Решение Самарского областного суда от 9 декабря 2020 г. N 3а-1942/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1942/2020 по административному исковому заявлению П.В.В., Ч.П.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
П.В.В., Ч.П.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201.
Требования обоснованы тем, что в указанные Перечни включено принадлежащее административным истцам на праве общей долевой собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нежилое помещение, ранее являвшееся квартирой, расположено в многоквартирном жилом доме на земельном участке с кадастровым номером N с разрешенным видом использования: для объектов жилой застройки. Согласно техническому паспорту имеет назначение - нежилое помещение, фактически объект недвижимости не используется. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Ю.О.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости включен в Перечни в связи с тем, что по результатам осмотра данного объекта, проведённого 16 июля 2020 года, установлено, что более 20% от общей площади спорного объекта фактически используется под офис.
Заслушав представителя административных истцов, свидетеля, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года N 1647, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Приказом от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень на 2020 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером 63:03:01212043:1028 включено в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства N 2201 от 7 октября 2019 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что П. (до брака Ч.) В.В., Ч.П.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 72,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение и наименование - нежилое помещение.
По сведениям технического учета в нежилом помещении располагаются кабинеты, подсобные помещения, туалет, коридор.
Понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис", остальные помещения являются подсобными помещениями, которые не предназначены для размещения офисов или офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного дома с кадастровым номером N, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого: жилой дом, для объектов жилой застройки. Ни наименование здания, в котором располагается нежилое помещение, ни вид разрешенного использования земельного участка не являлись основаниями для включения объекта недвижимости в Перечни.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия Перечней на 2018, 2019, 2020 годы административным ответчиком не проводились.
Суду представлен акт осмотра нежилого помещения, выполненный ГБУ СО "ЦРР" 16 июля 2020 года, из которого следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером N по результатам визуального осмотра располагаются офисы (помещения N 6, 5 площадью 9,6 кв. м и 14,6 кв. м), помещение для размещения мебели площадью 32,2 кв. м., кладовая площадью 2,1 кв. м, душевая площадью 2,8 кв. м., санузел площадью 1,4 кв. м, коридор площадью 10,1 кв. м.
По результатам проведенного осмотра площадь офисных помещений в объекте недвижимости составляет 33,24% от общей его площади.
Вместе с тем, из акта осмотра, а также приложенных к нему фотографий следует, что в помещениях, именуемых ГБУ СО "ЦРР" офисами, расположены столы и стулья.
Из пояснений свидетеля ФИО1 следует, что им в составе комиссии был осмотрен объект недвижимости с кадастровым номером N, в результате визуального осмотра зафиксировано, что помещения N 5,6 в нем являются офисами. Такой вывод сделан только на основании того, что в помещениях располагались столы и стулья, вывески о наименовании организаций, занимавших эти помещения, оргтехника, документы в помещениях отсутствовали.
Сведения о том, какие организации или фирмы располагаются в нежилом помещении, административный ответчик не предоставил, а наличие лишь столов и стульев в помещении недостаточно для признания объекта недвижимости объектом офисного, делового, коммерческого назначения.
Из пояснений представителя административного истца и справки налогового органа П.В.В. снята с учета как индивидуальный предприниматель 28 августа 2019 года, Ч.П.В. работает в г. Москве. Согласно сведениям, предоставленным участковым Кинельского межмуниципального отдела МВ России от 8 декабря 2020 года на момент осмотра помещения по адресу: <адрес> установлено, что нежилое помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома с отдельным входом со двора, какие-либо вывески и рекламные баннеры отсутствуют, финансово-хозяйственной деятельности в данном помещении не наблюдается.
Доказательств фактического использования нежилого помещения на 2018 и 2019 года административным ответчиком не предоставлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилого здания в Перечни не имелось, в связи с этим требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2018, 2019, 2020 годы в части включения в них под пунктами соответственно N, N, N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019, 2020 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования П.В.В., Ч.П.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 9 декабря 2020 г. N 3а-1942/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании