Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1994/2020 по административному исковому заявлению П.С.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
П.С.А. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201, в части включения в нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Требования мотивировал тем, что он является собственником указанного объекта недвижимости. Данное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, и в нем не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Сведения о нежилом здании, содержащиеся в ЕГРН и документах технического учета, прямо не предусматривают размещение офисов, сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Нежилое здание расположено на земельном участке, категория земель которого: земли населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования: под строительство каркасного здания пункта технического обслуживания и выставочной площадки по продаже грузовых автомобилей. Фактически нежилое здание используется как станция технического обслуживания и ремонта автомобилей. Включение указанного нежилого здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административного истца по доверенности от 26.02.2018 года N N Б.Д.А. в судебном заседании административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что поскольку спорный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под строительство каркасного здания пункта технического обслуживания и выставочной площадки по продаже грузовых автомобилей", таким образом, вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем торговых объектов, что указывает на правомерное нахождение спорного объекта в перечне в соответствии с п. 4 ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, по результатам осмотра объекта недвижимого имущества, проведенного 15.11.2019 года, установлено, что более 20% от общей площади спорного объекта фактически используется под офисы Е., что указывает на правомерное нахождение спорного объекта в Перечнях не только на основании пп.1п.4 ст. 378.2 НК РФ, но и в соответствии с пп.2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Представитель ГБУ СО "Ц.", привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, свидетеля, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 07.10.2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под номером N включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 2 757,8 кв. м., количество этажей 2, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое здание на праве собственности принадлежит П.С.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 04.08.2020 года.
Оценивая обоснованность включения нежилого здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с ч. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, нежилое здание имеет наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 11 421 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство каркасного здания пункта технического обслуживания и выставочной площадки по продаже грузовых автомобилей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 04.08.2020 года.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 03.12.2012 года, здание - Каркасное здание пункта технического обслуживания, общей площадью 2 757,8 кв. м., включает в себя: компрессорная, санузлы, тамбур, лестница, электрощитовая, водомерный узел, склады, коридор, бухгалтерия, касса, зал, тамбур, мойка, котельная, мастерские, агрегатная, буфет, кабинеты, подсобное помещение, душевая, комната отдыха, гардероб.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 15.11.2019 года, выполненного ГБУ СО "Ц.", объект недвижимого имущества с кадастровым номером N фактически используется: помещения общей площадью 174,8 кв. м., - офисы, помещения, общей площадью 295,8 кв. м., - централизованное приемное помещение, помещение, площадью 44,8 кв. м., - конференц-зал, помещение, площадью 225, - автомойка, помещения, общей площадью 1150,4 кв. м., - автосервис, помещения, общей площадью 242,9 кв. м., - склады, помещение, площадью 15 кв. м., - архив, помещения, общей площадью 63,5 кв. м., - комнаты приема пищи, помещение, площадью 3 кв. м., моечная, помещения, общей площадью 24,3 кв. м., - сан.узлы, помещение, площадью 11,5 кв. м., - душевая, помещение, площадью 46,9 кв. м., - раздевалка, помещение, площадью 15,9 кв. м., - серверная, помещения, общей площадью 69,7 кв. м., - технические помещения (бойлерная, компрессорная, котельная), помещения, общей площадью 173 кв. м., - коридоры, лестницы.
01.01.2019 года между ИП П.С.А. (арендодатель) и ООО "Е." (арендатор) был заключен договор аренды нежилого здания N N, в соответствии с которым нежилое здание с кадастровым номером N передано арендатору во временное владение и пользование за плату в целях использования его в соответствии с целевым назначением. Стороны согласовали, что представляемый объект недвижимости будет использоваться арендатором как сервисный центр по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автомобилей, изготавливаемых компанией Д..
Между ООО "Д." и ООО "Е." заключен договор о сервисном обслуживании от 10.04.2018 года N N.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что в здании осуществляется ремонт грузовых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам. В подтверждение сказанного представил договоры на представление услуг по техническому обслуживанию, заключенные с юридическими лицами в период 2020 года, и выписку по счету за период с 01.01.2020 года по 30.09.2020 года.
Доказательств того, что в арендуемом нежилом здании оказываются услуги физическим лицам, не представлено.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, пояснил, что он производил осмотр нежилого здания на предмет определения его фактического использования. В здании были помещения, в которых стояли столы, стулья, находились сотрудники, в связи с чем, было определено, что эти помещения используются под офис.
Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке. При этом, указало, что по результатам осмотра объекта недвижимого имущества, проведенного 31.08.2020 года по поручению министерства сотрудниками ГБУ СО "Ц.", установлено, что 20% от общей площади данного нежилого здания используется под размещение офисных помещений фирмы "Е.", а также здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: под строительство каскадного здания пункта технического обслуживания и выставочной площадки по продаже грузовых автомобилей.
Таким образом, сведения о нежилом здании, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, однозначно не предусматривают размещение административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не содержат сведений о наличии централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковки. Наименование помещений - кабинеты, содержащиеся в техническом паспорте, не являются тождественными наименованиям офисы. Допрошенный в судебном заседании свидетель З.Р.Х. пояснил, что не производил различие между кабинетами и помещениями, поименованными офисами, указав в акте все эти помещения в качестве офисов.
Из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 15.11.2019 года следует, что менее 20% от общей площади здания (офисы, централизованное приемное помещение, конференцзал, архив, общей площадью 530,4 кв. м.) используется в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, осмотр был произведен после принятия оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем, акт осмотра не может быть принят судом во внимание.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств фактического использования нежилого здания в целях размещения административно-деловых центров, торговых центров, оказания бытовых услуг, суду не представлено.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, не предполагает безусловного размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и технические характеристики нежилого здания, вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие осмотра фактического использования здания на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у П.С.А. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
Кроме того, решением Самарского областного суда от 13.02.2020 года, вступившим в законную силу 24.03.2020 года, были удовлетворены административные исковые требования П.С.А. о признании недействующими Перечня на 2019 год в части включения в него рассматриваемого нежилого здания.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск П.С.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.12.2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 декабря 2020 г. N 3а-1994/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании