Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Адыгея
от 23.10.2020 N 1619
Руководство
по соблюдению обязательных требований в рамках федерального государственного контроля качества образования
Общие положения
Настоящие Рекомендации по соблюдению обязательных требований в рамках проведения федерального государственного контроля качества образования (далее - Рекомендации) подготовлены в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля".
Рекомендации разработаны в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в рамках федерального государственного контроля качества образования, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих возникновению несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок размещен официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея: http:/wwvv.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki/nadzor/trebovaniy.php
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия, на срок не более шести месяцев.
Федеральный государственный контроль качества образования осуществляется в рамках исполнения государственной функции на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 июня 2020 г. N 709 Об утверждении "Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования" (далее - Административный регламент).
Проверки с целью осуществления федерального государственного контроля качества образования (далее - ФГККО) проводятся в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждённым Министерством образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) и согласованным с прокуратурой Республики Адыгея.
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (в действующей редакции);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года N 373 (в ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (в действующей редакции);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (в действующей редакции);
- приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
- федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования.
Задачей проверок с целью ФГККО является установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Предметом - соответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
В процессе проверки с целью ФГККО проводятся мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки и предусмотренные Административным регламентом: анализ и экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта; наблюдение за ходом образовательного процесса; оценку знаний и умений обучающихся путем проведения контрольных/оценочных процедур в различных формах; беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе анкетирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся общеобразовательных организаций, студентов выпускных групп образовательных организаций среднего профессионального образования; анализ и экспертиза образовательных программ, реализуемых в образовательной организации, на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования; анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников образовательной организации; оценка условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ: материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в том числе использование образовательной организацией зданий, помещений, оборудования, кадрового обеспечения, печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Для достижения целей и задач проведения проверок у образовательной организации запрашиваются следующие документы:
- документы, свидетельствующие о легитимности деятельности образовательной организации и филиалов (за исключением документов, полученных в рамках межведомственного взаимодействия);
- распорядительный документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы организации при проведении проверки;
локальные нормативные акты, по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие: режим занятий обучающихся; формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; порядок реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых образовательных программ; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, реализуемые в образовательной организации и филиалах, в том числе адаптированные;
- расписание учебных занятий, занятий внеурочной деятельности;
- журналы проведения учебных занятий и курсов внеурочной деятельности;
- документы, характеризующие внутреннюю систему оценки качества образования в образовательной организации;
- материалы, отражающие систему научно-методической работы образовательной организации;
- сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
сведения о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования;
- сведения о кадровом обеспечении, в том числе об уровне образования и квалификации педагогических работников образовательной организации и о наличии у педагогических работников дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
- сведения о материально-техническом обеспечении и печатных и электронных образовательных и информационных ресурсах образовательного процесса по реализуемым образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При проведении проверок с целью федерального государственного контроля качества образования, в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, выявляются типичные нарушения в следующих вопросах:
1) проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а именно:
- корректировка положений, регламентирующих формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, в части описания форм, порядка и периодичности текущего контроля успеваемости, организации и содержания промежуточной аттестации по всем учебным предметам, дисциплинам, курсам (для общеобразовательных организаций - учебным предметам, факультативным и элективным курсам учебного плана и курсам внеурочной деятельности для всех классов, включая и первые классы; для образовательных организаций среднего профессионального образования - по всем дисциплинам учебного плана, профессиональным модулям, в том числе междисциплинарным курсам и всем видам учебной и производственной практики), а также в части описания форм и порядка проведения промежуточной аттестации для обучающихся, имеющих академические задолженности;
- согласование форм проведения промежуточной аттестации обучающихся, представленных в положениях, регламентирующих формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, указанных в учебных планах, а также в разделах основных образовательных программ, характеризующих систему оценки достижения планируемых результатов, и рабочих программах учебных предметов, дисциплин, курсов;
- приведение в соответствие с доработанными положениями, регламентирующими формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, оформление результатов промежуточной аттестации обучающихся общеобразовательных организаций в классных журналах, журналах курсов внеурочной деятельности, а обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования - в журналах учета теоретического и производственного обучения, в ведомостях промежуточной аттестации;
- осуществление перевода обучающихся в следующий класс или на следующий курс обучения, процедуры ликвидации академической задолженности в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и положениями, регламентирующими порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся;
- приведение локальных актов, содержащих ссылки на порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, в соответствие с положением, регламентирующим формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
2) приведение структуры и содержания образовательных программ в соответствие с требованиями пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня образования в части:
- оформление образовательных программ в виде локального акта, включающего в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные материалы, методические материалы, в том числе для профессиональных образовательных организаций - программы производственной практики, программы государственной итоговой аттестации, и составления образовательных программ на нормативный срок реализации;
- внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, основные профессиональные образовательные программы, в том числе в разделы "Учебный план", "Календарный учебный график", "Оценочные материалы", "План внеурочной деятельности", "Система условий реализации образовательной программы" и др. в соответствии с правилами делопроизводства и утвержденными в образовательных организациях порядками внесения изменений и дополнений в образовательные программы;
- для профессиональных образовательных организаций - ежегодное обновление образовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
3) формирование внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации:
- корректировка положений, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- осуществление работы по формированию внутренней системы оценки качества образования, структурирование представлений результатов внутренней системы оценки качества образования в соответствии с положением, регламентирующим функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- при осуществлении оценочных процедур в рамках внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации рассмотрение динамики результатов от одной процедуры к последующей, определение конкретных мер (управленческих решений) по итогам проведенных процедур (определять конкретные мероприятия по преодолению затруднений обучающихся и по повышению компетенций педагогов);
4) организация обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
- определение варианта адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) для обучающегося с ОВЗ - на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей);
- корректировка адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в соответствие с особенностями психофизического развития обучающихся с ОВЗ и на основе вариантов, приведенных в приложениях N 1 - 8 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.02.2014 N 1598, в том числе, с учетом примерных адаптированных образовательных программ;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 19 декабря 2014 г."
- формирование учебного плана для обучающихся с ОВЗ, включающего коррекционно-развивающую область и курсы внеурочной деятельности;
- отображение учебных предметов, коррекционных курсов учебного плана, в том числе части, формируемой частниками образовательных отношений, во всех разделах АООП НОО, (то есть в целевом разделе - в подразделе "Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО", в содержательном разделе - в подразделе "Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности"; в организационном разделе - в подразделе "Учебный план");
- создание условий для обучающихся с ОВЗ на основе рекомендаций ПМПК, в том числе, кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение).
Описание действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих к нарушениям обязательных требований
Наиболее значимыми рисками несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований являются:
1. Нарушения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 в части:
- отсутствия в пояснительной записке образовательной программы общих характеристик основной образовательной программы начального общего образования, общих подходов к организации внеурочной деятельности; отсутствие направленности программы коррекционной работы на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
- отсутствия программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности; отсутствие в рабочих программах учебных предметов планируемых результатов освоения учебных предметов;
- неопределения в учебном плане формы промежуточной аттестации обучающихся;
- неопределения в календарном учебном графике сроков проведения промежуточной аттестации.
2. Нарушение части 6 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ в части непроведения изучения образовательных потребностей законных представителей обучающихся по выбору родного языка, учебных предметов, изучаемых за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Нарушение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 N 1598 в части отсутствия:
- в содержательном разделе образовательной программы:
программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программы курсов внеурочной деятельности;
программы курсов коррекционно-развивающей области.
- в организационном разделе образовательной программы:
в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов, неверное указание наименования предметных областей;
в учебном плане коррекционно-развивающей области с указанием соответствующих курсов.
В структуре и содержании рабочих программ отсутствие следующих разделов:
общая характеристика учебного предмета;
описание учебного предмета в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
4. Нарушения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 в части:
- отсутствия в целевом разделе образовательной программы: обязательных предметных областей и учебных предметов;
- планируемых результатов освоения обучающимися учебных предметов "Родной язык", "Родная литература".
- в содержательном разделе образовательной программы:
- отсутствия в программе развития универсальных учебных действий системы оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся.
- в организационном разделе образовательной программы: несоответствия структуры календарного графика ФГОС.
При подготовке к проведению проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования рекомендуем руководствоваться настоящими Рекомендациями и нормативными правовыми актами, размещенными на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея: "Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 23 октября 2020 г. N 1619 "Об утверждении Руководства по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.