Решение Самарского областного суда от 13 января 2021 г. N 3а-92/2021
Самарский областной суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-92/2021 по административному исковому заявлению С.О.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
С.О.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта.
В иске указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 199,70 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данное нежилое помещение включено в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, под пунктом 24231.
Административный истец полагает, что указанный объект включен в Перечень необоснованно, поскольку не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса РФ, поскольку не предусматривает размещение в нем административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. С 2001 года данное нежилое помещение используется Негосударственным медицинским учреждением "Д. - лечебный центр "О." под лечебный центр.
Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В связи с чем, С.О.В. просит суд признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 24231 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.В.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил. В письменных возражениях на административный иск ответчик указал, что спорное нежилое помещение включено в Перечень на 2019 год на основании ежегодно представляемых филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области сведений из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия. Спорное нежилое помещение расположено на цокольном этаже многоквартирного жилого дома, в связи с чем, ответчик сделал вывод о попадании его под критерий, указанный в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включил в Перечень как объект, который предназначен для использования под размещение офисов, торговых объектов, объектов питания и бытового обслуживания. В рамках рассмотрения заявлений С.О.В. от 09.01.2019 N 122, от 08.07.2019 N 17140, от 10.09.2019 N 22809 по вопросу исключения спорного объекта из Перечней на 2016-2018 годы был проведен осмотр, по результатам которого было установлено, что в нежилом помещении расположен лечебный центр "О.". На основании решения министерства от 18.03.2020 N 12/2924 спорный объект был исключен из Перечня на 2016 год (приказ от 13.05.2019 N 629), на 2017 год (приказ от 22.10.2019 N 2393), на 2018 год (приказ от 30.03.2020 N 704).
Представители заинтересованных лиц Администрации г.о. Самара, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 199,70 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> включено в пункт 24231 Перечня на 2019 год.
Приказ министерства от 29 октября 2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что С.О.В. является собственником помещения с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 199,70 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.12.2020 г. N КУВИ-002/2020-52062079.
Указанное нежилое помещение находится в здании с кадастровым номером N, наименование: многоквартирный жилой дом, назначение: многоквартирный дом, площадью 5020,3 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках на объект недвижимости от 28.12.2020 г. N КУВИ-002/2020-52062079.
В сведениях о здании с кадастровым номером 63:01:0513002:556, отсутствует информация о земельном участке, в пределах которого оно расположено, что подтверждается сообщением ФФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области от 29.12.2020 г.
Из экспликации технического паспорта, составленного Средневолжским филиалом Самарского областного отделения АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 30 августа 2002 г., следует, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоит из: коридоров, санузлов, помещения, лестницы и кабинетов.
При этом, назначение помещений "кабинеты" не тождественно назначению помещений "офисы".
Из материалов дела следует, что 11.01.2011 года между индивидуальным предпринимателем С.О.В. и Негосударственным медицинским учреждением " <данные изъяты>" заключен договор аренды нежилого помещения, в соответствии с которым последний принимает за плату во временное владение и пользование нежилое помещение, общей площадью 199,7 кв. м., по адресу: <адрес>, помещение, состоящее из комнат N 30-41,48-52 для использования под медицинское учреждение.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.02.2019 г. N ЮЭ9965-19-15420959, С.О.В. является директором Негосударственного медицинского учреждения "<данные изъяты>", основным видом деятельности данного учреждения является деятельность больничных организаций.
Из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 15.02.2019 г., составленного ГБУ СО "ЦРР", а также фотоматериалов к нему следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> по результатам визуального осмотра используется следующим образом: 11,2 кв. м. - офис, 27,9 кв. м. - приемное помещение, 104,2 кв. м. - медицинский кабинет, 2,2 кв. м. - мойка, 6,6 кв. м. - стерилизационная, 8,3 кв. м. - сан. узел, 3,8 кв. м. - тамбур. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно. В объекте предоставляются медицинские услуги.
Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N как лечебный центр, что подтверждается сообщением министерства от 19.09.2019 г. N 12-03/10988.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение, технические характеристики нежилого помещения, и здания, в котором расположено спорное нежилое помещение, не предполагают размещение в нем объектов делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного нежилого помещения не могло быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Из пояснений представителя административного истца следует, что в спорный период времени и по настоящий момент помещение используется для предоставления медицинских услуг арендатором Негосударственным медицинским учреждением "<данные изъяты>", что подтверждается материалами дела.
Таким образом, доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.
Кроме того, министерство имущественных отношений Самарской области определило вид фактического использования нежилого помещения как объекта медицинского назначения.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая сведения из Единого государственного реестра недвижимости и документов технического учета рассматриваемого нежилого помещения, вид разрешенного использования земельного участка, а также фактическое использование объекта недвижимости в рассматриваемый период времени, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у С.О.В. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2019 год на момент рассмотрения настоящего дела истек, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемое административным истцом положение затрагивает права и интересы административного истца, поскольку было применено и будет подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.
Согласно статье 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
Административным истцом также заявлены требования о взыскании с административного ответчика расходов по оплате юридических услуг в размере 3 000 рублей и госпошлины в размере 300 рублей.
В силу части 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела отнесены, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие, признанные судом необходимые расходы.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
Таким образом, с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу С.О.В. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей при подаче иска, которые подтверждены чеком по операции Сбербанк Онлайн от 06.11.2020 г. и обусловлены требованиями закона.
Из материалов дела следует, что для реализации права на судебную защиту административный истец воспользовался услугами представителя - С.В.Ю. Стоимость юридических услуг составила 3 000 рублей. В счет оплаты услуг представителя административным истцом уплачены денежные средства в указанном выше размере, в подтверждение чего представлен договор от 02.11.2020 г. и акт сдачи-приемки по договору на оказание юридических услуг от 02.11.2020 г.
Согласно статье 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание требования законодательства, учитывая категорию дела, не представляющего значительной сложности, фактическую занятость по нему представителя, объем оказанных в связи с этим услуг, в том числе по подготовке необходимых документов и участию в одном заседании суда первой инстанции, суд приходит к выводу, что расходы по оплате услуг представителя обоснованны, разумны и подлежат взысканию в пользу С.О.В. в полном объеме в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215, 103, 111,112 КАС РФ, суд решил:
Административный иск С.О.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом 24231 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу С.О.В. расходы за оказание юридических услуг в размере 3 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего - 3 300 (три тысячи триста) рублей.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.01.2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 13 января 2021 г. N 3а-92/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании