Развитие акционерного законодательства. Опыт Франции
Российское акционерное законодательство в последнее время является объектом постоянного внимания законодателей, которые приняли ряд существенных изменений в области законодательного регулирования деятельности акционерных обществ. Эти проблемы затрагивают значительную часть населения, поскольку в процессе приватизации многие работники бывших государственных предприятий стали акционерами, получили право на управление вновь образованным обществом, на часть его чистой прибыли. Поэтому отточенность законодательных решений, связанных с приобретением и защитой прав собственности на акции, осуществлением прав акционеров, представляется важнейшим условием становления цивилизованных рыночных отношений. И обращение к опыту других стран, в которых вопросы создания и деятельности акционерных обществ успешно урегулированы, а законодательство продолжает совершенствоваться, может оказаться весьма полезным. Одной их таких стран является Франция, что подтверждают последние изменения во французском корпоративном законодательстве*(1), позволяющие повысить открытость, прозрачность отчетности и сбалансированность органов управления акционерных обществ.
Рассмотрим отдельные аспекты французского акционерного законодательства, которые, на наш взгляд, в той или иной степени могли бы быть применены при регулировании деятельности российских акционерных обществ.
В соответствии с Торговым кодексом Франции, которым в настоящее время регулируется деятельность акционерных обществ, минимальный размер уставного капитала общества равен 37 000 евро при закрытой подписке на акции и 225 000 евро в случае открытой подписки (ст. L224-2). При этом первоначально оплачивается не менее 25% суммы, остальные средства вносятся в течение пяти лет. Оплата акций в неденежной форме, как и по российскому праву, производится единовременно и полностью. Учитывая, что сразу перечисляется как минимум 25%, что составляет более 10 000 долл. США в случае закрытой подписки (как правило, для небольших обществ), первоначальной суммы вполне достаточно, чтобы начать скромный бизнес. Российским законодательством минимальный размер уставного капитала для закрытого акционерного общества принят за 100 МРОТ (в настоящее время - 10 000 руб.) с первоначальной оплатой не менее 50% (5000 руб.). Однако на 5000 руб. организовать собственное дело практически нереально. Поэтому для того чтобы юридическое лицо действительно занималось бизнесом, а не превращалось в подставную фирму для проведения сомнительных сделок, представляется целесообразным законодательно увеличить минимальный размер уставного капитала акционерных обществ настолько, чтобы первоначальная сумма, внесенная в оплату уставного капитала акционерами, позволила на деле приступить к намеченным планам. Конечно, вопрос о минимальном размере уставного капитала неоднозначен. На наш взгляд, для закрытых обществ его величина должна вырасти хотя бы до пределов, предусмотренных в настоящее время для открытых обществ, - 1000 МРОТ, а для открытых обществ - до 10 000 МРОТ, поскольку открытые общества изначально предполагают наличие возможности публичной продажи акций, и требования к их уставному капиталу должны быть повышенными.
Французским законодательством также предусмотрена особая процедура учета и использования средств, поступивших в оплату уставного капитала. Хранятся такие средства на специальном депозитном счете, режим их обращения регулируется отдельным декретом правительства. Правило о том, что внесенные в создаваемое общество средства находятся под особым государственным контролем, является определенной гарантией для инвесторов-учредителей. В России подобное практикуется только в отношении банков: порядок формирования уставного капитала кредитной организации определяется Центробанком РФ. Мы не считаем необходимым полностью заимствовать из западного законодательства правовое регулирование тех или иных отношений, в том числе регулирование порядка создания юридических лиц. Тем не менее, вряд ли можно считать оптимальной процедуру формирования уставного капитала акционерного общества, состоящую в передаче ему, к примеру, офисной мебели или оргтехники, которую учредители самостоятельно оценивают в 5000 руб., как это нередко бывает в отечественной практике, при этом общество реально не получает необходимых ему активов для начала ведения собственной предпринимательской деятельности. Заслуживают внимания государственные меры, направленные на защиту инвестиций, внесенных учредителями на первом этапе формирования акционерного общества: поскольку в данный период возможны злоупотребления, использование средств вопреки их целевому назначению и интересам учредителей, французское государство изначально поставило барьер на пути возможных нарушений. Если бы со стороны российского законодателя была проявлена подобная озабоченность законодательным регулированием процесса создания юридических лиц, то таких громких афер с акциями, махинаций и банкротств, которые имели место в середине 90-х годов прошлого века, было бы значительно меньше.
Еще одной особенностью французского акционерного законодательства является предоставление широких полномочий учредительному собранию. Оно имеет возможность закрепить дополнительные требования к деятельности органов управления общества, например, ввести кворум для проведения собраний, поскольку он определяется не законом, а решением акционеров. Учредительное собрание вправе также установить виды выпускаемых акций (с правом двойного голоса, если акция оплачена полностью и принадлежит акционеру не менее двух лет; без права голоса, но с другими привилегиями; с правом голоса и с дополнительными привилегиями), дать привилегии лицам, не являющимся участниками (акционерами) данного общества (например, ввести в совет директоров на постоянной основе определенных лиц или их представителей, потребовать отчисления обществом части прибыли в адрес определенных лиц - акционеров общества, материнской компании, благотворительных фондов или иных третьих лиц). При наличии привилегий суд назначает ревизора по взносам, который оценивает обоснованность данных привилегий. Окончательное утверждение особых привилегий в обществе производится на общем собрании. При этом лица, получающие привилегии, не голосуют по данному вопросу. Сведения о представлении определенных привилегий в обществе депонируются в суде по месту регистрации общества. Представляется возможным обеспечение подобных льгот и привилегий и в России, но также при осуществлении надлежащего контроля.
Формирование органов управления в соответствии с французским законодательством осуществляется с некоторыми особенностями. Законодатель предусмотрел возможность образования органов управления двумя способами - путем создания либо административного совета, либо наблюдательного совета и дирекции.
Административный совет избирается на общем собрании акционеров и имеет полномочия на совершение сделок от имени общества. По сути это коллегиальный орган управления обществом. Для управления текущей деятельностью административный совет обязательно избирает президента, а также (не всегда) одного или нескольких генеральных директоров или иных исполнительных директоров, закрепив за ними определенные функции. Таким образом, административный совет выполняет также контрольно-надзорную функцию над исполнительными директорами.
В соответствии с другим способом управления акционерным обществом общее собрание акционеров избирает членов наблюдательного совета, которые, в свою очередь, для управления текущей деятельностью общества избирают членов дирекции. Наблюдательный совет, в отличие от административного совета, в этом случае не имеет самостоятельных полномочий на совершение сделок от имени общества. Его основная функция - осуществление контроля за деятельностью дирекции, решающей вопросы оперативного управления обществом. Кроме того, к компетенции наблюдательного совета относится одобрение некоторых видов сделок, например, выдача поручительств, гарантий, авалей и др., если это предусмотрено уставом общества. Данный способ управления акционерным обществом схож с применяемым в России. Все лица, избранные в административный или наблюдательный совет, должны быть собственником акций, число которых определено в уставе. Так стимулируется заинтересованность членов совета в деятельности общества.
Порядок формирования административного или наблюдательного совета во Франции имеет существенные отличия по сравнению с предусмотренным российским законодательством.
Известно, что гражданское и торговое право Франции нацелено на защиту предприятия в случае его неплатежеспособности и защиту прав трудового коллектива, и акционерное законодательство в этом отношении не исключение. Уставом может быть оговорено, что "своих" членов административного или наблюдательного совета вправе избирать не только акционеры, но и служащие (работники) общества, не являющиеся его акционерами. Таких членов должно быть не более четырех (или не более одной трети от общего количества членов совета, если акции общества котируются на бирже). При этом если таких членов совета два и более, то хотя бы один из них должен быть избран специалистами, т.е. рядовым составом работников общества.
Порядок избрания членов совета (как административного, так и наблюдательного) работниками общества отдельно описан в законе. Предусмотрено, что для избрания таких членов совета образуются две коллегии: одна от рядовых специалистов, от которых должен быть избран как минимум один член совета, вторая - от всех других служащих. Если место только одно, то голосование проходит по мажоритарной системе в два тура. Избранным является кандидат, который набрал в первом туре абсолютное большинство голосов, а во втором туре - относительное большинство голосов.
Имеются также специальные гарантии для таких членов совета: уволить их можно только в случае прямого нарушения ими трудовых обязанностей по инициативе большинства членов совета и только по решению председателя суда большой инстанции*(2). Кроме того, все члены совета избираются не на один год, как в России, а на срок, указанный в уставе, который не может превышать шести лет*(3).
Данные особенности французского законодательства заслуживают, на наш взгляд, пристального внимания. Предоставляя работникам общества право избирать своих представителей в состав основного органа управления акционерным обществом*(4), законодатель тем самым обеспечивает защиту их прав как работников общества, дает возможность влиять на текущую деятельность и стратегическое развитие общества. По нашему мнению, внедрение в России подобной практики способствовало бы стабильному развитию акционерных обществ, могло бы уменьшить количество злоупотреблений и снизить уровень конфликтности между менеджментом и работниками общества. Во французском законодательстве можно найти еще немало рациональных решений, использование которых представляется полезным для российских акционерных обществ. Так, акционерные общества по Франции имеют право выпускать привилегированные акции только в том случае, если общество в течение двух последних лет имело прибыль, которая распределялась между акционерами. Это особенно актуально для России, где имеется значительное количество акционерных обществ, выпустивших привилегированные акции, дивиденды по которым не выплачиваются по несколько лет. Поэтому установление дополнительных требований к выпуску таких акций позволит, с одной стороны, более обдуманно походить к вопросу о выпуске привилегированных акций, с другой - в большей степени гарантирует владельцам данного типа акций выплату дивидендов.
Представляется, что рассмотренные подходы французского акционерного законодательства, оцененные с учетом особенностей российской практики регулирования акционерных отношений, могли бы быть с пользой применены в нашей стране.
А.Б. Агеев,
кандидат юридических наук
"Законодательство", N 7, июль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. Закон от 15 мая 2001 г. N 2001-420 "О новом экономическом регулировании".
*(2) Во Франции судами большой инстанции являются суды, рассматривающие по первой инстанции все другие дела, которые не отнесены к компетенции специальных судов.
*(3) Как правило, это срок от трех до шести лет.
*(4) Административный или наблюдательный совет фактически является основным органом управления текущей деятельностью общества, поскольку общее собрание акционеров не осуществляет оперативного руководства, а ограничивается принятием решений по отдельным вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Развитие акционерного законодательства. Опыт Франции
Автор
А.Б. Агеев - кандидат юридических наук
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 7