Комментарий к главе 1 "Законодательство о налогах и сборах
и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах " НК РФ
В предыдущих номерах "НА" в рубрике "Из министерств и ведомств" мы много писали о перспективах, которые ожидают российских налогоплательщиков. В конце июля часть этих перспектив стала реальностью. Президент подписал ряд законов, которые затрагивают структуру Налогового кодекса и меняют порядок расчета отдельных обязательных платежей. С некоторыми из них вы можете познакомиться уже сегодня.
Большинство новых законов выглядят как поправки к отдельным пунктам и абзацам Налогового кодекса. Изучать их в таком виде неудобно. По-этому, как и раньше, мы подготовили для вас новые редакции тех глав и статей, содержание которых изменилось. А в комментариях речь пойдет об особенностях, на которые бухгалтерам следует обратить внимание. Несмотря на то что основные поправки "заработают" только с 1 января 2005 года, готовиться к ним нужно уже сейчас. Пять месяцев - достаточный срок для того, чтобы оценить все плюсы и минусы предстоящей реформы, при необходимости уточнить учетную политику, а возможно, и подумать о смене режима налогообложения.
Как налог ни назови, платить его все равно придется
Начнем с первой части Налогового кодекса. Ее обновленная редакция подготовлена с учетом изменений, которые содержатся в статье 1 Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Главное событие, которое произойдет в следующую новогоднюю ночь, - долгожданная отмена Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исчерпывающий перечень налогов, которые нужно будет платить после 1 января 2005 года, закреплен в новой редакции статей 12-15 Кодекса.
По сравнению с ныне действующим списком (ст. 19-21 Закона N 2118-1) он станет короче на восемь пунктов (см. таблицу). Впрочем, сокращение количества обязательных платежей с 23 до 15 на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство сборов, предусмотренных Законом N 2118-1, останутся и в следующем году. Просто формально их выведут за рамки налоговой системы. Это значит, что и привлекать к налоговой ответственности за неуплату платежей "вне списка" будет нельзя.
Фактически отменят только два налога - на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный). Причем бизнес, связанный с размещением и распространением рекламы, с 1 января 2005 года региональные власти могут включить в состав видов деятельности, облагаемых "вмененным" налогом. Такое право предусмотрено для них в новой редакции главы 26.3 Налогового кодекса, которая опубликована на стр.57.
Виды налогов и сборов в Российской Федерации
/-----------------------------------------------------------------------\
|По закону об основах|По Налоговому кодексу (с| Примечание |
|налоговой системы (до|1 января 2005 года) | |
|1 января 2005 года) | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Федеральные |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Налог на добавленную|Налог на добавленную стои-| - |
|стоимость (подп. "а"|мость (глава 21) | |
|п. 1 ст. 19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Акцизы (подп. "б"|Акцизы (глава 22) |С учетом ставок, уста-|
|п. 1 ст. 19) | |новленных Федеральным|
| | |законом от 28.07.2004|
| | |N 86-ФЗ*(1) |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Налог на доходы физи-|Налог на доходы физических| - |
|ческих лиц (подп. "в"|лиц (глава 23) | |
|п. 1 ст. 19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Единый социальный на-|Единый социальный налог|Новые правила исчисле-|
|лог (подп. "г" п. 1|(глава 24) |ния ЕСН установлены|
|ст. 19) | |Федеральным законом от|
| | |20.07.2004 N 70-ФЗ*(2)|
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Налог на прибыль ор-|Налог на прибыль организа-| - |
|ганизаций (подп. "к"|ций (глава 25) | |
|п. 1 ст. 19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Налог на добычу по-|Налог на добычу полезных| - |
|лезных ископаемых|ископаемых (глава 26) | |
|(подп. "ч" п. 1 ст.| | |
|19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Налог с имущества,|Налог на наследование или|До принятия новой гла-|
|переходящего в поряд-|дарение |вы НК РФ налог нужно|
|ке наследования или| |рассчитывать по Закону|
|дарения (подп. "п"| |от 12.12.91 N 2020-1 |
|п. 1 ст. 19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Плата за пользование|Водный налог (глава 25.2) |Вводится в действие|
|водными объектами| |Федеральным законом от|
|(подп. "ф" п. 1 ст.| |28.07.2004 N 83-ФЗ*(3)|
|19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Сборы за пользование|Сборы за пользование| - |
|объектами животного|объектами животного мира и| |
|мира и за пользование|за пользование объектами| |
|объектами водных био-|водных биологических ре-| |
|логических ресурсов|сурсов (глава 25.1) | |
|ресурсов (подп. "ш"| | |
|п. 1 ст. 19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Государственная пош-|Государственная пошлина |До принятия новой гла-|
|лина (подп. "о" п. 1| |вы НК РФ пошлину нужно|
|ст. 19) | |платить по Закону РФ|
| | |от 09.12.91 N 2005-1 |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Платежи за пользова-| - |Порядок начисления и|
|ние природными ресур-| |уплаты регулируют За-|
|сами (подп. "и" п. 1| |кон РФ от 21.02.92 N|
|ст. 19) | |2395-1 "О недрах", Фе-|
| | |деральный закон от|
| | |10.01.2002 N 7-ФЗ "Об|
| | |охране окружающей сре-|
| | |ды" |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Таможенная пошлина| - |Порядок начисления и|
|(подп. "ж" п. 1 ст.| |уплаты регулирует За-|
|19) | |кон РФ от 21.05.93 N|
| | |5003-1 "О таможенном|
| | |тарифе" |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Сбор за использование| - |Порядок начисления и|
|наименований "Россия"| |уплаты регулирует За-|
|"Российская Федера-| |кон РФ от 02.04.93 за|
|ция" и образованных| |N 4737-1 |
|на их основе слов и| | |
|словосочетаний (подп.| | |
|"р" п. 1 ст. 19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Сбор за выдачу лицен-| - |Порядок начисления и|
|зий и право на произ-| |уплаты регулирует Фе-|
|водство и оборот эти-| |деральный закон от|
|лового спирта, спир-| |08.01.98 N 5-ФЗ |
|тосодержащей и алко-| | |
|гольной продукции| | |
|(подп. "х" п. 1 ст.| | |
|19) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Налог на операции с| - | - |
|ценными бумагами| | |
|(подп. "е" п. 1 ст.| | |
|19) | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Региональные |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Налог на имущество|Налог на имущество орга-| - |
|организаций подп.|низаций (глава 30) | |
|"и" п. 1 ст. 20) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Налог на игорный биз-|Налог на игорный бизнес| - |
|нес (подп. "з" п. 1|(глава 29) | |
|ст. 20) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Транспортный налог|Транспортный налог (глава| |
|(подп. "ж" п. 1 ст.|28) | |
|20) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Лесной доход (лесные| - |Порядок начисления и|
|подати, арендная пла-| |уплаты регулируют Лес-|
|та и плата за древе-| |ной кодекс РФ, поста-|
|сину, отпускаемую на| |новление Правительства|
|корню) (подп. "б"| |РФ от 19.02.2001 N 127|
|п. 1 ст. 20) | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Местные |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Налог на имущество|Налог на имущество физи-|До принятия новой гла-|
|физических лиц (подп.|ческих лиц |вы НК РФ налог нужно|
|"а" п. 1 ст. 21) | |начислять по Закону РФ|
| | |от 09.12.91 N 2003-1|
| | |(с учетом местных осо-|
| | |бенностей) |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Земельный налог|Земельный налог |До принятия новой гла-|
|(подп. "б" п. 1 ст.| |вы НК РФ налог нужно|
|21) | |начислять по Закону РФ|
| | |от 11.10.91 N 1738-1|
| | |"О плате за землю" (с|
| | |учетом местных особен-|
| | |ностей) |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Регистрационный сбор| - |Размер платежа уста-|
|с физических лиц, за-| |новлен Законом РФ от|
|нимающихся предприни-| |09.12.91 N 2005-1 "О|
|мательской деятель-| |государственной пошли-|
|ностью (подп. "в" п.| |не" |
|1 ст. 21) | | |
|---------------------+--------------------------+----------------------|
|Налог на рекламу| - | - |
|(подп. "з" п. 1 ст.| | |
|21) | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
| *(1) Документ будет опубликован в следующем номере "НА". |
| *(2) Новая редакция главы 24 Налогового кодекса опубликована на|
|стр.34. |
| *(3) Текст главы 25.2 Налогового кодекса опубликован на стр. 50.|
|Нормативные Акты для бухгалтера N 15, 10 августа 2004 г. |
\-----------------------------------------------------------------------/
Как и сейчас, после 1 января 2005 года от уплаты некоторых налогов будут освобождены предприятия, применяющие специальные налоговые режимы. Перечень спецрежимов не изменился. В него входят:
- единый сельхозналог (глава 26.1 НК РФ);
- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
- единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ*(4);
- система налогообложения для участников соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).
В связи с изменением структуры налоговых платежей в Кодекс внесены технические поправки.
Во-первых, более четко прописаны полномочия региональных и местных властей. Никаких налогов, кроме прямо указанных в статьях 14 и 15, они вводить не могут, а по этим платежам вправе определять только состав льготников, размер ставок (в рамках Кодекса) и порядок перечисления в бюджет.
Во-вторых, налоговое законодательство четко разграничили с таможенным. В статьях, где упоминались таможенные пошлины и платежи, теперь фигурируют только налоги, которые нужно платить на таможне. Наказывать экспортеров и импортеров за нарушения, допущенные при уплате этих налогов, могут таможенники. Но при этом они должны руководствоваться не Таможенным, а Налоговым кодексом.
Не успели высохнуть чернила...
Некоторые поправки вновь связаны с административной реформой. Напомним, что совсем недавно законодатели уже уточняли первую часть Налогового кодекса. Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ*(5) они убрали из нее все упоминания о МНС России и заменили их ссылками на Министерство финансов РФ и на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов. Но поскольку Минфин тоже является таким органом, вышла некоторая путаница.
В комментарии к июньским поправкам мы написали, что под "федеральным органом" в Кодексе подразумевается не Минфин, а вошедшая в его состав вновь созданная налоговая служба. Однако, прочитав закон, неискушенный налогоплательщик мог подумать, что это одно и то же ведомство, выступающее в двух лицах. Разумеется, депутаты не могли смириться с такой неточностью. Поэтому не успели высохнуть чернила на первых поправках, как поверх них в Кодексе появились другие. Теперь сомнений быть не может - ФНС России называется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Изменения вступают в силу через месяц после официальной публикации Закона N 95-ФЗ.
Отсрочки и рассрочки
Последняя группа поправок уточняет порядок, в котором чиновники будут предоставлять отсрочки по уплате налогов и инвестиционные налоговые кредиты.
Во-первых, снято ограничение, которое допускало налоговый кредит только по налогу на прибыль и по региональным налогам (ст. 66 НК РФ).
А во-вторых, изменилась процедура предоставления отсрочек. Напомним, что право принимать решения о переносе сроков уплаты налогов имеют:
- по федеральным налогам - ФНС России;
- по региональным и местным налогам - территориальные налоговые инспекции;
- по налогам, которые уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу РФ, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения.
Однако если налоги, по которым предоставляется отсрочка (кредит), поступают в бюджеты разных уровней (во внебюджетные фонды), то такие решения должны быть согласованы либо с региональными (местными) департаментами финансов, либо с территориальными отделениями фондов. Заметим, что появление новых требований не сказалось на общем сроке рассмотрения заявлений об отсрочке. Как и прежде, рассмотреть заявление и вынести уже согласованное решение налоговики (таможенники) обязаны в течение месяца (п. 6 ст. 64 НК РФ). Эти поправки тоже вступают в силу через месяц после официальной публикации Закона N 95-ФЗ.
Последнее, на что следует обратить внимание, - дополнения, внесенные в статью 60 Налогового кодекса. Несмотря на то что они адресованы банкам, их нужно учитывать и индивидуальным предпринимателям.
Речь идет о банковских филиалах, которые не имеют собственных корреспондентских счетов и поэтому вынуждены пересылать поступившие платежки в головной банк по почте. Законодатели дали этим филиалам дополнительное время - пять операционных дней - на пересылку платежных документов, поступивших от граждан. Для налогоплательщиков в общем-то ничего не изменилось - датой исполнения обязанности по уплате налога у них по-прежнему остался день подачи платежки в банк. Однако после 1 января 2005 года предпринимателям нужно будет иметь в виду, что налоги, уплаченные таким способом в последний день, могут поступить в бюджет не раньше чем через неделю. А это в свою очередь может повлечь за собой лишние вопросы со стороны налоговиков.
Н.С. Буданцева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(4) Новая редакция главы 26.3 Налогового кодекса опубликована на стр. 57.
*(5) Извлечения из части первой Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ опубликованы в "НА" N 13, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.