В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Положение об осуществлении министерством социальной политики Нижегородской области внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социальной политики Нижегородской области Клементьева С.А.
И.о. министра |
А.И. Бовин |
Утверждено
приказом
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 21 июля 2020 г. N 426
Положение
об осуществлении министерством социальной политики Нижегородской области внутреннего финансового аудита
(далее - Положение)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и порядок осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство).
2. В Положении применяются термины в определенных ниже значениях:
субъект внутреннего финансового аудита (далее - субъект ВФА) - структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
руководитель субъекта ВФА - руководитель структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случае отсутствия такого структурного подразделения - уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо);
бюджетные процедуры - процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры;
объект внутреннего финансового аудита (далее - объект ВФА) - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
субъекты бюджетных процедур (далее - СБП) - руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры;
аудиторское мероприятие - совокупность профессиональных действий членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица, выполняемых на основании программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций;
аудиторские доказательства - документы и фактические данные, информация, отраженные в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемые для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта ВФА по результатам проведения указанного мероприятия;
программа аудиторского мероприятия - документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи, методы аудиторского мероприятия, наименование объекта(ов) ВФА и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а также сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице;
аудиторская группа - группа, состоящая из не менее одного должностного лица (работника) субъекта ВФА и не менее одного привлеченного к проведению аудиторского мероприятия должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) эксперта, или группа, состоящая из нескольких должностных лиц (работников) субъекта ВФА, которые являются членами аудиторской группы и проводят аудиторское мероприятие в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
руководитель аудиторской группы - входящее в состав аудиторской группы должностное лицо (работник) субъекта ВФА, ответственное за подготовку, проведение и результаты аудиторского мероприятия;
эксперт - физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия;
план проведения аудиторских мероприятий - перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия;
внутренний финансовый контроль - внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий;
контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых СБП и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий;
нарушение - несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
недостаток - правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) СБП, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяемое в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
результат выполнения бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения;
рабочая документация аудиторского мероприятия - совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия (при выполнении аудиторских процедур), в том числе:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от СБП;
информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом ВФА;
аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения;
заключение - подписанный руководителем субъекта ВФА документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
годовая отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА - информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля;
бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств;
оценка бюджетного риска - осуществляемое субъектом ВФА и СБП выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков;
реестр бюджетных рисков - документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и содержащий следующую информацию:
выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
причины и возможные последствия реализации бюджетного риска;
значимость (уровень) бюджетного риска;
владельцы бюджетного риска;
необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия);
актуализация реестра бюджетных рисков - регулярно (не реже одного раза в год) проводимая переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков;
владелец бюджетного риска - СБП, ответственный за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
меры по минимизации (устранению) бюджетного риска - конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия;
коррупционно опасные операции - операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры:
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов, и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции органа государственной (муниципальной) власти, определенной в качестве коррупционно опасной;
конфликт интересов - ситуация, при которой личная или профессиональная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица (работника) субъекта ВФА, члена аудиторской группы, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей;
риск искажения бюджетной отчетности - бюджетный риск, выражающийся в возможности допущения факта искажения бюджетной отчетности и (или) данных бюджетного учета, приводящих к искажению бюджетной отчетности;
искажение бюджетной отчетности - отражение в бюджетной отчетности информации, которая содержит ошибки, приводящие к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате и допущенные в связи с нарушением единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
оценка риска искажения бюджетной отчетности - осуществляемое субъектом ВФА и СБП выявление (обнаружение) риска искажения бюджетной отчетности, влияющего на достоверность бюджетной отчетности, а также определение значимости (уровня) этого бюджетного риска с применением критериев существенности ошибки и вероятности допущения ошибки;
метод внутреннего финансового аудита - прием, применяемый при проведении аудиторского мероприятия членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом, в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия). К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля;
аналитические процедуры - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;
инспектирование - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
пересчет - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов СБП в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов;
запрос - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
подтверждение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица;
наблюдение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение действий СБП, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
3. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения Министерством бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
4. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется на основе функциональной независимости субъектом ВФА, наделенным в соответствии с должностным регламентом полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или структурным подразделением Министерства в соответствии с Положением о контрольно-ревизионном отделе Министерства, утвержденном приказом Министерства от 17 апреля 2020 г. N 32-кд.
Субъект ВФА в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно заместителю министра социальной политики Нижегородской области.
5. Деятельность субъекта ВФА основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
6. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
повышения качества финансового менеджмента.
7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий. Плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План), утверждаемым министром социальной политики Нижегородской области (далее - Министр).
8. Аудиторские мероприятия могут проводиться:
по месту нахождения субъекта ВФА на основании представленных по его запросу информации и материалов;
по месту нахождения СБП;
как по месту нахождения субъекта ВФА, так и по месту нахождения СБП.
9. Аудиторские мероприятия в зависимости от их характера, объема и сложности проводят:
должностные лица (работники) субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
СБП;
привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) эксперты наделяются правами и обязанностями должностных лиц (работников) субъекта ВФА (за исключением прав и обязанностей руководителя субъекта ВФА, а также руководителя аудиторской группы).
10. Должностные лица субъекта ВФА при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеют право:
получать от СБП необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом ВФА, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) бюджетных средств к используемым СБП прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают СБП;
консультировать СБП по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
получать от юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (их территориальные органы, подведомственные казенные учреждения) и государственные корпорации, являющиеся главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, передали свои отдельные полномочия. Запрос и получение вышеуказанных сведений осуществляется в порядке взаимодействия между передающим отдельные полномочия и принимающим эти полномочия юридическим лицом (организацией) в части предоставления информации об осуществлении переданных полномочий, установленном договором (соглашением) о передаче полномочий и (или) решением о передаче полномочий;
руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор" в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.
Должностные лица (члены аудиторской группы) субъекта ВФА обязаны:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого главным администратором (администратором) бюджетных средств;
своевременно сообщать руководителю субъекта ВФА (руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств) о нарушениях должностными лицами субъекта ВФА (членами аудиторской группы) принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
СБП имеют право:
ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
СБП обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
осуществлять в присутствии членов аудиторской группы бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
11. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
оценивается эффективность применения СБП автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
II. Составление Плана и программ аудиторских мероприятий
12. План составляется субъектом ВФА на очередной финансовый год и утверждается Министром не позднее 30 декабря текущего календарного года в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.
13. В ходе планирования субъект ВФА проводит предварительный анализ данных о СБП, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за проверяемый период;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности СБП.
14. Аудиторские мероприятия назначаются приказом Министерства в соответствии с программой аудиторских мероприятий.
15. При составлении программы аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.
16. По решению Министра или уполномоченного им лица в состав аудиторской группы могут быть включены специалисты, эксперты, работники других структурных подразделений Министерства и подведомственных Министерству учреждений.
17. Выбор СБП в целях формирования тем аудиторских мероприятий, направленных на обеспечение подтверждения достоверности бюджетной отчетности, для включения их в План осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
объем активов (обязательств) СБП на конец отчетного финансового года;
существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
организация внутреннего финансового контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
информация о выявленных нарушениях в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля, которая предоставляется главным администраторам (администраторам) бюджетных средств;
полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;
период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки;
применение СБП автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур.
18. При планировании аудиторских мероприятий учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов ВФА, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
результаты оценки бюджетных рисков;
степень обеспеченности субъекта ВФА ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских мероприятий в установленные сроки;
наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских мероприятий.
19. В целях составления Плана субъект ВФА проводит предварительный анализ данных о СБП, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности СБП.
III. Порядок проведения аудиторских мероприятий
20. Должностные лица (работники) субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы) обязаны:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого Министерством в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
своевременно сообщать руководителю субъекта ВФА (руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств) о нарушениях должностными лицами (работниками) субъекта ВФА (членами аудиторской группы) принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
21. К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
22. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторского мероприятия, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторского мероприятия нарушения и недостатки.
23. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия.
24. Предельные сроки проведения аудиторских мероприятий определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторского мероприятия, специфики деятельности СБП, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
25. Датой начала аудиторского мероприятия считается дата предъявления руководителем аудиторской группы (проверяющим) приказа Министерства о проведении аудиторского мероприятия руководителю (заместителю руководителя) (уполномоченному им лицу) СБП (далее - руководитель СБП).
Датой окончания аудиторского мероприятия считается день подписания заключения руководителем СБП (уполномоченным им лицом).
В случае отказа руководителя СБП (уполномоченного им лица) подписать заключение, руководителем аудиторской группы (проверяющим) производится запись об отказе от подписи и датой окончания аудиторского мероприятия считается день вручения одного экземпляра заключения руководителю СБП (уполномоченному им лицу) либо дата получения СБП заключения по уведомлению о вручении к заказному почтовому отправлению.
26. Срок проведения аудиторского мероприятия, установленный при ее назначении, может быть продлен решением Министра на основании докладной записки руководителя аудиторской группы (проверяющего), но не более чем на 10 рабочих дней.
27. Основаниями для продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторского мероприятия в установленные сроки;
получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации о наличии в деятельности СБП нарушений законодательства Российской Федерации, требующей дополнительного изучения.
28. Решение Министра о продлении срока аудиторского мероприятия доводится руководителем аудиторской группы (проверяющим) до сведения руководителя СБП (уполномоченного им лица).
29. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия), руководитель аудиторской группы (проверяющий) направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления аудиторского мероприятия.
Решение о приостановлении аудиторского мероприятия, принятое Министром в соответствии с мотивированной докладной запиской руководителя аудиторской группы (проверяющего), оформляется приказом, который доводится до руководителя СБП (уполномоченного им лица).
30. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторского мероприятия.
В случае неустранения причин приостановления аудиторского мероприятия, проверка подлежит завершению на основании решения руководителя аудиторской группы (проверяющего) с оформлением всей необходимой рабочей документации аудиторского мероприятия.
31. Результаты аудиторского мероприятия оформляются заключением. Заключение (приложение 2 к настоящему Положению) составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта ВФА; один экземпляр - для СБП.
32. Каждый экземпляр заключения подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.
33. При выявлении нарушений и недостатков в деятельности СБП в заключении указываются:
нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены;
виды выявленных нарушений с указанием по годам и видам средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
суммы ущерба, выявленного в ходе аудиторского мероприятия;
принятые в ходе проведения аудиторского мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты принятых мер.
34. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
35. Срок для ознакомления с заключением и его подписания руководителем СБП (уполномоченным им лицом) составляет не более 2 рабочих дней со дня вручения ему соответствующего заключения. СБП вправе представить письменные возражения по заключению.
При наличии у руководителя СБП (уполномоченного им лица) возражений по заключению, он делает об этом отметку и вместе с подписанным заключением представляет руководителю аудиторской группы (проверяющему) письменные возражения. Данные возражения по заключению приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.
36. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 15 рабочих дней со дня подписания заключения (получения письменных возражений по заключению) рассматривает обоснованность этих возражений, составляет по ним заключение и в течение 5 рабочих дней согласовывает его с руководителем субъекта ВФА.
Проведение аудиторского мероприятия подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства в Министерстве.
37. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании заключения составляет отчет о результатах проведенного аудиторского мероприятия (далее - отчет).
38. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторского мероприятия, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторского мероприятия недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны СБП;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной СБП бюджетной отчетности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством и подведомственными Министерству администраторами бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
39. Отчет с заключением направляются руководителем аудиторской группы (проверяющим) Министру.
40. По результатам рассмотрения отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
41. При принятии Министром решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель СБП обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта ВФА (приложение 3 к настоящему Положению) и осуществляет контроль за его выполнением.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
43. Субъект ВФА проводит мониторинг выполнения плана мероприятий по устранению выявленных по результатам аудиторских мероприятий недостатков и нарушений.
44. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом ВФА.
Приложение 1
к Положению,
утвержденному приказом
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 21.07.2020 N 426
План
внутреннего финансового аудита на 20__ год
|
|
|
Коды |
от "__" __________ 20__ г. |
Дата |
|
|
Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств |
|
Глава по БК |
|
Субъект внутреннего финансового аудита |
|
|
|
Наименование бюджета |
|
по ОКТМО |
|
N |
Тема аудиторского мероприятия |
Субъект бюджетных процедур |
Проверяемый период |
Срок проведения аудиторского мероприятия |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению,
утвержденному приказом
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 21.07.2020 N 426
Заключение N ___
____________________________________________________________________ ________
(тема аудиторского мероприятия)
____________________________________________________________________ ________
(проверяемый период)
____________________________________________________________________ ________
(место составления)
____________________________________________________________________ ________
(дата)
На основании
____________________________________________________________________ ________
(реквизиты решения о назначении аудиторского мероприятия,
____________________________________________________________________ ________
N пункта плана)
аудиторской группой (проверяющим) в составе:
фамилия, инициалы руководителя аудиторской группы (проверяющего)
- должность руководителя аудиторской группы (проверяющего)
фамилии, инициалы участников аудиторской группы - должности участников аудиторской группы
проведено аудиторское мероприятие ___________________________________________
____________________________________________________________________ ________
(тема аудиторского мероприятия)
____________________________________________________________________ ________
(проверяемый период)
Вид аудиторского мероприятия: ________________________________________________
Срок проведения аудиторского мероприятия: _____________________________________
Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторского мероприятия:
1. _________________________________________________________________________ __
2. _________________________________________________________________________ __
Мероприятие проведено в присутствии
____________________________________________________________________ _________
(должность, Ф.И.О. руководителя СБП (иных уполномоченных лиц))
Краткая информация о СБП
____________________________________________________________________ ________
В ходе проведения аудиторского мероприятия установлено следующее:
по вопросу
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
по вопросу
____________________________________________________________________ ________
____________________________________________________________________ ________
Выводы:
____________________________________________________________________ ________
Рекомендации:
____________________________________________________________________ ________
Руководитель аудиторской группы (проверяющий) |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
Участники аудиторской группы: |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
Дата _________________
Должность руководителя субъекта бюджетных процедур (уполномоченного им лица) |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
Главный бухгалтер субъекта бюджетных процедур (уполномоченного им лица) |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
Один экземпляр заключения получен: |
|
|
|
Должность руководителя субъекта бюджетных процедур (уполномоченного им лица) |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
От подписи заключения (получения экземпляра заключения) <1>
____________________________________________________________________ _________
(должность руководителя субъекта бюджетных процедур (иного уполномоченного лица))
отказался.
Руководитель аудиторской группы (проверяющий) |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
Дата ______________
<1> Заполняется в случае отказа руководителя субъекта бюджетных процедур (уполномоченного им лица) от подписания заключения.
Приложение 3
к Положению,
утвержденному приказом
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 21.07.2020 N 426
УТВЕРЖДАЮ
______________________________
(должность руководителя субъекта
бюджетных процедур)
______________________________
(подпись) (расшифровка)
"_____" _____________ 20__ г.
План
мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ____________________________________________________________
(наименование аудиторского мероприятия, наименование субъекта бюджетных процедур) проведенной
с "__" ___________ 20__ г. по "__" ___________ 20__ г.
N |
Нарушение (текст) с указанием номера строки заключения |
Меры, принятые к устранению нарушения |
Срок устранения нарушения |
Должностное лицо, ответственное за устранение нарушения |
Примечание (перечень документов, подтверждающих устранение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 21 июля 2020 г. N 426 "Об утверждении Положения об осуществлении министерством социальной политики Нижегородской области внутреннего финансового аудита"
Текст приказа опубликован не был