Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 16 февраля 2021 г. N 3.1-05/496
на проект федерального закона N 1061159-7"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 10 февраля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1061159-7) внесен в Государственную Думу 24 ноября 2020 года депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, СМ. Боярским и был принят Государственной Думой 24 декабря 2020 года в первом чтении, 9 февраля 2021 года - во втором чтении, 10 февраля 2021 года - в третьем чтении.
Рассматриваемый Федеральный закон направлен на обеспечение реализации положений Федерального закона от 1 мая 2019 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которым в целях обеспечения безопасного и устойчивого функционирования российских интернет-ресурсов и сети связи общего пользования внесен комплекс изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") и Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Так, в целях пресечения нарушения требований по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования, Федеральный закон дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новыми положениями, предусматривающими введение административной ответственности за неисполнение гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами требований законодательства по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования (новые статьи 13.42 - 13.46, новые части 3 и 4 статьи 19.7.10 КоАП РФ).
В частности, Федеральный закон устанавливает административную ответственность за:
нарушение требований законодательства к установке технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования либо технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации (новая статья 13.42 КоАП РФ);
нарушение требований законодательства к обеспечению функционирования точек обмена трафиком либо требований законодательства к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие с иными средствами связи (новая статья 13.43 КоАП РФ);
неисполнение обязанности по использованию в целях выявления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сетевых адресов, соответствующих доменным именам технических и программных средств (в том числе средств связи), функционирующих в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти требованиями, а также национальной системы доменных имен (новая статья 13.44 КоАП РФ);
нарушение требований законодательства о централизованном управлении сетью связи общего пользования (новая статья 13.45 КоАП РФ);
неисполнение обязанности по реализации требований к сетям и средствам связи, используемым для проведения мероприятий уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (новая статья 13.46 КоАП РФ);
непредставление либо нарушение требований к срокам, порядку, составу или формату представления оператором связи, собственником или иным владельцем технологической сети связи, имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", собственником или иным владельцем линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иным лицом при использовании линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, либо иным лицом, если такое лицо имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, информации, представление которой предусмотрено Федеральным законом "О связи", за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13.43 КоАП РФ (новые части 3 и 4 статьи 19.7.10 КоАП РФ).
Ответственность за совершение таких правонарушений Федеральным законом устанавливается в виде наложения административного штрафа. При этом размер штрафных санкций варьируется в зависимости от субъекта ответственности и состава административного правонарушения.
За нарушение собственником или иным владельцем точки обмена трафиком установленных требований к обеспечению функционирования точек обмена трафиком, в том числе подключение собственником или иным владельцем точки обмена трафиком к точке обмена трафиком сетей связи, владельцы которых не обеспечивают реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к сетям и средствам связи, используемым для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач и (или) не принимают меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве альтернативного вида наказания предусмотрено приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Введение предусмотренной Федеральным законом административной ответственности за нарушение требований, предусмотренных статьями 46, 56.2 и 65.1 Федерального закона "О связи", а также Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", позволит повысить эффективность механизма обеспечения безопасного и устойчивого функционирования российских интернет-ресурсов и сети связи общего пользования, поскольку будет способствовать сокращению случаев невыполнения субъектами регулирования установленных в отношении них обязанностей.
Одновременно Федеральным законом в целях повышения эффективности механизма обеспечения защиты конституционного права граждан Российской Федерации на свободный поиск, производство и распространение информации вводится административная ответственность за неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, предупреждения об устранении ограничения распространения информации, указанной в части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", и (или) иных ограничений, нарушающих право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (новая статья 19.7.10-3 КоАП РФ).
Внесение названных изменений позволит обеспечить защиту интересов граждан Российской Федерации в глобальном интернет-пространстве, поскольку будет способствовать повышению эффективности механизма обеспечения защиты конституционного права граждан Российской Федерации на свободный поиск, производство и распространение информации.
В целях обеспечения механизма реализации новых норм КоАП РФ Федеральный закон наделяет полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных новыми статьями 13.42 - 13.45, 19.7.10-3 КоАП РФ, должностных лиц органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а об административных правонарушениях, предусмотренных новой статьей 13.46 КоАП РФ, - должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов. Рассмотрение дел об указанных правонарушениях относится к исключительной компетенции судей. Для этого Федеральным законом вносятся изменения в часть 1 статьи 23.1 и пункты 56 и 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных новыми частями 3 и 4 статьи 19.7.10 КоАП РФ, в соответствии с положениями статьи 23.44 КоАП РФ уполномочены рассматривать должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Кроме того, в целях обеспечения повышения эффективности обеспечения защиты прав субъектов персональных данных Федеральным законом вносятся изменения в статью 13.11 КоАП РФ, предусматривающие двукратное увеличение размеров штрафных санкций, налагаемых на граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных. При этом за повторное совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных указанной статьей КоАП РФ, Федеральным законом устанавливается повышенная административная ответственность.
Одновременно Федеральным законом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Для этого Федеральным законом вносится соответствующее изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Данное изменение, так же как и вышеописанное дифференцирование ответственности, позволит в полной мере обеспечить соблюдение принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение с учетом тяжести последствий.
В соответствии со статьей 2 рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением абзацев тринадцатого и четырнадцатого пункта 5 статьи 1 данного Федерального закона, которые вступают в силу с 1 февраля 2023 года.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.