Методические рекомендации по подготовке ежегодных отчетов о результатах реализации программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее - методические рекомендации).
1. Общие положения
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единого подхода к подготовке ежегодных отчетов о результатах реализации программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня (далее - центр), созданных в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 537 "О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики" (далее - Постановление N 537) или отобранных по результатам конкурсных отборов центров, в целях последующего оказания государственной поддержки.
В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:
"центр" - научно-образовательный центр мирового уровня, представляющий собой поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра;
"инициатор создания центра" - субъект Российской Федерации, разрабатывающий совместно с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования и (или) научной организацией программу деятельности центра и представляющий её на конкурс на получение гранта. На территории данного субъекта Российской Федерации реализуются технологические проекты и размещаются ключевые участники центра;
"Совет научно-образовательных центров мирового уровня" - постоянно действующий межведомственный координационный орган, образованный для рассмотрения вопросов отбора и координации деятельности центров в целях предоставления грантов. Состав Совета научно-образовательных центров мирового уровня, образованный из числа представителей федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", руководителей крупных компаний и предпринимателей, занимающихся вопросами реализации проектов на основе прорывных технологий, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
"наблюдательный совет центра" - коллегиальный совещательный орган управления центром, образованный по решению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники центра для осуществления общего руководства деятельностью центра и определения программы его деятельности. Состав наблюдательного совета центра формируется из числа представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в котором создан центр, организаций реального сектора экономики, образовательных организаций высшего образования и научных организаций. Руководство наблюдательным советом центра осуществляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - инициатор создания центра;
"программа деятельности центра" - документ, содержащий совокупность мероприятий, направленных на достижение целей обеспечения исследований и разработок мирового уровня, получение новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их коммерциализации (реализации технологических проектов, в том числе за счет интеграции научного и образовательного потенциала участников центра), подготовку кадров для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и технологий по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, включающих в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализацию образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ, а также перечень целевых индикаторов, перечень организаций, участвующих в реализации программы деятельности центра, с указанием их функций, сроки реализации и сведения о финансовом обеспечении программы, совершенствовании системы управления сектором исследований и разработок в субъекте Российской Федерации;
"управляющий совет центра" - коллегиальный орган управления центром, образованный наблюдательным советом центра из числа представителей всех участников центра для организационного руководства и координации его деятельности по реализации программы деятельности центра;
"участник центра" - юридическое лицо, участвующее в реализации программы деятельности центра;
"получатель гранта" - участник центра, определенный программой деятельности центра, претендующий на получение гранта, или в отношении которого принято решение о предоставлении гранта, являющийся некоммерческой организацией.
"грант" - субсидия из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" национального проекта "Наука и университеты";
"соглашение о предоставлении гранта" - соглашение получателя гранта с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации о предоставлении гранта, которое заключается в соответствии с утвержденной Министерством финансов Российской Федерации типовой формой;
"технологический проект" - комплекс мероприятий, ориентированный на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание, развитие и (или) масштабирование производства продуктов или технологий, в том числе с учетом перспективных экономических специализаций субъекта Российской Федерации, характеризующийся высокой степенью риска и неопределенностью результатов реализации такого комплекса мероприятий;
"портфель основных технологических проектов" - перечень технологических проектов, содержащий мероприятия и другие работы, включая образовательные программы, объединённые с целью достижения более эффективного управления и повышения общей капитализации активов в логике управления инвестициями в рамках единой стратегии центра по направлениям. Портфель формируется по основным принципам эффективности управления и финансирования с распределением доходности и рисков.
Методические рекомендации используются при подготовке ежегодных отчетов центра о результатах реализации его программы деятельности, при подготовке необходимых сопроводительных документов к ним, включая отчет о достижении значений показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра, а также при представлении результатов на заседании Совета научно-образовательных центров мирового уровня.
2. Рекомендации по подготовке ежегодного отчета о результатах реализации программы деятельности центра
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее - Правила), утвержденных Постановлением N 537, предоставление грантов участникам центров, определенных программами деятельности центров, в качестве получателей гранта будет осуществлено по итогам рассмотрения не позднее 1 июня, начиная с года, следующего за годом определения их победителями, Советом научно-образовательных центров мирового уровня результатов реализации программ деятельности центров.
В соответствии с пунктом 18 Правил центры, победившие в конкурсном отборе для последующего предоставления государственной поддержки, не позднее 1 апреля, начиная с года, следующего за годом определения их победителями, направляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах реализации программ деятельности центров.
В соответствии с методическими рекомендациями ежегодный отчет о результатах реализации программы деятельности центра включает:
1) Отчет о реализации программы деятельности центра.
2) Отчет о достижении значений показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра.
2.1. Порядок подготовки отчета о реализации программы деятельности центра
Отчет о реализации программы деятельности центра представляется в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
До представления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Отчет о реализации программы деятельности центра должен быть предварительно рассмотрен Наблюдательным советом центра и утвержден Председателем Наблюдательного совета центра.
Информация, представляемая в отчете, указывается по состоянию на 31 декабря года предшествующего представлению отчета, указанный в отчетных таблицах соответствующих разделов отчета.
Отчет о реализации программы деятельности центра включает:
Таблица 1. "Сведения о реализации плана мероприятий программы деятельности центра".
Таблица 2. "Сведения о влиянии реализации программы деятельности центра на экономику региона".
Таблица 3. "Сведения о достижении мирового уровня центром".
Таблица 4. "Сведения о создании и развитии объектов инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации в интересах деятельности научно-образовательного центра мирового уровня".
В данном разделе приводится краткое описание хода реализации программы деятельности центра и достигнутых результатах по направлениям, определенным в программе, направленных на достижение целей по обеспечению исследований и разработок мирового уровня. В части описания хода реализации программы деятельности центра рекомендуется привести лаконичное описание, что было сделано и какие конкретно мероприятия были проведены в соответствии с блоками:
1. Блок мероприятий по реализации технологических проектов центра:
а) мероприятия по реализации технологических проектов, составляющих портфель технологических проектов центра;
б) мероприятия по разработке и трансферу прорывных технологий, в рамках реализуемых технологических проектов центров;
в) мероприятия по коммерциализации полученных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе запуск стартапов по областям, соответствующим технологическим проектам центра (на основе патентов, зарегистрированных в Российской Федерации и имеющих правовую охрану за рубежом);
г) мероприятия по развитию промышленных услуг на основе инфраструктуры центра в областях, соответствующих технологическим проектам центра.
2. Блок мероприятий по интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций в целях реализации технологических проектов:
а) мероприятия по увеличению объема исследований в областях, соответствующих технологическим проектам центра, в том числе в рамках государственного задания бюджетных и автономных учреждений, конкурсного отбора научных и научно-технических проектов, выполняемых участниками центра;
б) мероприятия по развитию исследовательской инфраструктуры, включающие создание и развитие лабораторий, исследовательских центров, в том числе центров коллективного пользования, инфраструктуры для хранения, обработки и анализа экспериментальных данных, обеспечивающих ускоренное развитие технологических проектов центра;
в) мероприятия по подготовке специалистов в областях, соответствующих технологическим проектам центра, в том числе разработка и внедрение образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ;
г) создание и функционирование единого центра развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий;
д) мероприятия по формированию общей инфраструктуры в деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций, в том числе создание единого кампуса центра;
е) мероприятия по реструктуризации образовательных организаций высшего образования и научных организаций в рамках центра.
3. Блок мероприятий по формированию интегрированной системы поддержки сектора исследований и разработок в субъекте Российской Федерации:
а) мероприятия по перепрофилированию действующих и формированию новых инструментов развития в субъекте Российской Федерации в целях приоритетной поддержки центра, в том числе мероприятия по расширению доступа участникам центра к производственной, технологической и финансовой инфраструктуре субъекта Российской Федерации;
б) мероприятия по установлению специальных правовых режимов, используемых для развития центра (ИНТЦ, ТОР, ОЭЗ, иное);
в) мероприятия по формированию городской среды, отвечающей мировым стандартам современного кампуса научно-образовательного центра;
г) мероприятия по привлечению в центр наиболее талантливых молодых исследователей, инженеров и педагогических работников, в том числе за счет предоставления субъектом Российской Федерации специальных мер социальной поддержки.
4. Блок мероприятий по повышению узнаваемости и влияния центра на глобальных рынках, участие в международных консорциумах.
В случае, если мероприятия по отдельным блокам не проводились, указывать информацию по ним не нужно. Во избежание дублирования информации, при наличии данных в Таблице 1 "Сведения о реализации плана мероприятий программы деятельности центра" (Раздел I) указывается ссылка на соответствующий пункт Таблицы 1.
При этом в описании также рекомендуется представить сведения об обеспечении участниками центра реализации программы посредством:
- реализации комплексных научно-технических проектов и (или) программ полного инновационного цикла в случаях, если участник НОЦ является заказчиком или участником таких проектов и (или) программ;
- формирования и использования участниками НОЦ научной, производственной, технологической и иной инфраструктуры НОЦ;
- реализации программ академической мобильности научно-педагогических работников и обучающихся, осуществления мер по привлечению молодых исследователей и педагогических работников в образовательные и научные организации, которые являются участниками НОЦ;
- информационной и консультационной поддержки по вопросам сертификации и стандартизации произведенной высокотехнологичной продукции;
- предоставлении инжиниринговых услуг (в том числе ускоренного проектирования внедрения высокотехнологичной продукции);
- участии в мероприятиях, направленных на поддержку экспорта, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Таблица 1. "Сведения о реализации плана мероприятий программы деятельности центра" должна содержать сведения по каждому из мероприятий, реализуемых центром за год, предшествующий отчетному году в соответствии с программой деятельности центра. Комментарии к заполнению указанной таблицы представлены в Таблице 1(*) "Комментарии к заполнению Таблицы 1 "Отчет о реализации плана мероприятий программы деятельности центра".
К расходам на реализацию задачи/мероприятия за счет средств федерального бюджета относятся все виды расходов, понесенных участниками центра за отчетный период на реализацию программы деятельности центра, источником которых является федеральный бюджет, включая субсидии, гранты из федерального бюджета, государственные задания на выполнение работ и оказание услуг, иные бюджетные ассигнования на содержание образовательной организации высшего образования.
Представленные в отчете расходы на реализацию мероприятий программы деятельности центра за счет средств федерального бюджета принимаются в том случае, если они могут быть подтверждены документально.
К расходам на реализацию задачи/мероприятия за счет средств гранта относятся все виды расходов за отчетный период на реализацию программы деятельности центра источником которых является грант (в соответствии с Соглашением о предоставлении гранта).
Расходы на реализацию мероприятий программы деятельности центра за счет средств гранта принимаются в том случае:
- если они направлены на статьи расходов в соответствии с пунктом 31 Правил;
- если представленные в отчете расходы могут быть подтверждены документально;
- расходы проведены в отчетный период Соглашения о предоставлении гранта;
- если договоры и соглашения, предусматривающие расходование средств гранта на реализацию мероприятий программы деятельности центра, заключены в отчетный период Соглашения о предоставлении гранта.
К расходам на реализацию задачи/мероприятия из средств бюджетов субъектов РФ относятся все виды расходов, понесенных в отчетным периоде на реализацию программы деятельности центра, источником которых является бюджет субъектов РФ - инициаторов создания центра, включая субсидии, гранты из регионального бюджета на финансовое обеспечение деятельности, выполнение работ и оказание услуг.
Расходы на реализацию мероприятий программы деятельности центра за счет средств бюджета субъекта РФ принимаются в том случае, если они могут быть подтверждены документально.
К расходам из средств местных бюджетов относятся все виды расходов, понесенных в отчетным периоде на реализацию программы деятельности центра, источником которых являются местные бюджеты.
Расходы на реализацию мероприятий программы деятельности центра за счет средств местных бюджетов принимаются в том случае, если они могут быть подтверждены документально.
К расходам на реализацию задачи/мероприятия из средств внебюджетных источников относятся все виды расходов, понесенных в отчетным периоде на реализацию программы деятельности центра, источником которых не являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К внебюджетным источникам могут быть отнесены собственные средства участников центра, средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, средства организаций государственного сектора, средства организаций реального (предпринимательского) сектора экономики, средства организаций сектора высшего образования, средства частных некоммерческих организаций, средства зарубежных источников финансирования, средства кредитных организаций.
Расходы на реализацию мероприятий программы деятельности центра за счет средств внебюджетных источников принимаются в том случае, если они могут быть подтверждены документально.
К внутренним затратам на исследования и разработки из средств внебюджетных источников относятся внутренние затраты участников центров на выполнение научных исследований и разработок в рамках реализации программы деятельности центров в отчетном периоде, источником которых не являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
К внутренним затратам на исследования и разработки из средств внебюджетных источников относятся:
- затраты на оплату труда;
- затраты на страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС;
- затраты на оборудование (приобретение и изготовление специальных инструментов, приспособлений, приборов, стендов, аппаратов, механизмов, устройств и другого специального оборудования, необходимого для выполнения конкретной темы, включая расходы на его проектирование, транспортировку и установку);
- другие материальные затраты (приобретение сырья и материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии всех видов, природного сырья, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями);
- прочие текущие затраты (прочие виды текущих затрат, связанных с выполнением научных исследований и разработок, в том числе амортизация);
- капитальные затраты на исследования и разработки (затраты на приобретение земельных участков; зданий; объектов, относящихся к интеллектуальной собственности и продуктам интеллектуальной деятельности; прочие капитальные затраты на научные исследования и разработки, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы).
Внутренние затраты участников центра на исследования и разработки из средств внебюджетных источников принимаются в том случае:
- если направлены на реализацию мероприятий программы деятельности центра;
- если представленные в отчете расходы могут быть подтверждены документально.
Таблица 1(*) Комментарии к заполнению Таблицы 1 "Сведения о реализации плана мероприятий программы деятельности центра"
Технологический проект |
Указывается технологический проект, в рамках которого реализуется мероприятие (если применимо) |
|||||
Мероприятие 1 |
Указывается наименование мероприятия, по которому формируется отчет |
|||||
Задача 1 |
Указывается конкретная задача, которая была решена в рамках реализации мероприятия |
|||||
Исполнители |
Указываются те участники центра, которые принимали участие в выполнении этой задачи |
|||||
Механизм решения задачи |
Представляются процесс и способы выполнения этой задачи с указанием работ, выполненных конкретными участниками центра, а также с указанием конкретных источников финансирования работ |
|||||
Основные результаты, достигнутые в отчетном году |
Требуется указать конкретные полученные результаты работ, выполненных в рамках решения задачи за отчетный год |
|||||
Общая стоимость выполнения задачи, млн руб. |
в т.ч. бюджетные источники, млн руб. |
в т.ч. внебюджетные источники, млн руб. |
||||
средства федерального бюджета |
средства бюджетов субъектов РФ |
средства местных бюджетов |
всего |
из них внутренние затраты на исследования и разработки |
||
всего |
из них за счет средств гранта |
|||||
Указывается сумма всех финансовых расходов, осуществленных для выполнения задачи |
Указывается сумма всех финансовых расходов участников центра на выполнение задачи, источником средств которых является федеральный бюджет (включая средства гранта) |
Указывается сумма финансовых расходов на выполнение задачи, источником средств которых являются средства гранта, предусмотренные Соглашением о предоставлении гранта |
Указывается сумма всех финансовых расходов, связанных с выполнением задачи, источником средств которых являются бюджеты субъектов РФ |
Указывается сумма всех финансовых расходов, связанных с выполнением задачи, источниками средств которых являются местные бюджеты |
Указывается сумма всех финансовых расходов, связанных с выполнением задачи, источником средств которых являются внебюджетные источники (включая внутренние затраты на исследования и разработки) |
Указывается сумма внутренних затрат на исследования и разработки участников центра, связанных с выполнением задачи, источником средств которых являются внебюджетные источники |
Общая стоимость реализации мероприятия, млн руб. |
в т.ч. бюджетные источники, млн руб. |
в т.ч. внебюджетные источники, млн руб. |
||||
средства федерального бюджета |
средства бюджетов субъектов РФ |
средства местных бюджетов |
||||
всего |
из них за счет средств гранта |
всего |
из них внутренние затраты на исследования и разработки |
|||
Указывается сумма всех финансовых расходов, осуществленных для реализации мероприятия (сумма всех расходов всех задач мероприятия) |
Указывается сумма всех финансовых расходов участников центра на реализацию мероприятия, источником средств которых является федеральный бюджет (включая средства гранта) |
Указывается сумма финансовых расходов на реализацию мероприятия, источником средств которых являются средства гранта, предусмотренные Соглашением о предоставлении гранта |
Указывается сумма всех финансовых расходов, связанных с реализацией мероприятия, источником средств которых являются бюджеты субъектов РФ |
Указывается сумма всех финансовых расходов, связанных с реализацией мероприятия, источниками средств которых являются местные бюджеты |
Указывается сумма всех финансовых расходов, связанных с реализацией мероприятия, источником средств которых являются внебюджетные источники (включая внутренние затраты на исследования и разработки) |
Указывается сумма внутренних затрат на исследования и разработки участников центра, связанных с выполнением задачи, источником средств которых являются внебюджетные источники |
Итого стоимость по всем мероприятиям
| ||||||
Общая стоимость всех мероприятий, млн руб. |
в т.ч. бюджетные источники, млн руб. |
в т.ч. внебюджетные источники, млн руб. |
||||
средства федерального бюджета |
средства бюджетов субъектов РФ |
средства местных бюджетов |
||||
всего |
из них за счет средств гранта |
всего |
из них внутренние затраты на исследования и разработки |
|||
Указывается сумма всех финансовых расходов, осуществленных для реализации всех мероприятий (сумма всех расходов всех мероприятий) |
Указывается сумма всех финансовых расходов участников центра на реализацию всех мероприятий, источником средств которых является федеральный бюджет (включая средства гранта) |
Указывается сумма финансовых расходов участников центра, осуществленных для реализации всех мероприятий за счет средств гранта |
Указывается сумма всех финансовых расходов, осуществленных для реализации всех мероприятий за счет средств бюджетов субъектов РФ |
Указывается сумма всех финансовых расходов, осуществленных для реализации всех мероприятий за счет средств местных бюджетов |
Указывается сумма всех финансовых расходов, осуществленных для реализации всех мероприятий за счет средств внебюджетных источников (включая внутренние затраты на исследования и разработки) |
Указывается сумма внутренних затрат на исследования и разработки участников центра, осуществленных для реализации всех мероприятий за счет средств внебюджетных источников |
Таблица 2. "Сведения о влиянии реализации программы на экономику региона" заполняется за три года, предшествующие отчетному году. В графе "Показатели" указываются те показатели социально-экономического развития субъекта РФ, на которые оказывает влияние реализация программы деятельности центра. Среди показателей рекомендуется привести:
- внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб.;
- доля персонала, занятого научными исследованиями и разработками, % (в регионе);
- инновационная активность организаций, %;
- объем инновационных товаров, работ, услуг, в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
- валовой региональный продукт, млн руб.;
- средняя заработная плата преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования, руб.;
- средняя заработная плата научных сотрудников, руб.;
- позиции региона в официальных национальных рейтингах, место;
- численность выпускников образовательных организаций высшего образования, человек;
- численность принятых на образовательные программы высшего образования, человек;
- другие показатели.
Форма таблицы представлена в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Таблица 3. "Сведения о достижении мирового уровня центром" заполняется за год, предшествующий отчетному году по каждому из направлений деятельности центра в соответствии с программой деятельности центра. В графе "Достижение мирового уровня" в свободной форме указывается состояние достижения центром мирового уровня по каждому из направлений. Могут быть приведены количественные и качественные показатели, подтверждающие достижение мирового уровня:
- информация о прорывных результатах, полученных в рамках деятельности НОЦ в отчетном периоде;
- регистрация участников центра в глобальных сетях инновационной инфраструктуры;
- количество зарубежных ученых, привлеченных к созданию центра и его дальнейшей деятельности;
- приглашения исследователям (НПР) участников центра к участию в зарубежных исследовательских проектах;
- заключение участниками центра соглашений о продаже технологий или инновационной продукции по направлениям деятельности центра за рубеж;
- количество патентов на изобретения по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации имеющих правовую охрану за рубежом, переданных для внедрения в производство в организациях, действующих в реальном секторе экономики;
- вступление участников центра в международные исследовательские альянсы (консорциумы);
- участие в зарубежных конференциях (из топ-20 по заявленной тематике центра), в которых принимали участие участники центра;
- доля иностранных обучающихся;
- другие показатели.
Форма таблицы представлена в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Таблица 4. "Сведения о создании и развитии объектов инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации в интересах деятельности научно-образовательного центра мирового уровня" заполняется за год, предшествующий отчетному году.
В графе "Наименование объекта инфраструктуры" указывается создаваемый объект инфраструктуры в зависимости от типа: научно-исследовательская инфраструктура или другие градостроительные объекты.
В графе "Назначение объекта инфраструктуры" необходимо указать функциональную роль объекта инфраструктуры для научно-образовательного центра.
В графе "Результаты" необходимо указать информацию о том, какая работа проводилась в отношении этого объекта инфраструктуры (разработка проекта, строительство, оснащение, модернизация), что было достигнуто посредством использования объекта инфраструктуры.
Форма таблицы представлена в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
2.2. Порядок подготовки отчета о достижении значений показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра
Указанный отчет содержит плановые и фактические значения показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра.
Расчет показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра осуществляется по методике, указанной в Таблице 2(*) "Методика расчета значения показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра".
Информация, представляемая в отчете, должна содержать фактические и плановые значения показателей деятельности центра.
Дополнительно Минобрнауки России могут запрашиваться документы, подтверждающие информацию, представляемую в отчет.
Форма отчета представлена в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.
В соответствии с пунктом 5 раздела I протокола заседания Совета научно-образовательных центров мирового уровня от 30 ноября 2020 г. N 5, при оценке эффективности деятельности центров, отраженной в представляемых отчетах, в том числе применяются критерии оценки темпа прироста показателей результативности деятельности центров отражающие степень участия компаний реального сектора экономики во внедрении разработок центров.
Расчет темпа прироста показателей результативности деятельности центров проводится Минобрнауки России по методике, указанной в Таблице 3(*) "Методика расчета темпа прироста показателей результативности деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра".
Таблица 2(*) Методика расчета значения показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра (для центров, не являющихся получателями гранта в отчетном году), значений результата предоставления гранта (показателей, необходимых для достижения значений результата предоставления гранта) запланированных в рамках реализации программы деятельности центра (для центров, являющихся получателями гранта в отчетном году).
N |
Показатель |
Единица измерения |
Методика расчета/Источник информации |
1 |
Количество патентов на изобретения по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, зарегистрированных в Российской Федерации и (или) имеющих правовую охрану за рубежом |
единица |
Патент - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения. Показатель рассчитывается по формуле:
где: n - количество участников центра,
зарегистрированных в Российской Федерации и (или) имеющих правовую охрану за рубежом, правообладателем которых является участник центра. Источником информации являются отчетные данные НОЦ с копиями охранных документов, подтверждающих регистрацию объекта интеллектуальной собственности. Показатель рассчитывается по направлениям деятельности центра |
2 |
Количество статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных Scopus или Web of Science Core Collection (для федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций) |
единица |
Международная база Scopus - библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Международная база Web of Science - поисковая интернет-платформа, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах и патентов, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций. Показатель "Количество статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных Scopus или Web of Science Core Collection (для федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций)" определяется: 1. по данным Web of Science на основе следующего поискового запроса: OG = "профиль организации" * AND WC = ("тематические категории, определенные в таблице соответствия "приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации - тематические категории Web of Science") AND PY = "отчетный год", тип документа "Article", где: OG - оператор Web of Science "Профили организаций", WC - оператор Web of Science "Категория Web of Science", PY - оператор Web of Science "Год публикации". По данным Web of Science учитывались следующие индексы научного цитирования: - Science Citation Index Expanded (SCI-EXPANDED); - Social Sciences Citation Index (SSCI); - Arts & Humanities Citation Index (A&HCI); - Emerging Sources Citation Index (ESCI)). ИЛИ 2. определяется по данным Scopus на основе следующего поискового запроса: AF-ID ("профиль организации") * AND SUBJMAIN ("тематические категории, определенные в таблице соответствия "приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации - направления Scopus") AND PUBYEAR IS "отчетный год" AND DOCTYPE (ar), где: AF-ID - оператор Scopus "Идентификатор организации", SUBJMAIN - оператор Scopus "Тематическая категория Scopus", PUBYEAR - оператор Scopus "Год публикации", DOCTYPE - оператор Scopus "Тип документа". * в случае если необходимо рассчитать значение показателя по группе организаций (для избежания дублирования) в запрос добавляется перечень организаций по оператору AF-ID с перечислением через OR. Таблица соответствия приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации тематическим категориям Web of Science и направлениям Scopus зафиксирована письмом от 20 августа 2018 г. N 1-10110-2200/361 "О подготовке национального проекта "Наука", направленным Российской академией наук в адрес Минобрнауки России и утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. N 10), приведена в паспорте Национального проекта "Наука". Указывается значение того показателя, значение которого выше (Web of Science или Scopus). Показатель рассчитывается по направлениям деятельности центра |
3 |
Объем выполненных работ и услуг, завершившихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии) |
рублей |
Опытный образец - продукция, изготовленная в ходе выполнения опытно-конструкторских работ по вновь разработанной рабочей конструкторской и технологической документации для проверки путем испытаний соответствия ее параметров и характеристик требованиям технического задания на опытно-конструкторские работы и правильности принятых технических решений, а также для решения вопроса о возможности ее запуска в производство. Показатель формируется путем суммирования фактических данных о выполненном объеме работ и услуг по направлению "Разработки", завершившихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), по всем организациям, представившим сведения по форме N 2-наука. Алгоритм расчета показателя:
где: Bor - общий выполненный объем разработок, оканчивающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), за отчетный год, тысяч рублей; Ori - выполненный объем разработок, оканчивающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), за отчетный год, тысяч рублей в i-ой организации; n - число организаций - участников центра, выполнявших научные исследования и разработки в отчетном году. Показатель соответствует данным по строке 527 графы 3 формы 2-Наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (Росстат). Разработки, которые закончились изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), имеют конструкторскую документацию, предназначенную для изготовления и испытания опытного образца (опытной партии) без присвоения литеры или с присвоением документам литер "О", "О1" в соответствии с ГОСТ 2.103-2013 (введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1794-ст). Литера "О" присваивается, когда произведена корректировка конструкторской документации по результатам изготовления и предварительных испытаний опытного образца (опытной партии). Литера "О1" присваивается, если производилась корректировка конструкторской документации по результатам приемочных испытаний опытного образца (опытной партии). Показатель рассчитывается по направлениям деятельности центра |
4 |
Количество разработанных и переданных для внедрения в производство в организациях, действующих в реальном секторе экономики, конкурентоспособных технологий и высокотехнологичной продукции |
единица |
Показатель рассчитывается по формуле:
где: n - количество участников центра, Ti - количество разработанных организацией - участником центра и переданных для внедрения в производство в организациях, действующих в реальном секторе экономики, конкурентоспособных технологий, что должно быть закреплено зарегистрированным документом о передаче прав на РИД в отчетный период, Pi - количество разработанной высокотехнологичной продукции в организациях, действующих в реальном секторе экономики. Критерии отнесения продукции к высокотехнологичной установлены в Приказе Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции". Учитываются все документы о передаче прав на РИД (акты внедрения, лицензионные соглашения и др.). При планировании передачи между участниками центра, рекомендуется оформлять между контрагентами договорные отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формы передачи РИД не ограничиваются (лицензирование, передача прав и т.д.). Показатель рассчитывается по направлениям деятельности центра |
5 |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей |
процент |
Исследователи* - работники, профессионально занимающиеся научными исследователями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Для выполнения этих функций требуется высшее образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (в том числе руководители научных организаций и подразделений, выполнявших научные исследования и разработки). Исследователи в возрасте до 39 лет - численность исследователей следующих возрастных групп: до 29 лет; 30-34 лет; 35-39 лет (включительно), в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", данные приводятся на основании первичных карточек учета кадров (форма N Т-2, форма N Т-4 и др.). Показатель "Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей" определяется отношением численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) за отчетный год к общей численности исследователей за отчетный год. Расчет показателя осуществляется по формуле:
где: Isldol - доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, процентов; Isl39 - численность исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) за отчетный год, человек; Islob - общая численность исследователей за отчетный год, человек. Показатель рассчитывается по центру |
6 |
Доля работников организаций, участвующих в создании центра, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в соответствии с направлениями деятельности центра |
процент |
В показателе учитываются все категории работников и рассчитывается по формуле:
где: n - количество участников центра, Pi - численность работников организации - участника центра, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам; Тi - общая численность работников организации - участника центра. Показатель рассчитывается по центру |
7 |
Количество иногородних обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из субъектов Российской Федерации, не участвующих в создании центра, а также иностранных обучающихся |
человек |
Показатель рассчитывается только для федеральных государственных образовательных организаций высшего образования - участников центра по состоянию на 1 октября отчетного года.
где: n - количество участников центра, Ii - количество иногородних студентов центра, обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из субъектов Российской Федерации, не участвующих в создании центра Fi - количество иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования Показатель рассчитывается по центру |
8 |
Количество лиц, завершивших обучение в центрах развития компетенций в интересах развития региона |
человек |
Указывается количество лиц, завершивших обучение в центрах развития компетенций (выдан документ об окончании), вне зависимости от типа образовательной программы, срока обучения. |
9 |
Доля новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
процент |
К подвергавшимся усовершенствованию относятся товары, работы, услуги, уже выпускаемые в организации, но в отношении которых применены/использованы новые или технологически значительно усовершенствованные способы производства или методы передачи продуктов, предполагающие применение нового производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий производства, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Примерами новых производственных методов являются запуск нового автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции, установка оборудования для удаления из воды агрессивных газов в процессе очистки технических вод, внедрение системы ультразвукового контроля за дефектами, позволяющей снизить долю брака на финальной стадии производства, переоборудование станции смешения мазутов за счет установки оборудования с повышенной надежностью, установка и запуск новой модели трубонарезного станка и фрезерного центра взамен устаревшей, обеспечивающих повышение точности и скорости обработки, улучшение рецептуры молочной глазури, обеспечивающей снижение расхода сахара при сохранении вкусовых свойств, внедрение этапа термической обработки на линии протяжного обжига, что привело к улучшению качества, в том числе прочностных свойств, продукции, переход на систему автоматизированного проектирования. Критерии отнесения продукции к высокотехнологичной установлены в Приказе Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции". Перечень высокотехнологичной продукции определен в соответствии с приказом Минпромторга от 23.06.2017 N 1993 "Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации Российской экономики и перечня высокотехнологичной продукции". Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчику на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет. Показатель рассчитывается по формуле:
где n - количество участников центра, Hi - объем отгруженной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции участником центра; Vi - объем отгруженной продукции участником центра. Показатель рассчитывается по направлениям деятельности центра |
10 |
Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя) |
тыс. руб./человек |
Балансовая стоимость машин и оборудования - среднегодовая полная учетная стоимость машин и оборудования в возрасте до 5 лет, используемого для проведения научных исследований и разработок. Исследователи - работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Для выполнения этих функций требуется высшее образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществлявший непосредственное руководство исследовательским процессом (в том числе руководители научных организаций и подразделений, выполнявших научные исследования и разработки). Показатель "Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя)" рассчитывается как отношение среднегодовой полной учетной стоимости машин и оборудования в возрасте до 5 лет к общей численности исследователей в эквиваленте полной занятости. Показатель рассчитывается по формуле:
где: ТВ - техническая вооруженность сектора исследований и разработок, тысяч рублей; Sm5 - среднегодовая полная учетная стоимость машин и оборудования в возрасте до 5 лет за отчетный год, тысяч рублей; Islob - численность исследователей в эквиваленте полной занятости за отчетный год, человек. Источником информации для расчета показателя "Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя)" являются первичные статистические данные федерального статистического наблюдения по форме N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (годовая), разрабатываемые Росстатом с годовой периодичностью по Российской Федерации в рамках позиции 1.27.2 Федерального плана статистических работ. Показатель рассчитывается по центру |
11 |
Количество новых высокотехнологических рабочих мест |
единиц |
К высокотехнологическим рабочим местам относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение). В качестве критерия для отбора организаций (предприятий), имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации (Приказ Росстата от 09.10.2017 N 665 (ред. от 15.04.2019)).
где: n - количество участников центра, Mi - количество созданных в отчетном году высокопроизводительных рабочих мест. Показатель рассчитывается по направлениям деятельности центра |
12 |
Численность исследователей субъекта(ов) Российской Федерации, выполнявших научные исследования и разработки, на 10 000 занятых в экономике субъекта(ов) Российской Федерации |
человек |
Показатель рассчитывается по формуле:
где: Чi - численность исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, человек; N - Численность занятых в возрасте 15 лет и старше, человек. Источник информации: Форма федерального статистического наблюдения по форме N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (годовая), разрабатываемые Росстатом с годовой периодичностью по Российской Федерации в рамках позиции 1.27.2 Федерального плана статистических работ. Данные обследования рабочей силы, разрабатываемых Росстатом Показатель рассчитывается в целом по субъекту(ам) Российской Федерации. В случае, если НОЦ межрегиональный, при расчете используется |
13 |
Объем финансовой поддержки из бюджета субъекта(ов) Российской Федерации программы центра с использованием всех инструментов региональной поддержки |
рублей |
Показатель представляет собой общий объем средств в форме субсидий и прочих видов бюджетных ассигнований из регионального бюджета, направляемый на финансирование программы центра. Источником информации для расчета показателя являются отчеты о реализации Программы деятельности центра. Показатель рассчитывается в целом по субъекту(ам) Российской Федерации. В случае, если НОЦ межрегиональный, указывается сумма финансовой поддержки из бюджетов всех субъектов. |
14 |
Наличие в субъекте инструментов развития (ТОР, ОЭЗ, промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, территориальных инновационных кластеров, инновационных научно-технологических центров) |
единиц |
Указывается общее количество инструментов развития, расположенных на территории субъекта(ов) из числа ТОР, ОЭЗ, промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, территориальных инновационных кластеров, инновационных научно-технологических центров. В случае, если НОЦ межрегиональный, указывается сумма инструментов развития всех субъектов. |
15 |
Доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения программы деятельности центра |
процент |
Показатель определяется отношением внебюджетных средств к общему объему финансового обеспечения программы деятельности центра. Показатель рассчитывается по формуле:
где: Vвб - объем финансовых средств за счет внебюджетных источников; V - общий объем финансовых средств за счет всех источников финансирования программы деятельности центра Источником информации для показателя является Росстат. Форма федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" и https://www.gks.ru/accounts. Показатель рассчитывается по центру. |
16 |
Наличие в субъекте(ах) Российской Федерации центра из перечня перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня |
да/нет |
Информация указывается в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 31.08.2019). По межрегиональному НОЦ в ячейке указывается "да" в случае, если в одном из субъектов Российской Федерации имеется центр из перечня перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня. |
17 |
Наличие в перспективной экономической специализации субъекта(ов) отрасли "Деятельность профессиональная, научная и техническая" |
да/нет |
Информация указывается в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 31.08.2019). По межрегиональному НОЦ в ячейке указывается "да" в случае, если в перспективной экономической специализации одного из субъектов Российской Федерации присутствует отрасль "Деятельность профессиональная, научная и техническая". |
18 |
Вхождение субъекта(ов) Российской Федерации в перечень приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации |
да/нет |
Информация указывается в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 31.08.2019). По межрегиональному НОЦ в ячейке указывается "да" в случае, если один из субъектов Российской Федерации входит в перечень приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации. |
______________________________
* Здесь и далее. Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя и в соответствии с международным стандартом статистического измерения научных исследований и разработок (Руководство Фраскати) (Frascati Manual 2015 Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris, 2015).
Таблица 3(*) "Методика расчета темпа прироста показателей результативности деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра".
Оценка темпов прироста показателей результативности деятельности центра с целью определения эффективности реализации программы деятельности центра и проводится по двум параметрам:
1) Достижение плановых значений показателей, представленных в программе деятельности центра.
Процент достижения определяется по формуле:
,
где:
- процент достижения i-го показателя,
- фактическое значение i-го показателя за отчетный год,
- плановое значение i-го показателя на отчетный год.
2) Темп роста показателей, представленных в программе развития центра, определяется по формуле:
,
где:
- темп роста i-го показателя,
- фактическое значение i-го показателя за отчетный год,
- фактическое значение i-го показателя за год, предшествующий отчетному.
Реализация программы деятельности центра признается эффективной, если по двум параметрам значение больше или равно 100%.
Реализация программы деятельности центра требует дополнительной проработки, если по одному из параметров значение меньше 100%.
Реализация программы деятельности центра признается неэффективной, если по двум параметрам значение меньше 100%.
3. Тезисы доклада инициатора создания центра о результатах реализации программы деятельности центра
Результаты реализации программы деятельности центра представляются на заседании Совета научно-образовательных центров мирового уровня. Тезисы доклада, сопровождаемые презентационными материалами, рекомендуется представить по следующей структуре.
1. Представление ключевых результатов деятельности центра в разрезе направлений деятельности и технологических проектов за отчетный период.
2. Достижение показателей деятельности центра, запланированных в рамках реализации программы деятельности центра за отчетный период. Табличная форма представления сведений представлена в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.
3. Объем финансирования реализации мероприятий программы деятельности центра (млн руб.) в отчетном периоде с указанием источников (в т.ч. финансирование за счет внебюджетных источников).
4. Влияние реализации плана мероприятий программы деятельности центра на экономику региона.
5. Сведения о технологической, институциональной и средовой трансформации региона.
6. Предложение о внесении изменений в программу деятельности центра и состав участников центра (при наличии).
7. Дополнительная информация (при наличии).
Заместитель Министра |
A.M. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке ежегодных отчетов о результатах реализации программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня (утв. Министерством науки и высшего образования РФ 17 февраля 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был