Решение Самарского областного суда от 19 ноября 2020 г. N 3а-1668/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1668/2020 по административному исковому заявлению Р.С.Е. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Р.С.Е. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения просила признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 в редакции от 27 августа 2020 года N 277/79, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N подзоны Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Ж7 (подзона садового строительства).
Требования обоснованы тем, что Р.С.Е. является собственником вышеуказанного земельного участка, входящего в состав населенного пункта п. Власть Труда муниципального района Волжский Самарской области. Оспариваемым нормативным правовым актом в отношении этого земельного участка установлена подзона Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - О м" в связи с его нахождением на территориях, подверженных затоплению и подтоплению. Полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 2 ГрК РФ, пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, поскольку сведения о том, что земельный участок административного истца полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы Р.С.Е. на осуществление строительства на принадлежащем ей на земельном участке.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности Р.Д.А., К.Е.Ю. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, заинтересованные лица: Администрация и Глава сельского поселения Курумоч, Администрация муниципального района Волжский Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные Р.С.Е. требования следует удовлетворить.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года N 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике "Вести сельского поселения Курумоч" от 27 декабря 2013 года N 32 (74).
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельный участок с кадастровым номером N расположен в подзоне Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м".
Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж7 установлена подзона Ж7* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению или подтоплению.
Земельный участок с кадастровым номером N 1475 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Р.С.Е.
21 февраля 2020 года Управлением Росреестра по Самарской области Р.С.Е. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>, одним из оснований указано то, что земельный участок расположен в зоне подтопления, которая согласно параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не предусматривает возможности возведения в границах территориальной зоны строений в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на запрос суда по состоянию на 27 октября 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах потоплении (затопления) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового управления сообщил, что на территории Самарской области работу по разработке предложений по определению границ зон затопления, подтопления ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, от него предложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский в адрес отдела не поступало.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сообщило, что в настоящее время работы по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи земельного участка с кадастровым номером N министерством не проводились.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером N не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж7* в отношении земельного участка с кадастровым номером N противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на жилищное строительство.
В связи с изложенным требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Р.С.Е. удовлетворить.
Признать недействующей Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 в реакции от 27 августа 2020 года N 277/79, в части установления подзоны Ж7* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Ж7 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 19 ноября 2020 г. N 3а-1668/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании