Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Проблемы и противоречия в законодательстве
42. В 2020 году в практике Главного управления при осуществлении регионального государственного строительного надзора встречались случаи противоречия градостроительного законодательства, а именно:
1) техническое регулирование осуществляется посредством норм технического регламента - документа, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Главной целью технического регулирования является принятие технических регламентов, которые создаются для обеспечения защиты прав граждан, имущественной составляющей физических и юридических лиц, охраны окружающей среды.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ).
Обязательная оценка соответствия здания или сооружения в процессе строительства и при его окончании определяется, исходя, во-первых, из требований статей 38-39 Федерального закона N 384-ФЗ и, во-вторых, исходя из проектной документации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 39 Федерального закона N 384-ФЗ обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме государственного строительного надзора.
Положения части 7 статьи 39 Федерального закона N 384-ФЗ устанавливают, что оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Правила приемки законченных строительством объектов регламентирует СП 68.13330.2017. Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87 (далее - СП 68.13330.2017), включенный в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ, утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 года N 687.
Несмотря на то, что положения статьи 39 Федерального закона N 384-ФЗ регламентируют обязательную оценку соответствия здания или сооружения в процессе строительства и при его окончании, СП 68.13330.2017 не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года N 985;
2) согласно СП "131.13330.2018. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*" Омская область относится к климатическому подрайону IB, характеризуется продолжительностью холодного периода года (со средней суточной температурой воздуха ниже 0 °С) 164 дней в году и более.
Продолжительность строительства многоквартирного дома, за исключением панельного домостроения, составляет более одного года.
В силу пунктов 5.6 - 5.8 СП 68.13330.2017, при приемке законченных строительством объектов в зимнее время допускается по согласованию с застройщиком (техническим заказчиком) переносить сроки выполнения работ по устройству верхнего покрытия внутриквартальных дорог и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, по установке малых архитектурных форм, озеленению на ближайший благоприятный период. Озеленение застраиваемых территорий может выполняться в ближайший благоприятный агротехнический период, следующий за моментом ввода объекта в эксплуатацию. Перечень перенесенных видов работ, их объемы и сроки выполнения утверждаются застройщиком (техническим заказчиком) по согласованию с органом государственного строительного надзора и отражаются в акте сдачи-приемки и акте проверки законченного строительством объекта. Сдача перенесенных видов работ застройщику (техническому заказчику) осуществляется в присутствии представителя органа государственного строительного надзора с полным благоустройством и озеленением примыкающих к объекту территорий.
При этом пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии);
3) в соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
Пункт 1 части 5 статьи 54 ГраК РФ устанавливает, что проверки при осуществлении государственного строительного надзора проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.
Одним из оснований для проведения проверки является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ, которым регламентируется проведение только плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, проверки по программе проверок не относятся ни к плановым ни к внеплановым проверкам;
4) приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года N 198/пр "О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан" определены критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан (далее - критерии). Начало действия документа - 13 июня 2020 года.
К таким критериям относят возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в пункте 4 и в пункте 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ.
В случае, если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов является обязательной (часть 2.2 статьи 49 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса; реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 наз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.