Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2021 г. N АКПИ20-834
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2021 г. N АПЛ21-126 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Птицыной Людмилы Петровны о признании частично недействующим абзаца первого пункта 10 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР",
установил:
в связи с поступающими запросами органов социальной защиты населения о применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Минсоцзащиты России) в пункте 10 указания от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (далее - Указание), зарегистрированного 21 марта 1996 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 1056, и опубликованного 30 мая 1996 г. в издании "Российские вести", N 99, и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, N 6, 1996, разъяснило: в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 г.) (далее - Соглашение), Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац первый). Пример (абзац второй): для назначения пенсии в России представляется заработок за 24 последних месяца работы (с 01.02.93 по 31.01.95) перед обращением за назначением пенсии. Работа протекала в Туркменистане. При этом заработок за период работы с 01.02.93 по 30.10.93 указан в рублях. За период с 01.11.93 по 31.01.95 - в манатах (абзац третий). В этом случае при исчислении пенсии принимается во внимание, что национальная валюта Туркменистана - манат, введена на территории этого государства с 1 ноября 1993 г. Поскольку курс данной валюты к рублю Центральным Банком России не установлен, соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено при представлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению данной национальной валюты (абзац четвертый).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзац четвертый" имеется в виду "абзац третий"
Административный истец Птицына Л.П., получавшая пенсию по старости и переехавшая из г. Луганска (Украина) на новое место жительства в г. Санкт-Петербург, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 10 Указания в той мере, в какой оспариваемое положение допускает в отношении лиц, получающих пенсию по старости и прибывших на жительство в Россию из Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, исключение из подсчета сумм заработка, выплаченных в переходной денежной единице Украины - купонах за период с 1 апреля по 11 ноября 1992 г., курс которой не установлен Центральным банком Российской Федерации, и исчисление пенсии в таком случае производить из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты), либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свое требование административный истец мотивировала тем, что при переезде на новое место жительства в г. Санкт-Петербург территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ей была назначена пенсия с применением оспариваемого положения Указания, которое противоречит пункту 2 Решения N 01-1/2-07 Экономического Суда Содружества Независимых Государств "О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.", принятого 26 марта 2008 г. в г. Минске (далее - Решение Экономического Суда СНГ), указавшего, что периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат, а также части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), закрепившей, что среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
По мнению административного истца, применение пункта 10 Указания в оспариваемой части к беженцам Луганской и Донецкой народных республик, получавшим пенсию по старости и переехавшим на новое место жительства на территорию Российской Федерации, является дискриминационным и незаконным по отношению к гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Селезнев В.А. поддержал заявленное требование.
Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) в письменных возражениях на административный иск указало, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти, не противоречит положениям действующего законодательства и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Представитель Минтруда России Кириллова М.В., поддержав в судебном заседании изложенную правовую позицию, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административный иск, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт был представлен на государственную регистрацию в Минюст России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", действовавшим на момент его издания, по результатам проведенной правовой экспертизы зарегистрирован и опубликован 30 мая 1996 г. в газете "Российские вести", N 99, выразило мнение о несоответствии пункта 10 Указания Федеральному закону N 208-ФЗ.
Представитель Минюста России Максутов Р.А. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемое положение Указания на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется Соглашением, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсии таким гражданам производится по месту их жительства (статья 1, пункт 1 статьи 6).
Минсоцзащиты России на дату издания Указания согласно Положению о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 466 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 332), являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области пенсионного обеспечения, в том числе связанные с реализаций международных договоров и соглашений Российской Федерации в данной области (пункты 1, 3, подпункт "а" пункта 7).
Таким образом, Указание принято федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением порядка введения его в действие, установленного на дату его издания Положением о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305, и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763).
Как закреплено в статье 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 Соглашения.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (пункт 2 статьи 6 Соглашения).
Согласно пункта 3 статьи 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
С 1 января 2015 г. страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), которым введено новое правовое регулирование в части формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления размера страховых пенсий.
При этом в силу положений статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), нормы которого, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий, применяются в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ, базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, формируемый с учетом страховых вносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо после 1 января 2002 г. и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до указанной даты.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, приведенной в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, где учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (статья 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
При установлении пенсий лицам, переселившимся в Россию из государств - участников Соглашения, в случае если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
В приложении N 1 к Указанию приведена информация о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, составленная на основании данных, представленных посольствами Украины, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Грузии, Армении, Литвы, Эстонии в России, Национальным банком Беларуси, Министерством благосостояния Латвии.
С учетом того, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г., перевод национальной валюты в рубли осуществляется по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на указанную дату.
В частности, из приложения N 1 к Указанию следует, что в Украине с 1 апреля 1992 г. по 11 ноября 1992 г. заработная плата начислялась в купонах (переходная денежная единица, курс которой Центральным банком Российской Федерации не установлен), в связи с чем лицам, прибывшим из Украины, суммы заработка, выплаченные в переходных денежных единицах - купонах в период их действия, из подсчета среднемесячного заработка исключаются, но учитывается заработок за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты), либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 5 Федерального закона N 208-ФЗ действительно при назначении и перерасчете пенсий допускает пересчитывать среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, в рубли по курсу 1:1.
Федеральный закон 208-ФЗ устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статья 1).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогичная норма также содержится в части 3 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется международным договором - Соглашением.
На дату вступления в силу Федерального закона N 208-ФЗ (1 января 2015 г.) Птицына Л.П. не являлась получателем назначенной ей пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым. Следовательно, на нее положения названного федерального закона не распространяются.
Доводы административного истца о несоответствии Указания в оспариваемой части Решению Экономического Суда СНГ основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно толкованию статьи 7 Соглашения, приведенному в упомянутом решении, не подлежат изменению периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства.
Пункт 10 Указания не содержит положений об изменении периода работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, а разъясняет порядок определения сумм заработка, полученных в переходных денежных единицах.
Принимая во внимание, что оспариваемое положение Указания не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Птицыной Людмилы Петровны о признании частично недействующим абзаца первого пункта 10 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2021 г. N АКПИ20-834
Текст решения опубликован не был