Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Проведение государственного контроля (надзора)
а) Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) по соответствующей сфере деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям)
В 2020 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлено 85 плановых выездных проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования, 5 - проверки органов местного самоуправления (далее - ОМС). В 1 полугодии 2020 года проведены 2 внеплановые документарные проверки по истечении срока ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Наибольшее количество проверок проведено в общеобразовательных и дошкольных организациях (33% и 31% соответственно).
По результатам федерального государственного надзора в сфере образования выдано 85 предписаний (82 предписания в отношении организаций и 3 в отношении ОМС).
Доля плановых проверок, осуществленных в ходе государственного контроля (надзора), по итогам которых выявлены нарушения и выданы предписания, в 2020 году составила 95%.
Своевременное исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений находится на контроле Министерства.
В 2020 году количество правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, составило 2 (в 2019 году - 4).
Сведения, характеризующие выполненную работу, по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования Пермского края приведены в таблице.
Наименования показателей, характеризующих выполненную работу по осуществлению государственного контроля (надзора) |
2020 год, 1 полугодие |
2020 год |
Количество объектов контроля по государственному контролю (надзору), предусмотренных ежегодным Планом проведения плановых проверок (ед.) |
89 |
92 |
Количество проверенных объектов контроля по государственному контролю (надзору), предусмотренных планом проведения плановых проверок, ед. |
87 |
90 |
Выполнение плана проведения плановых проверок по государственному контролю (надзору) с учетом исключенных из плана объектов проверки % |
100 |
100 |
Количество проведенных плановых и внеплановых проверок по государственному контролю (надзору) (ед.) |
89 |
92 |
Количество проведенных выездных проверок (ед.) |
87 |
90 |
Количество проведенных документарных проверок (ед.) |
2 |
2 |
Количество выданных предписаний (ед.) |
84 |
85 |
Общее количество административных наказаний по итогам проверок |
8 |
17 |
Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году проведение документарных проверок не предусмотрено. Опыт проведения контрольно-надзорных мероприятий за предыдущие годы показал, что наиболее результативным является проведение выездных проверок.
За отчетный период 100% образовательных организаций из проверенных привели свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства, устранив выявленные нарушения, что подтверждается представленными в управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства отчетами по исполнению предписаний.
По итогам анализа нарушений, выявленных в 2020 году, актуальными остаются нарушения в имеющейся локальной нормативно-правовой базе организаций - 181, нарушения, связанные с соответствием образовательных программ образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям - 106, нарушение порядка приема - 76, невыполнение полномочия по проведению самообследования и обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования - 69 и 46 нарушений, связанных с содержанием уставов.
В сравнении с 2019 годом снизилось количество нарушений, связанных с нарушением прав педагогических работников при проведении аттестации, с размещением информации на официальном сайте в сети "Интернет", оказанием платных образовательных услуг.
В 2020 году были проведены плановые выездные проверки в отношении ОМС 5 муниципальных образований Пермского края. В ходе проверок выявлены нарушения законодательства в сфере образования. Типичными нарушениями являются неисполнение отдельных полномочий, несоответствие отдельных муниципальных правовых актов законодательству, превышение полномочий по принятию муниципальных правовых актов.
б) Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности
В целях полного и качественного выполнения переданного полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования обеспечено:
выполнение планов проведения проверок (100%);
привлечение экспертов для участия в контрольно-надзорных мероприятиях, повышение их профессионального уровня; привлечено 26 экспертов к 48 проверкам.
С привлечением экспертов проводились проверки в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
Эксперты, привлеченные к контрольно-надзорной деятельности, выполняли следующие задачи:
установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственных образовательных стандартов;
установление соответствия структуры и содержания образовательной программы дошкольного образования, условий реализации требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
анализ функционирования внутренней системы оценки качества образования;
соблюдение Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта;
соблюдение федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам.
Экспертные заключения приложены к актам проверки образовательных организаций.
Эксперты привлекались для проведения совещаний по подведению итогов проверок с представителями образовательных организаций.
Сведения о размерах финансирования услуг экспертов, привлеченных к контрольно-надзорным мероприятиям, приведены в таблице.
2019 г. |
1 полугодие 2020 г. |
2020 г. |
687,00 |
183,00 |
183,00 |
Возмещение расходов, понесенных экспертами в связи с участием в мероприятиях по государственному контролю (надзору), осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации постановления от 15.12.2012 N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю".
в) Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В процессе осуществления государственного контроля (надзора) фактов причинения вреда, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установлено.
г) Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора)
Федеральный государственный надзор (контроль) в сфере образования не отнесен к перечню видов федерального государственного контроля (надзора), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.
При формировании ежегодных планов проведения плановых проверок управлением надзора и контроля в сфере образования учитываются рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по формированию ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подготовленные и направленные Рособрнадзором письмом от 29 августа 2016 г. N 02-343. Данными рекомендациями установлены критерии и группы образовательных организаций, которые необходимо принимать во внимание при подготовке плана проверок.
При анализе информации, которая внесена в информационные системы, на основании критериев, рекомендованных Рособрнадзором, формируются высокая, средняя и низкая группы риска образовательных организаций. В проект ежегодного плана проверок, в первую очередь, включаются организации из высокой группы риска.
К высокой группе риска относятся организации:
показывающие стабильно низкие результаты на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;
в деятельности которых ранее были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, включая грубые нарушения лицензионных требований;
в отношении которых поступали жалобы и обращения граждан и (или) организаций.
д) Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
В рамках работы, направленной на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами местного самоуправления Пермского края, осуществляющими управление в сфере образования, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством при проведении мероприятий по контролю (надзору), в 2020 году осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Программа профилактики нарушений обязательных требований разработана в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" и утверждена приказом Министерства от 19.12.2019 N СЭД-26-01-06-1300 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов".
Для достижения поставленных целей Программы профилактики нарушений определены следующие задачи:
1) формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования;
2) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований;
3) определение способов устранения и снижения рисков возникновения нарушений обязательных требований в сфере образования;
4) повышение информированности представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о требованиях законодательства в сфере образования;
5) обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Министерством по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
6) установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов;
7) создание мотивации к добросовестному соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования.
В рамках нормативного правового обеспечения профилактики нарушений обязательных требований ежеквартально проводился мониторинг действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования, изменений и вступление в силу новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования. Информация по результатам мониторинга размещалась на сайте Министерства.
Министерством изданы приказы, утверждающие перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю и надзору. Утвержденные перечни размещены на сайте Министерства (https://minobr.permkrai.ru/peredannye-polnomochiya/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor-v-sfere-obrazovaniya-litsenzionnyy-kontrol/obyazatelnye-trebovaniya-podlezhashchie-proverke/) и регулярно актуализируются.
Указанные перечни действуют до даты утверждения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
В первом квартале 2020 года специалисты Министерства, уполномоченные на осуществление контрольных (надзорных) мероприятий, участвовали в публичных обсуждениях правоприменительной практики, организованных для руководителей и специалистов образовательных организаций Чайковского городского округа, руководителей и специалистов Управления образования администрации Чайковского городского округа и Управления образования администрации города Березники по итогам проведения комплексных проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории указанных муниципальных образований.
Публичные мероприятия по профилактике нарушений осуществлялись в соответствии с актуализированным планом-графиком публичных мероприятий Министерства на 2020 год. Уведомления, отчеты, информация о способах подключения, видеотрансляция мероприятия (онлайн, офлайн) размещены на официальном сайте Министерства (https://minobr.permkrai.ru) и доступны всем заинтересованным лицам.
Специалистами Министерства проведены публичные обсуждения правоприменительной практики в формате ВКС в октябре, ноябре 2020 года с руководителями и специалистами профессиональных образовательных организаций Пермского края, руководителями и специалистами муниципальных органов управления образованием по темам: "Нормативное регулирование образовательной деятельности", "Деятельность муниципальных органов управления образованием в свете нового законодательства".
В рамках профилактических мероприятий специалистами Министерства проведены выступления на радио по темам: "Особенности лицензирования образовательной деятельности", "О соблюдении прав обучающихся при осуществлении образовательной деятельности".
В рамках реализации Программы профилактики, в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Пермского края, при наличии оснований, в установленном законом порядке направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В течение 2020 года направлено 20 предостережений, в том числе, по таким фактам, как поступление в Министерство информации:
- о нарушении права на бесплатное и общедоступное образование, выразившееся в использовании учебного пособия, которое не входит в учебно-методическое обеспечение учебного плана основного общего образования;
- о несоответствии педагогических работников требованиям к уровню образования, квалификации, установленных статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, что является грубым нарушением лицензионных требований;
- о нарушении прав родителей на участие в управлении образовательной организацией;
- о незаконном отказе в приеме гражданина на обучение по программе дополнительного профессионального образования;
- об осуществлении образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования без лицензии;
- о нарушении принципа открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации, выразившимся в отсутствие информации о деятельности на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях предупреждения нарушений, а также своевременного принятия мер по совершенствованию профилактической деятельности на сайте Министерства в сети "Интернет" организована и действует система "обратной связи" с заинтересованными субъектами.
На сайте регулярно публикуется информация о работе Министерства, результатах контрольно-надзорной деятельности, типичных нарушениях законодательства в сфере образования, а также о мероприятиях, проводимых Министерством.
Министерством обеспечено своевременное объективное и всестороннее информационное освещение своей деятельности, направленное на предотвращение нарушений образовательными организациями обязательных требований, в части информирования общественности и подконтрольных субъектов о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по их результатам мерах.
е) Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ Министерством в 2020 году осуществлялось проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в частности, наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации, в том числе при подготовке к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий, а также при рассмотрении обращений, поступивших в адрес Министерства от граждан, юридических лиц, либо органов власти.
ж) Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства
Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства в 2020 году Министерством не проводились.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.