Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 16 февраля 2021 г. N 3.1-06/506
на проект федерального закона N 1040057-7 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях",
принятый Государственной Думой 10 февраля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1040057-7) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 октября 2020 года и принят в первом чтении 8 декабря 2020 года, 9 февраля 2021 года - во втором чтении, 10 февраля 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой" (далее - Постановление).
Данным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 2 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное ее толкование и возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, при том что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 2 статьи 17" следует читать "часть 3 статьи 17 "
При этом федеральному законодателю поручено принять меры по устранению правовой неопределенности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части, касающейся условий признания недееспособного инвалида с детства, нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), находящимся на иждивении своего родителя при определении права такого родителя на повышение фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости.
Федеральным законом предусматривается установить для родителей, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех членов семьи.
Данным Федеральным законом дополняется статья 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" новой частью 9.1, согласно которой лицу, которому было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности и осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, при поступлении в течение 12 месяцев со дня указанного перерасчета документов, подтверждающих признание инвалида с детства недееспособным, производится перерасчет размера такой фиксированной выплаты без заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии со дня перерасчета в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, но не ранее чем со дня признания инвалида с детства недееспособным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение указанных расходов будет осуществлено за счет межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование, предоставляемое из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Принятие предлагаемых изменений позволит сохранить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, установленной родителю инвалида и продолжать осуществлять постоянный уход и помощь инвалиду, достигшему совершеннолетнего возраста.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.