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством мероприятий по лицензионному контролю являются требования, установленные статьями 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Адыгея и органов местного самоуправления Республики Адыгея, регулирующими правоотношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
1.3.2. Подконтрольными субъектами в рамках лицензионного контроля являются:
1) юридические лица, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
2) юридические лица, обратившиеся в Министерство с заявлением о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
1.3.3. По состоянию на 18 декабря 2020 года подконтрольными субъектами в рамках лицензионного контроля являются 232 юридических лица, имеющих лицензию (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В 2020 году Министерством рассмотрено 115 заявлений юридических лиц, из них:
20 заявлений о выдаче лицензии;
31 заявление о продлении срока действия лицензии;
62 заявления о переоформлении лицензии;
2 заявления о досрочном прекращении действия лицензии.
В 2020 году Министерством в рамках лицензионного контроля проведено:
108 внеплановых выездных проверок;
7 внеплановых документарных проверок.
По итогам проверок были выявлены нарушения лицензионных требований, что явилось основанием для отказа 4 соискателям лицензии в выдаче (продлении, переоформлении) лицензии.
1.4. Государственный контроль (надзор).
1.4.1. Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством мероприятий по государственному контролю (надзору) являются требования, установленные статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Адыгея, регулирующими правоотношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
1.4.2. Подконтрольными субъектами в рамках государственного контроля (надзора) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
1.4.3. По состоянию на 18 декабря 2020 года подконтрольными субъектами в рамках государственного контроля (надзора) являются 514 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- юридические лица, имеющие лицензию (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания - 232;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи - 282.
1.4.4. В рамках государственного контроля (надзора) Министерством в 2020 году проведено 8 внеплановых документарных проверок (в 2019 году - 214 внеплановых документарных проверок (- 96,26%)) и 1 административное расследование (в 2019 году - 24 административных расследования (- 95,83%)), по результатам которых:
- составлено 10 протоколов об административных правонарушениях, из которых 9 рассмотрено Министерством, 1 направлен в суд для рассмотрения.
По результатам рассмотрения 9 дел об административных правонарушениях вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности и 1 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, из которых:
- по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ составлено 4 протокола об административных правонарушениях, вынесено 4 постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц;
- по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ составлено 2 протокола об административном правонарушении, вынесено 2 постановления о привлечении к административной ответственности граждан;
- по статье 14.19 КоАП РФ составлено 3 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 1 постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица, 1 постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица, 1 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности Министерством в суд направлен 1 протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого принято решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Кроме того, в 2020 году судами было рассмотрено 3 протокола об административном правонарушении, направленным в суды 2019 году:
- по протоколу об административном правонарушении в отношении юридического лица по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ принято решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей;
- по протоколу об административном правонарушении в отношении юридического лица по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ принято решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей;
- по протоколу об административном правонарушении в отношении должностного лица по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ принято решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
1.5. Государственный контроль за представлением деклараций.
1.5.1. Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством мероприятий по государственному контролю за представлением деклараций являются требования, установленные статьей 14 Федерального закона N 171-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования по декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.5.2. Подконтрольными субъектами в рамках государственного контроля за представлением деклараций являются:
1) юридические лица, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
1.5.3. По состоянию на 18 декабря 2020 года подконтрольными субъектами в рамках государственного контроля за представлением деклараций являются 334 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания - 52;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи - 282.
1.5.4. В рамках государственного контроля за представлением деклараций Министерством в 2020 году проведено:
- 20 внеплановых документарных проверок (в 2019 году - 28 внеплановых документарных проверки (- 28,57%)),
по результатам которых:
- составлено 23 протокола об административных правонарушениях (в 2019 году составлено 36 протоколов об административных правонарушениях (- 36,11%)) по статье 15.13 КоАП РФ "Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции",
по результатам рассмотрения которых:
- вынесено 23 постановления о привлечении к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2019 году вынесено 32 постановлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (- 28,12%).
1.6. В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Министерством сформирован Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Перечень нормативных правовых актов).
Перечень нормативных правовых актов размещен на Интернет-странице Министерства официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в подразделе "Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" раздела "Контрольные функции". Министерством периодически проводился мониторинг актуальности Перечня нормативных правовых актов, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Министерством в 2020 году проводилась разъяснительная работа с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции путем личного общения, телефонных переговоров (разъяснения получили - 232 подконтрольных субъектов).
Министерством в 2020 году в отношении подконтрольных субъектов вынесено 16 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2019 году вынесено 6 предостережений).
Министерством в ходе проведения публичных слушаний предоставлена обобщенная информация о наиболее часто выявляемых нарушениях обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, даны рекомендации по применению мер для недопущения этих нарушений и развернутые ответы на вопросы участников алкогольного рынка, озвучены причины, факторы и условия, способствующие нарушению обязательных требований.
Также были рассмотрены особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с принятием Правительством РФ постановления от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 438).
Информация, представленная в ходе публичных слушаний, размещена на Интернет-странице Министерства официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в подразделе "Публичные мероприятия по обсуждению правоприменительной практики" подраздела "Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" раздела "Контрольные функции".
В 2020 году Министерством проведено 28 внеплановых документарных проверки (в 2019 году - 242 внеплановых документарных проверки (- 88,42%); рассмотрено 32 дела об административных правонарушениях (в 2019 году рассмотрено 352 дела об административных правонарушениях (- 90,90%); проведено 1 административное
расследование (в 2019 году проведено 24 административных расследования (- 95,83%)).
Значительное снижение количества выявленных нарушений, а также количество возбужденных административных дел в отношении подконтрольных субъектов в 2020 году по сравнению с 2019 годом обусловлено принятием постановления N 438, ограничившим основания для проведения плановых и внеплановых проверок. В связи с принятием указанного постановления Министерством во 2 - 4 кварталах 2020 года не проводились внеплановые проверки в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год было исключено 3 проверки в рамках лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
При этом анализ количества выявленных нарушений, а также количество возбужденных административных дел в отношении подконтрольных субъектов в первом квартале 2020 года показывает их снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует об эффективность мер профилактики правонарушений, проводимых Министерством.
1.7. Основными проблемами подконтрольной сферы являются:
- низкий уровень информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- невыполнение подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением указанных проблем должно стать внедрение Программы профилактики нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.