Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 января 2021 г. N 66а-35/2021 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Зварич Н.И.
с участием прокурора Даниловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Оборонэнерго" к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующими пункта 13 Приложения N 3 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 578/91 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78", пункта 18 Таблицы 1 Приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 577/91 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее по тексту также - РЭК Омской области, регулятор) от 31 декабря 2019 года N 578/91 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78" (далее - приказ N 578/91) в Приложении N 1 для территориальных сетевых организаций установлены необходимая валовая выручка, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 - 2024 годы, а также долгосрочные параметры регулирования (том 1 л.д. 40-80, 121-141).
Пунктом 13 Приложения N 3 приказа N 578/91 для филиала "Забайкальский" Акционерного общества "Оборонэнерго" (далее по тексту также - административный истец, АО "Оборонэнерго", общество) на 2020 год (первый (базовый) год долгосрочного регулирования 2020 - 2024 годы) необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) установлена в размере <...> (без НДС) (том 1 л.д. 67, 134 оборот).
Приказом РЭК Омской области от 31 декабря 2019 года N 577/91 (далее - приказ N 577/91) "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год" установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год согласно Приложению N 1 и Приложению N 2 к настоящему приказу (том 1 л.д. 23-35, 113-119).
Пунктом 18 Таблицы 1 Приложения N 1 к приказу N 577/91 установлена НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации для административного истца в размере <...> (том 1 л.д. 28, 115 оборот).
Приказы N 577/91 и N 578/91 опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2019 года (том 1 л.д. 120, 142).
АО "Оборонэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приказов недействующими в части указанных пунктов с момента принятия, ссылаясь на их несоответствие законодательству в области правил ценообразования в электроэнергетике и нарушение прав общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности по передаче электрической энергии на территории Омской области.
В обоснование заявленных указано, что неправильное определение регулятором величины необходимой валовой выручки нарушает права АО "Оборонэнерго", поскольку эта величина влияет на размер установленных с ее применением тарифов, в этой связи обжалуемые акты РЭК Омской области об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Считает, что РЭК Омской области при определении величины необходимой валовой выручки неправомерно не приняты в составе подконтрольных расходов на 2020 год расходы на услуги подрядчиков по капитальному и текущему ремонтам объектов электросетевого хозяйства в размере <...> и расходы по статье "Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо", расходы на формирование аварийно-страхового запаса, расходы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства в объеме <...>. Также административным истцом заявлены требования о взыскании с РЭК Омской области судебных расходов на оплату государственной пошлины (том 1 л.д. 4-21).
В судебном заседании представитель АО "Оборонэнерго" Пушкарский Д.С. заявленные требования поддержал; после объявления перерыва просил о продолжении судебного разбирательства в отсутствие представителя административного истца.
Представитель РЭК Омской области Ванюкова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнениях к нему, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа в пределах компетенции РЭК Омской области и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений законодательства при установлении предельного тарифа (том 1 л.д. 106-112, том 2 л.д. 120-122, 156-159).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, материалы тарифного дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых приказов в части не действующими с момента принятия, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п). К полномочиям РЭК Омской области относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 1 пункта 9 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п)
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразованию тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 4, 7, 8, 12, 22 Правил регулирования цен в рамках установленных ФАС России предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными Правилами.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Пунктом 28 Правил государственного регулирования цен основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Как следует из материалов дела, передача и распределение электрической энергии (мощности) является основным видом деятельности филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго".
26 апреля 2019 года филиал "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" обратился в РЭК Омской области с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров на новый долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Рассмотрев тарифное дело N 03-03/35, открытое на основании заявления и обосновывающих документов указанной организации, регулятор принял долгосрочные параметры регулирования деятельности филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" на указанный период регулирования, подконтрольные и неподконтрольные расходы на содержание и эксплуатацию электрических сетей, с использованием которых осуществляется оказание услуг по передаче электрической энергии: на 2020 год - в сумме <...>, на 2021 год - в сумме <...>, на 2022 год - <...>, на 2023 год - в сумме <...>, на 2024 год - в сумме <...> При этом перечень затрат, во включении которых в тариф отказано, приведен в решении РЭК Омской области (том 1 л.д.152-154).
Оценивая доводы административного истца о необоснованности исключения расходов, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что расходы на услуги подрядчиков по капитальному и текущему ремонту объектов электросетевого хозяйства на 2020 год заявлены регулируемой организацией в размере <...>, в том числе услуги подрядчиков по капитальному ремонту - <...>, по текущему ремонту - <...>. В свою очередь, регулятор утвердил филиалу расходы на услуги по капитальному ремонту - <...>; расходы на услуги по текущему ремонту - <...>.
Поскольку 2020 год является первым годом долгосрочного регулирования, подконтрольные расходы на 2020 год являются базовыми и в течение долгосрочного периода пересмотру не подлежат, а подлежат корректировке на индекс изменения количества активов и прирост на индекс потребительских цен (формула 2 и 5 пункта 11 Методических указаний N 98-э).
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя среди прочего расходы на ремонт основных средств, в связи с чем расходы на ремонт основных средств объектов электросетевого хозяйства являются расходами, подлежащими включению в необходимую валовую выручку.
Под расходами на проведение ремонта (вне зависимости от текущего и капитального) подразумевается финансирование работ по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования.
При формировании необходимой валовой выручки на первый (базовый) 2020 год долгосрочного периода регулирования АО "Оборонэнерго" в соответствии с перспективным графиком ремонтов и годовым планом-графиком по Омской области на 2020 год исходил из необходимости осуществления мероприятий по капитальному ремонту воздушных линий 0,4 кВ, 10 кВ и кабельных линий 0,4 кВ подрядным способом. Объемы работ по капитальному ремонту объектов электросетевого хозяйства на 2020 год определены в соответствии с дефектными актами. Расходы на капитальный ремонт в соответствии с представленными филиалом локально-сметными расчетами составили <...>.
В экспертном заключении РЭК Омской области указано, что мероприятия по капитальному ремонту принимаются согласно заключению сметчика отдела технической экспертизы электроэнергетической и газовой отрасли РЭК Омской области, представленного в приложении N 2 к экспертному заключению. Согласно Приложению N 2 сметчик РЭК, проанализировав представленные филиалом сметы, принимает экономически обоснованные затраты на капитальный ремонт воздушных и кабельных линий в размере меньше чем заявлено филиалом, а именно в сумме <...>.
В дальнейшем регулятором в расходы базового периода включена 1/5 часть указанной суммы, что составило <...>.
Как следует из пояснений административного ответчика, предприятие не подтвердило несение иных сумм расходов в течение периода долгосрочного регулирования, в связи с чем расходы, запланированные на первый год регулирования, распределены равномерно на 5 лет; в последующие периоды регулирования к указанной сумме применена индексация.
Аналогичный подход применен регулятором и при включении расходов на текущий ремонт.
Так, в соответствии с планом-графиком на 2020 год по текущему ремонту зданий и сооружений электрических сетей по Омской области регулируемой организацией включены затраты в размере <...> на выполнение работ по ремонту строительной части зданий трансформаторных подстанций с привлечением подрядных организаций. Административный истец не оспаривает, что ошибочно в плане-графике по 4 объектам указаны суммы на ремонт с НДС, соответственно затраты на проведение мероприятий по текущему ремонту в 2020 году (по мнению регулируемой организации) составят <...>
В пункте 4.6.5 экспертного заключения РЭК Омской области указано, что мероприятия по текущему ремонту принимаются согласно заключению сметчика, представленного в приложении N 2 к экспертному заключению, что составляет <...>
В составе необходимой валовой выручки затраты по текущему ремонту утверждены регулятором в размере <...>, что составляет 1/5 часть указанной выше суммы.
В приведенных выше нормативных правовых актах, регламентирующих порядок расчета и установления рассматриваемых тарифов, такой механизм пропорционального распределения на весь период долгосрочного регулирования затрат, заявленных на первый (базовый) год регулирования, не предусмотрен. Более того, данный механизм расчета прямо противоречит ключевому принципу определения необходимой валовой выручки как экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Фактически регулятор при распределении на пять лет расходов на капитальный и текущий ремонт, заявленных на первый год регулирования, произвел произвольное сокращение рассматриваемых расходов.
Приводимый административным ответчиком довод о том, что применение данного порядка расчета является прямым следствием непредставления регулируемой организацией необходимых документов, отражающих и подтверждающих наличие расходов на иные годы долгосрочного периода регулирования, не может быть признан состоятельным.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Вместе с тем, пунктом 19 Правил регулирования цен (в редакции, действовавшей на момент открытия тарифного дела и рассмотрения предложения регулируемой организации) предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Данные действия регулятором в течение всего периода рассмотрения тарифной заявки не осуществлены; представленная в материалы дела переписка между главным специалистом отдела ТЭЭиГО РЭК Омской области Б. и начальником планово-экономического отдела филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" З. по электронной почте от 28 декабря 2019 года (т.е. за три дня до принятия приказов) с очевидностью не может рассматриваться в качестве надлежащего выполнения процедуры, предусмотренной пунктом 19 Правил регулирования цен.
При этом из материалов дела усматривается, что АО "Оборонэнерго" представлена совокупность обосновывающих материалов по капитальному ремонту оборудования, зданий и сооружений электрических сетей, а также по текущему ремонту зданий и сооружений электрических сетей, подлежащих изучению и анализу РЭК Омской области, а при необходимости - использованию полномочий по истребованию дополнительных сведений и материалов. В таковым относятся: план-график производства работ по капитальному ремонту оборудования, зданий и сооружений электрических сетей Филиала на 2020 год, дефектные акты на предмет определения характера и объема ремонтных работ, локальные сметные расчеты на проведение ремонтных работ на 2020 год, подтверждение цен на оборудование, материалы - прайс-листы, коммерческие предложения поставщиков материалов, перспективный график ремонта оборудования, зданий и сооружений Филиала в границах Омской области на 2020 - 2024 годы; план-график производства работ по текущему ремонту зданий и сооружений электрических сетей Филиала на 2020 год, дефектные акты на предмет определения характера и объема ремонтных работ и локальные сметные расчеты на проведение ремонтных работ, перспективный график ремонта оборудования, зданий и сооружений Филиала в границах Омской области на 2020 - 2024 годы.
Анализируя отдельные составляющие расходы, исключение которых произведено РЭК Омской области, оспариваемых административным истцом, суд отмечает следующее.
По мнению административного истца, регулятором неправомерно исключен при определении расходов по капитальному ремонту воздушных линий коэффициент 1,2, предусмотренный Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 15/1 (Приложение N 1, таблица 3, поз. 4), применяемый при производстве ремонтно-строительных работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, в том числе в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи.
Регулятор приводит доводы о необходимости исключения иного коэффициента, применяемого при работе на оборудовании и сетях, находящихся под высоким напряжением, или внутри работающих ТП и РП, ссылаясь на отсутствие подтверждения факта производства работ под напряжением на момент утверждения тарифов.
В соответствии с пунктом 4.96. указанной Методики в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется при капитальном ремонте объектов капитального строительства - исходя из итоговой суммы расчетов, предусмотренных главами 1 - 9 указанного сводного расчета. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств) в размерах, не превышающих 2-х процентов - для объектов капитального строительства непроизводственного назначения; 3-х процентов - для объектов капитального строительства производственного назначения
Регулятором коэффициент на непредвиденные работы и затраты к сметным расчетам принят в размере 2 процентов со ссылкой на то обстоятельство, что объекты электросетевого хозяйства, эксплуатируемые филиалом "Забайкальский" АО "Оборонэнерго", построены в составе объектов капитального строительства (многоквартирные жилые дома, казармы, общественные здания), которые не являются промышленными объектами.
В свою очередь, административным истцом указанный резерв сформирован исходя из 3-х процентного значения как для объектов капитального строительства производственного назначения.
В соответствии с пп. "а" пункта 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", к объектам производственного назначения относятся здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности. В экспертном заключении приведен перечень имущества Министерства обороны Российской Федерации, переданного в безвозмездное пользование АО "Оборонэнерго" в границах Омской области (том 1 л.д.165). Поскольку АО "Оборонэнерго" осуществляет эксплуатацию электросетевого хозяйства для целей обеспечения электрической энергией объектов обороны и безопасности Минобороны Российской Федерации, доводы административного истца о применении резерва средств на непредвиденные работы и затраты исходя из 3-х процентного значения следует признать обоснованными.
В остальной части доводов регулятором приведено обоснование корректировок, не опровергнутое административным истцом.
Анализируя доводы административного истца в части, касающейся расходов на формирование аварийно-страхового запаса на 2020 год (заявлены затраты в размере <...>), суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 229, в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на воздушных линиях электропередачи (ВЛ) в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.
Перечень материалов на аварийный запас определён регулируемой организацией со ссылкой на нормы, утвержденные Минэнерго Российской Федерации: РД.34.10.171 "Типовые нормы и нормативы потребности в резервном электрооборудовании подстанций 6-110 кВ сельских электрических сетей", РД.34.10.172 "Нормы аварийного страхового запаса основных материалов, запасных частей и изделий для воздушных линий электропередачи 0,38-20 кВ", РД.34.10.173 "Типовые нормативы резервного запаса и обменного фонда трансформаторов 1-3 габаритов для электросетевых и ремонтных предприятий (цехов) энергосистем", РД.34.10.178-88 "Нормы резерва материально-технических ресурсов и оборудования для закрытых трансформаторных подстанций 6-20/0,38 кВ и распределительных пунктов 6-20 кВ", РД 34.10.385 "Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 - 35 кВ", РД 34.10.393-88 "Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ". Цены на материалы приняты согласно договорам поставки, заключенным в 2018 году, коммерческим предложениям и прайс-листам поставщиков с применением индекса потребительских цен.
В обоснование полного исключения данных расходов тарифный орган указывает, что расходы на создание аварийного запаса материалов не приняты в связи с отсутствием расчета, произведенного исходя из экономически обоснованных объемов работ (услуг), а перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей пополняется по мере их расходования при ремонтах. Ссылаясь, что создание и порядок использования предприятием аварийного неснижаемого запаса материалов, определение его размеров, утверждение перечня необходимых материалов аварийного запаса, норм запаса и нормативов их расхода должно подтверждаться соответствующим приказом или иным локальным нормативным правовым актом общества, а таковые не представлены, утверждает, что у регулятора отсутствовала возможность определить объем материалов для его пополнения.
Данные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку законодателем предусмотрена обязанность создания регулируемой организацией аварийно-страхового запаса, а регулятор не был лишен возможности истребовать дополнительные документы, как и определить экономически обоснованный объем расходов в ином размере на основании положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования.
Затраты на приобретение материалов для проведения технического обслуживания объектов электросетевого хозяйства на 2020 год заявлены регулируемой организацией в размере <...>
При расчете затрат на приобретение материалов в 2020 году регулируемая организация исходила из производственной необходимости в приобретении материалов в связи с эксплуатацией электросетевого хозяйства, нормативов, цен на материалы приняты согласно заключенным договорам в 2018 году, а также коммерческим предложениям и прайс-листам, предоставленных поставщиками материалов, с применением ИПЦ в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. В обоснование заявленных расходов представлены годовой план-график производства работ по техническому обслуживанию оборудования, зданий и сооружений филиала на 2020 год, расчет потребности материалов на техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических сетей, копии договоров поставки за 2018 год, коммерческие предложения и прайс-листы поставщиков.
РЭК Омской области приняты расходы в размере <...> на уровне фактических затрат за 2018 год, с учетом ИПЦ на 2019 и 2020 годы, а также с учетом применения метода аналогов.
В обоснование указанной позиции административным ответчиком приведены доводы о превышении величины планируемых расходов в 4,5 раза фактически сложившийся уровень расходов, отсутствие обоснования запланированного существенного увеличения расходов относительно фактического объема работ регулируемой организацией. При этом из материалов не усматривается, какие именно составляющие расходов регулятор признал чрезвычайными или экономически необоснованными.
Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации и дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Суммарная необходимая валовая выручка всех сетевых организаций применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний).
Необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку рассматриваемые приказы в их оспариваемой части приняты с нарушением приведенных норм, регламентирующих порядок ценообразования, подлежат признанию не действующими со дня принятия пункт 13 Приложения N 3 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 578/91, пункт 18 Таблицы 1 Приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 577/91.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд возлагает на РЭК Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным исковым заявлением административным истцом АО "Оборонэнерго" уплачена государственная пошлина в размере <...>. Указанные расходы административного истца в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Акционерного общества "Оборонэнерго" удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункт 13 Приложения N 3 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 578/91 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78", пункт 18 Таблицы 1 Приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 577/91 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год".
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу Акционерного общества "Оборонэнерго" судебные расходы в сумме <...>.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Ершова |
Мотивированное решение суда составлено 18 сентября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 10 сентября 2020 г. N 3а-141/2020 "О признании недействующими пункта 13 Приложения N 3, утв. приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.12.2019 N 578/91, пункта 18 Таблицы 1 Приложения N 1, утв. приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.12.2019 N 577/91"
Текст решения опубликован на сайте Омского областного суда (http://oblsud.oms.sudrf.ru)
Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 января 2021 г. N 66а-35/2021 настоящее решение оставлено без изменения