Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
В 2020 году продолжилось развитие законодательства Московской области по всем вопросам, находящимся в ведении Комитета. Основными причинами внесения изменений в действующие законы Московской области стали изменения положений законов Российской Федерации, в том числе по вопросам благоустройства, защиты прав участников долевого строительства, капитального ремонта многоквартирных домов принят ряд законов Московской области об утверждении концессионных соглашений по модернизации объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения и дополнительных соглашений с участием Московской области.
1. В сфере благоустройства:
Законом Московской области N 2/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" срок, в течение которого должны быть удалены срезанные (вырубленные) при проведении работ по благоустройству территорий муниципальных образований части деревьев и кустарников, сокращен с трех до одних суток.
Законом Московской области N 11/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" установлено требование о внесении органами местного самоуправления сведений об организованных местах для приема снега в РГИС "Региональная географическая информационная система".
Законом Московской области N 78/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об административных комиссиях в Московской области" в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области из действующего Закона исключены положения, регулирующие правоотношения, связанные с полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов.
Законом Московской области N 79/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по созданию административных комиссий в Московской области" в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области из действующего Закона исключены положения, регулирующие правоотношения, связанные с полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов, а также уточнена методика расчета общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области для осуществления переданных государственных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Законом Московской области N 93/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" установлен порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к объектам территорий в целях участия (в том числе финансового) собственников этих объектов в содержании таких прилегающих территорий. В частности, установлен максимальный размер прилегающих территорий к различным видам объектов, порядок определения границ прилегающих территорий между объектами, расположенными на малом расстоянии. Законом также установлено, что в отношении объектов образования, здравоохранения, социальной защиты, а также земельных участков, образованных под такими объектами, прилегающая территория в целях ее содержания не определяется.
Законом Московской области N 155/2020-ОЗ "О признании утратившими силу Закона Московской области "О методике распределения между муниципальными районами Московской области субвенций на предоставление бюджетам поселений Московской области субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов поселений по осуществлению мероприятий по приведению инфраструктуры уличного освещения, находящейся на территории муниципальных образований Московской области, в надлежащее техническое состояние" и Закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О методике распределения между муниципальными районами Московской области субвенций на предоставление бюджетам поселений Московской области субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов поселений по осуществлению мероприятий по приведению инфраструктуры уличного освещения, находящейся на территории муниципальных образований Московской области, в надлежащее техническое состояние" признаны утратившими силу законы Московской области, регулирующие вопросы расчета субвенций муниципальным районам на приведение в надлежащее техническое состояние инфраструктуры уличного освещения.
2. В сфере защиты прав граждан - участников долевого строительства:
Законом Московской области N 34/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" Правительство Московской области наделено полномочиями по созданию "Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области", утверждению его Устава, определению структуры и предельной штатной численности, утверждению положения о Попечительском совете, установлению правил назначения генерального директора, определению центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего отдельные функции и полномочия учредителя.
Законом Московской области N 310/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области" уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области наделен полномочием по разработке планов-графиков по обеспечению прав пострадавших граждан на объектах, которые не состоят в реестре проблемных.
3. В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
Законом Московской области N 24/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" предусмотрена возможность участия органов местного самоуправления в комиссиях по приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Законом Московской области N 96/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области" из законов Московской области, регулирующих вопросы улучшения жилищных условий, исключено требование о предоставлении гражданами выписки из домовой книги и предусмотрено, что гражданин самостоятельно предоставляет в органы местного самоуправления сведения о совместно проживающих с ним членах семьи.
Закон Московской области N 114/2020-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Московской области "О формировании списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, построенного или строящегося на земельных участках единого института развития в жилищной сфере" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в связи с упразднением института стандартного жилья.
Законом Московской области N 150/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" к категориям граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, отнесены военнослужащие войск национальной гвардии, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставшие инвалидами.
Законом Московской области N 154/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" уточнены критерии распределения субвенций для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан между муниципальными образованиями и исключены положения, регулирующие правоотношения, связанные с деятельностью муниципальных районов, в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области.
Законом Московской области N 172/2020-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области в сфере межбюджетных отношений" признаны утратившими силу законы Московской области, регулирующие вопросы расчета субвенций муниципальным районам на приведение в надлежащее техническое состояние объектов лифтового хозяйства.
Законом Московской области N 190/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 8 апреля 2020 года N 6 к договору от 26 декабря 2016 года N 40-КИ о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предназначенной для реализации проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры" утверждено дополнительное соглашение с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, продлевающее сроки оценки достижения значений целевых показателей по реализации проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в Рузском городском округе.
Законом Московской области N 215/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в жилищной сфере" в соответствии с федеральным законодательством в законах Московской области, регулирующих жилищные вопросы, понятие "страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования" заменено на понятие "документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета".
Законом Московской области N 235/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 13 октября 2020 года N 7 к договору от 26 декабря 2016 года N 40-КИ о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предназначенной для реализации проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры" утверждено заключение дополнительного соглашения к договору с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающее, что расторжение концессионного соглашения по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в Рузском городском округе не повлечет за собой необходимости возврата Московской областью средств, полученных на реализацию проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры от Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Законом Московской области N 289/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в жилищной сфере" установлено, что предоставление гражданам земельных участков в случаях, установленных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Московской области, не является основанием для прекращения права на улучшение жилищных условий.
Законом Московской области N 311/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" установлено, что в региональную программу проведения капитального ремонта не включаются дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, а жители таких домов не уплачивают взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, исключены из перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме работы по регулированию потребления электрической энергии в связи с передачей этих полномочий гарантирующим поставщикам и увеличен с 80 процентов до 90 процентов объем средств фонда капитального ремонта, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта.
4. В сфере градостроительства и расселения аварийного жилья:
Законом Московской области N 59/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" в перечень объектов, для которых не требуется получать разрешение на строительство, включены:
линии электропередачи классом напряжения от 20 до 35 киловольт включительно;
водопроводные сети, а также самотечные канализационные сети, ливневые системы водоотведения с внутренним диаметром труб от 300 до 1 000 миллиметров включительно;
электрические сети, сети связи, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного микрорайона.
Законом Московской области N 213/2020-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области в жилищной сфере и о внесении изменения в Закон Московской области "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в жилищной сфере" признаны утратившими силу положения законодательства Московской области, регулирующие вопросы приобретения стандартного жилья, построенного или строящегося на земельных участках единого института развития в жилищной сфере, утратившие актуальность.
Законом Московской области N 252/2020-ОЗ "Об утверждении заключения соглашения от 5 июня 2020 года N 2/75/ПС "О внесении изменений в Договор от 28 июня 2019 года N 75/ПС о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда" утверждено соглашение с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, устанавливающее обязательство Московской области обеспечить до окончания 2020 года заключение контрактов на расселение не менее 90 процентов аварийного жилья, предусмотренного к расселению в 2020 - 2021 годах.
Законом Московской области N 253/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 5 июня 2020 года N 3/75/ПС к Договору от 28 июня 2019 года N 75/ПС о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда" утверждено соглашение с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, устанавливающее лимиты финансовой поддержки для Московской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Законом Московской области N 254/2020-ОЗ "Об утверждении заключения соглашения от 5 июня 2020 года N 4/75/ПС "О внесении изменений в Договор от 28 июня 2019 года N 75/ПС о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда" утверждено соглашение с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающее изменение порядка расчета штрафных санкций за неисполнение Московской областью обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Законом Московской области N 307/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" установлена методика распределения субвенций муниципальным образованиям на переданные государственные полномочия по присвоению адресов объектам адресации и подготовке уведомлений о соответствии установленным требованиям объектов индивидуального строительства.
Законом Московской области N 308/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Генеральном плане развития Московской области" в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и в целях повышения эффективности подготовки документов территориального планирования упрощены требования к генеральным планам городских округов, а полномочия по утверждению правил землепользования и застройки переданы администрациям городских округов.
5. В сфере энергетики:
Законом Московской области N 158/2020-ОЗ "Об утверждении заключения соглашения от 06.07.2020 N 21 о расторжении концессионного соглашения от 15.05.2018 N 118 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "городской округ Ликино-Дулёво Московской области" утверждено дополнительное соглашение, предусматривающее расторжение концессионного соглашения с "Компьюлинк Инфраструктура Ликино-Дулево".
Законом Московской области N 185/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Московской области" и Закон Московской области "О Правительстве Московской области" полномочия органов государственной власти Московской области по разработке рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества распространены на случаи, когда объекты инфраструктуры, расположенные на территории товарищества, не находятся в собственности садового товарищества, либо на случаи, когда садоводство ведется без образования товарищества.
Законом Московской области N 283/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 9 декабря 2020 года N 1 к концессионному соглашению от 29 октября 2018 года N 376 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" утверждено дополнительное соглашение, предусматривающее приведение параметров мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением, в соответствие с утвержденной Министерством энергетики Московской области схемой теплоснабжения городского округа Мытищи на период с 2019 до 2037 года.
Законом Московской области N 284/2020-ОЗ "Об утверждении заключения концессионного соглашения от 14 декабря 2020 года N 106 в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области" утверждено концессионное соглашение между Орехово-Зуевским городским округом, ООО "Интеллектуальные коммуникационные системы Орехово-Зуево" и Московской областью сроком действия 25 лет, предусматривающее строительство 28 котельных, 1 ЦТП и 30,3 км тепловых сетей, а также реконструкцию 27 котельных, 9 ЦТП, 150 км тепловых сетей на территории Орехово-Зуевского городского округа.
Принят ряд законов Московской области, которыми утверждены дополнительные соглашения к заключенным в 2018 и 2019 годах концессионным соглашениям в отношении объектов теплоснабжения, предусматривающие корректировку параметров концессионных соглашений в связи с изменением ставки НДС с 18 процентов до 20 процентов, а также изменением порядка расчета арендной платы за земельные участки в муниципальных образованиях Московской области и утверждением схем теплоснабжения городских округов:
Закон Московской области N 278/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 3 декабря 2020 года N 1 к концессионному соглашению от 21.11.2018 N 384 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области";
Закон Московской области N 279/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 3 декабря 2020 года N 1 к концессионному соглашению от 21.11.2018 N 385 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "Серпуховский муниципальный район Московской области";
Закон Московской области N 280/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 11 декабря 2020 года N 1 к концессионному соглашению от 29 марта 2019 года N 59 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "Пушкинский муниципальный район Московской области";
Закон Московской области N 281/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 9 декабря 2020 года N 1 к концессионному соглашению от 29.03.2019 N 60 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "городское поселение Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области";
Закон Московской области N 282/2020-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительного соглашения от 8 декабря 2020 года N 1 к концессионному соглашению от 29.03.2019 N 61 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "городское поселение Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области".
В связи с объявлением в 2020 году на территории Московской области режима повышенной готовности в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вводились дополнительные требования по обеспечению тишины:
Законом Московской области N 54/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" (далее - Закон Московской области N 54/2020-ОЗ) установлены дополнительные ограничения на действия, связанные с проведением шумных ремонтных работ в многоквартирных домах, в том числе текущего и капитального ремонтов общего имущества. Период, в течение которого допускаются шумные работы, в зависимости от дня недели был уменьшен с 6-7 часов (для новостроек 9-11 часов) до 4-5 часов в сутки;
Законом Московской области N 178/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" в связи с отменой режима самоизоляции для граждан на территории Московской области дополнительные ограничения по обеспечению тишины, установленные Законом Московской области N 54/2020-ОЗ, отменены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.