Федеральный закон "О техническом регулировании" и качество товаров
Качество товаров определяется различными показателями, одни из которых являются обязательными, другие применяются субъектами на договорной основе. Вступление в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(1) (далее - Закон о техническом регулировании) существенно изменило принципы и общий порядок правового регулирования качества товаров в стране, хотя ни название закона, ни использованная в его тексте терминология с темой качества напрямую не связаны. Слово "качество" употребляется в тексте всего один раз - в ст. 17.
По нашему мнению, выраженное в названном законе отношение законодателя к регламентации качества вряд ли оправдано. Но существует и иная точка зрения. Так, Я.Е. Парций считает, что данный акт отражает "уже принятый ранее безусловно правильный подход законодателя к этому понятию, который исключает вопросы качества продукции (работ, услуг) (т.е. вопросы о ее потребительских свойствах, кроме вопросов безопасности) из сферы обязательного государственного регулирования"*(2).
Законом о техническом регулировании введены новые правила установления требований, подлежащих обязательному соблюдению, а также применяемых на добровольной основе, внесены изменения в правовое регулирование удостоверения соответствия товара обязательным требованиям. Вследствие принятия Закона о техническом регулировании с 1 июля 2003 г. прекратили действие регламентировавшие ранее эти вопросы Законы РФ "О стандартизации"*(3) (далее - Закон о стандартизации) и "О сертификации продукции и услуг"*(4) (п. 1 ст. 47 Закона о техническом регулировании).
Анализ положений Закона о техническом регулировании является предметом не одного исследования, поэтому в рамках данной работы внимание будет уделено стандартам, подтверждению соответствия товаров требованиям и некоторым смежным вопросам.
До вступления в силу Закона о техническом регулировании обязательные требования определялись государственными стандартами (п. 2 ст. 7 Закона о стандартизации), санитарными и ветеринарными правилами и нормами. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(5) пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам; соблюдение санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39). Согласно ч. 2 ст. 21 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии"*(6) производимые и реализуемые продукты животноводства должны соответствовать ветеринарно-санитарным нормативам.
Обязательные требования к продукции, в том числе к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, устанавливаются в технических регламентах (ст. 2 Закона о техническом регулировании); стандарты становятся документом, подлежащим применению на добровольной основе, т.е. только при включении соответствующего условия в договор (ст. 2, абз. 2 п. 2 ст. 15 того же акта).
Закон о техническом регулировании изменил не только правовой статус стандартов, но и терминологию, используемую в обозначении стандарта, круг субъектов, имеющих право на принятие соответствующего стандарта. Законом о стандартизации (п. 1 ст. 6) предусматривались следующие виды стандартов: государственные стандарты России (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты; стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о стандартизации государственные стандарты принимал Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Госстрой России.
Отказавшись от прежнего порядка, Закон о техническом регулировании предусмотрел лишь национальные стандарты и стандарты организаций (ст. 13). Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Во исполнение п. 2 ст. 14 Закона о техническом регулировании постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании""*(7) функции национального органа по стандартизации возложены на Госстандарт РФ. Таким образом, в настоящее время один федеральный орган исполнительной власти, а не два, как было ранее (Госстандарт РФ и Госстрой РФ), вправе утверждать стандарты федерального уровня. Несмотря на изменение терминологии в названии стандарта сохранено прежнее обозначение стандарта федерального уровня - индекс "ГОСТ Р"*(8). Разработка и утверждение национальных стандартов осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании (ст. 16)*(9). Национальные стандарты подлежат опубликованию Госстандартом РФ в печатном издании Госстандарта РФ и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте Госстандарта РФ в сети Интернет. Источники официального опубликования и содержащаяся в них информация определены постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"*(10).
Что касается стандартов организаций (таковыми признаются как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица), то согласно Закону о техническом регулировании порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно (ст. 17). Указанные правила аналогичны правилам, действовавшим в отношении стандартов предприятий (п. 2 ст. 8 Закона о стандартизации). Стандарты организаций могут разрабатываться в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности, обеспечения научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности и обеспечения взаимозаменяемости продукции (и роста других показателей, указанных в ст. 11 Закона о техническом регулировании), а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции.
Закон о техническом регулировании установил новое для нашей страны правило, согласно которому технический регламент (акт, содержащий обязательные требования) принимается федеральным законом, указом Президента РФ (с соблюдением положений п. 1 ст. 10), постановлением Правительства РФ (п. 3 ст. 10). При этом технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте. Что касается федеральных органов исполнительной власти, то по общему правилу они вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение предусмотрено для федеральных органов исполнительной власти, являющихся в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа при поставке товаров для федеральных государственных нужд, и в отношении товаров, перечисленных в п. 1 ст. 5 Закона о техническом регулировании.
Получается, что Закон о техническом регулировании практически исключил ведомственное нормотворчество при определении обязательных требований к качеству товаров. Такое положение, с одной стороны, можно приветствовать. С другой стороны, содержание технического регламента, например в области машиностроения, требует специальных знаний, которых у законодателей явно недостаточно, да и не должно быть.
Вызывает сомнения и процедура подготовки и принятия проекта закона о техническом регламенте, изложенная в Законе о техническом регулировании (ст. 9). Различают два вида технических регламентов: общие и специальные технические (п. 1 ст. 8). Содержание технических регламентов определяется в ст. 7. При этом указывается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности, и другие показатели, указанные в п. 1 ст. 7.
Что касается переходных положений, то они, к сожалению, Законом о техническом регулировании четко не оговорены. Согласно п. 7 ст. 40 технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании, т.е. до 1 июля 2010 г. Обязательные требования к продукции, в отношении которой технические регламенты в указанный срок не будут приняты, прекращают действие по его истечении.
Вводя новые правила, Закон о техническом регулировании предусматривает следующее: со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленные нормативными правовыми актами России и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: 1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 1 ст. 40). Толкование указанной нормы, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что с 1 июля 2003 г. приведенные положения распространяются на ГОСТы, санитарные правила и нормы*(11). Что касается ветеринарных правил и норм, то на переходный период их действие сохранено в полном объеме. В соответствии с п. 5 ст. 46 Закона о техническом регулировании до принятия соответствующих технических регламентов техническое регулирование в области применения ветеринарно-санитарных осуществляется в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии".
Таким образом, государственные стандарты сохраняют обязательный характер, но лишь в части, соответствующей указанным целям. С 1 июля 2003 г. в зависимости от содержания государственный стандарт может применяться как в обязательном, так и в добровольном порядке.
Изложенный подход законодателя существенно осложняет правоприменительную деятельность. Во-первых, не во всех государственных стандартах содержатся положения, подлежащие обязательному соблюдению во исполнение Закона о техническом регулировании. Так, ГОСТ Р 51740-02 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" "не обязателен к применению, поскольку не оговаривает какие-либо требования по безопасности"*(12). Во-вторых, отдельные положения стандартов в соответствии с действующим законодательством могут быть необязательными. Выделить из текста стандарта положения, подлежащие обязательному соблюдению в соответствии с новыми правилами, - непростое дело, для этого необходимы знания, которыми владеют только специалисты, а также единое и однозначное понимание того, какие показатели ГОСТа обязательны, а какие нет. Требовать от рядового предпринимателя наличия таких знаний невозможно, да и не нужно. Субъект предпринимательской деятельности должен уметь пользоваться соответствующими документами, а не толковать их.
Определить, какие стандарты полностью или в части подлежат обязательному применению до принятия соответствующего технического регламента, по нашему мнению, должен Госстандарт РФ. Кроме этого органа ни один другой субъект не сможет выполнить поставленную задачу. Однако это длительная и кропотливая работа, которой пока никто даже не планирует заниматься. Вместо этого Госстандарт РФ дает весьма общее разъяснение действующих норм. Согласно п. 1 постановления Госстандарта РФ от 27 июня 2003 г. N 63 "О национальных стандартах Российской Федерации"*(13) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов следует применять действующие государственные стандарты в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства России о техническом регулировании. Тем же пунктом постановления предусматривается и следующее: признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г.
Приведенные нормы явно противоречат друг другу. Распространение на ранее принятые государственные стандарты статуса национальных означает, что их применение возможно только на договорной основе. При этом определенная часть стандартов в части, не противоречащей Закону о техническом регулировании, сохраняет действие, на что и указывается в анализируемом акте.
Таким образом, в одном пункте названного постановления Госстандарт РФ установил два взаимоисключающих правила. Помимо этого в рассматриваемом документе речь идет только о ГОСТах, принятых Госстандартом РФ. Однако, как отмечалось, указанные стандарты принимались еще одним органом - Госстроем РФ. Подобное толкование действующих правил национальным органом по стандартизации свидетельствует о недопонимании правового регулирования важных вопросов и, что самое досадное, не проясняет, а еще больше осложняет понимание субъектами предпринимательской деятельности новых правил.
С данным вопросом неразрывно связан вопрос об обязательном подтверждении соответствия товаров. Как и Закон о сертификации, Закон о техническом регулировании предусматривает два способа подтверждения соответствия (ст. 20): в обязательном порядке (сертификация или принятие декларации о соответствии) и добровольно (добровольная сертификация). Сохранена и терминология в обозначении документов, удостоверяющих подтверждение соответствия. При обязательном подтверждении соответствия в зависимости от формы - сертификат соответствия или декларация о соответствии (п. 1 ст. 23, ст. 24, п. 2 ст. 25), при добровольном подтверждении соответствия - сертификат соответствия (п. 1 ст. 21). Но это только видимое, прежде всего терминологическое, сходство. Что касается стоящих за ними правовых конструкций, то их регулирование в определенной части изменено. Укажем только на некоторые из нововведений.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о техническом регулировании обязательное подтверждение соответствия проводится исключительно на соответствие требованиям технического регламента. В то же время в п. 3, 4 ст. 46 "Переходные положения" сказано, что Правительством РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов определяется и ежегодно дополняется перечень отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия, осуществляемым в порядке, установленном Законом о техническом регулировании. До вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя.
Наличие указанных норм противоречит основным положениям Закона о техническом регулировании. Установленный в этом акте порядок обязательного подтверждения соответствия применим только к товарам, в отношении которых приняты соответствующие технические регламенты. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, определенных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Форма (принятие декларации о соответствии или обязательная сертификация) и схемы обязательного подтверждения соответствия могут предписываться только техническим регламентом (п. 1, 2 ст. 23 Закона о техническом регулировании), как и нормы, устанавливающие обязательные сведения, содержащиеся в сертификате соответствия и декларации о соответствии. Наряду с другими показателями указанные документы должны включать наименование технического регламента, требованиям которого отвечает произведенная продукция (п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 25 Закона).
Учитывая изложенное, на товары, произведенные согласно ГОСТам, нормы Закона о техническом регулировании об обязательном подтверждении соответствия не распространяются. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли обязательное подтверждение соответствия товаров до принятия соответствующего технического регламента?
До появления Закона о техническом регулировании деятельность по обязательному подтверждению соответствия осуществлялась в соответствии с Законом о сертификации и нормативными актами, принятыми в его исполнение уполномоченными на то органами. Ведущим федеральным органом исполнительной власти в данной области являлся Госстандарт России. Им были разработаны документы, предусматривавшие: процедуру обязательной сертификации, порядок создания систем сертификации, схемы сертификации отдельных видов продукции, формы сертификатов соответствия при обязательной и добровольной сертификации, осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией и другие практические вопросы деятельности в области сертификации. Например, Правила по проведению сертификации в Российской Федерации*(14) (приняты взамен Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3*(15)); Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации (утвержден постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15*(16)); Положение о системе сертификации ГОСТ Р (утверждено постановлением Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11*(17)).
Система сертификации ГОСТ Р была создана Госстандартом России для проведения обязательной сертификации, предусмотренной Законом РФ "О защите прав потребителей"*(18). В указанной системе осуществлялось обязательное подтверждение соответствия большинства товаров. В системе сертификации ГОСТ Р действовали системы сертификации однородной продукции, являющиеся подсистемами системы ГОСТ Р (например, система сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов, утвержденная постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. N 71*(19)). Каждая система сертификации однородной продукции действовала в соответствии с правилами сертификации соответствующей продукции (например, правилами проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. N 21*(20)). Помимо системы сертификации ГОСТ Р было зарегистрировано более 10 систем обязательной сертификации товаров*(21) (например, федеральная система сертификации космической техники, зарегистрированная постановлением Госстандарта РФ от 4 июля 2001 г. N 63*(22)).
В связи с отменой Закона о сертификации ни один из названных и других актов, принятых во исполнение этого закона, после 1 июля 2003 г. применению не подлежит. На неприменимость указанных актов указывает и Я.Е. Парций, однако аргументирует это следующим образом: "Положения нормативных актов РФ, документы федеральных органов исполнительной власти о создании систем обязательной сертификации и их деятельности фактически утрачивают силу, поскольку их создание Законом не предусмотрено". Такое обоснование не представляется убедительным, так как по причинам, изложенным ранее, даже при наличии соответствующих норм в Законе о техническом регулировании указанные акты применению не подлежат. Поэтому до принятия соответствующего технического регламента подтверждение соответствия может проводиться только в добровольном порядке.
Нельзя не упомянуть и о другой точке зрения. Так, Я.Е. Парций считает, что "до вступления в силу технических регламентов на соответствующую продукцию, выпускаемую в обращение, обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах, установленных Законом, по перечням продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию, утвержденным Правительством РФ. До указанного срока обязательное подтверждение соответствия осуществляется на соответствие требованиям и в порядке, установленным нормативными правовыми актами и документами, указанными в п. 1 ст. 46, в части, не противоречащей положениям Закона. ...До вступления в силу соответствующих технических регламентов декларирование может осуществляться в отношении отдельных видов продукции, перечень которых определяется Правительством РФ"*(23).
Аналогичный подход к толкованию норм Закона о техническом регулировании имеет место и в законодательстве. После вступления в силу Закона о техническом регулировании не перестали использоваться ранее принятые нормативные акты. Создаются акты, наличие которых не предусмотрено Законом о техническом регулировании (например, приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 4784 "Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности в Российской Федерации"*(24)). При этом в п. 1 Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации указано, что, наряду с другими законами, этот документ разработан в соответствии с Законом о сертификации, постановлениями Госстандарта РФ от 15 сентября 1994 г. N 15 и от 10 мая 2000 г. N 26. О соответствии указанного документа Закону о сертификации упоминается в п. 3, 7, 17, 23, 44.2, 45.1. Наличие приведенных норм вызывает по меньшей мере недоумение. Такое недопонимание правового регулирования было бы хоть как-то оправданно, если бы акт не был зарегистрирован в Минюсте РФ. Однако рассматриваемый документ 20 июня 2003 г. зарегистрирован Минюстом РФ (N 4784). Это означает, что орган, уполномоченный осуществлять правовую экспертизу представленных на регистрацию актов, не уяснил существенных изменений в правовом регулировании отдельных вопросов в связи с принятием Закона о техническом регулировании, в том числе и то, что зарегистрированный им акт принят во исполнение закона, который с 1 июля 2003 г. утрачивал силу. Такой непрофессионализм оправдать невозможно. Что же следует тогда ждать от субъектов, не владеющих правовыми знаниями?
Специалистами в области сертификации отмечается, что "хотя в п. 1 ст. 46 (Закона о техническом регулировании. - Л.Г.) однозначно не сказано, что в переходный период нормы обязательного подтверждения соответствия продолжают действовать, другие нормы этой статьи построены из того, что обязательное подтверждение соответствия должно продолжаться и в этот период... Закон не установил, какими документами при этом следует пользоваться". И далее указывается: приняв 5 июня 2003 г. постановление N 51*(25), Госстандарт РФ нашел "корректное разрешение указанной дилемы"*(26), что "позволило обеспечить непротиворечивость требований к продукции, содержащихся в нормативных документах обеих номенклатур, положениям п. 1 ст. 46". Названным постановлением в целях приведения в соответствие со ст. 46 Закона о техническом регулировании внесены изменения в номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами России предусмотрена их обязательная сертификация, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (далее - Номенклатуры)*(27). Изменения введены в действие 1 июля 2003 г. Об обоснованности принятия этого документа и приведенного мнения будет сказано далее.
Спустя некоторое время Госстандарт РФ предложил на переходный период следующий порядок. В целях обеспечения практической деятельности по обязательному подтверждению соответствия продукции со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов при проведении в системе сертификации ГОСТ Р обязательного подтверждения соответствия продукции, выпущенной в обращение на территории России, следует руководствоваться как не противоречащими целям, установленным в п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании: Номенклатурами; действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции; нормативными правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции системы сертификации ГОСТ Р*(28).
В постановлении Госстандарта РФ от 1 сентября 2003 г. N 99 "Об утверждении порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора"*(29) вводится правило, согласно которому государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется согласно перечням, одобренным постановлениями Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"*(30) и от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации"*(31), а также принятыми во исполнение указанных постановлений Правительства РФ Номенклатурами (п. 3). Последний документ тоже зарегистрирован Минюстом РФ (регистрационный номер 5220, дата регистрации - 1 сентября 2003 г.).
Не только содержание, но и наличие упомянутых актов Госстандарта РФ свидетельствует о грубейших правовых ошибках. В настоящий момент Госстандарт РФ не вправе устанавливать правила, применяемые при обязательном подтверждении соответствия товаров. Приведенные в указанных документах перечни и Номенклатуры не подлежат применению. Для обоснования своей позиции обратимся к анализу законодательства и истории правового регулирования отдельных положений по обязательному подтверждению соответствия товаров.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Правительством РФ во исполнение п. 4 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", которым предусматривалась одна форма подтверждения соответствия - обязательная сертификация. На Госстандарт РФ возложена обязанность по разработке и утверждению номенклатуры подлежащих обязательной сертификации объектов*(32). В дальнейшем, после дополнения Закона о сертификации, стала возможна и другая форма обязательного подтверждения соответствия - принятие декларации о соответствии. Во исполнение п. 4 ст. 7 Закона о сертификации Правительством РФ утвержден перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Несмотря на отсутствие прямого указания Правительства РФ постановлением Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 утверждена номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии*(33). В связи с отменой Закона о сертификации перечень товаров, для которых возможно приятие декларации о соответствии, применению не подлежит.
Что касается соотношения между соответствующими перечнем и номенклатурой, то оно проявляется в следующем. В перечне указывается наименование продукции и код по ОК 005-93 (например, сорочки верхние мужские - код 85 4000). Номенклатура включает наименование товара и нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация или декларирование. Таковыми являются ГОСТы и (или) санитарные правила и нормы (СанПиНы). При этом указывается обозначение определяющего нормативного документа и подтверждающие требования этого документа. Например, сорочки верхние мужские ГОСТ 30327-95 - подп. 2.1.5, ГОСТ 7779-75 - п. 1.2 табл. 1, п. 1.3 табл. 2 (устойчивость окраски к стирке, "поту", трению), ГОСТ 11151-77 - п. 1.3.; мучные кондитерские изделия - СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение 1, подп. 1.5.5, 1.5.5.1 - 1.5.5.11, ГОСТ Р 51074-97 - р. 3, 4, п. 4.10.
Учитывая изложенное и то, что в Законе о техническом регулировании появились новые положения и отсутствуют нормы, устанавливающие правила на переходный период, перечни и номенклатура товаров не могут быть положены в основу проведения обязательного подтверждения соответствия независимо от того, действует или нет акт, во исполнение которого они приняты. Ссылки в нормативных документах Госстандарта РФ на эти документы являются не чем иным, как попыткой восполнить пробел в правовом регулировании важнейших вопросов. Однако делается это явно не правовыми способами.
По нашему мнению, содержание Номенклатур может быть принято за основу при определении нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к товарам (ГОСТов и СанПиНов) после 1 июля 2003 г. И вот почему. Указанными документами обязательное подтверждение соответствия товара предусмотрено только по требованиям, обеспечивающим безопасность. В основу такого подхода к формированию содержания Номенклатур положено правило, установленное в п. 4 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей". Согласно ему если к товарам законом или в определенном им порядке, в частности стандартами, установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению.
Содержание п. 4, 5 ст. 46 Закона о техническом регулировании позволяет сделать вывод о намерении законодателя сохранить ранее действовавшие правила об обязательном подтверждении соответствия товаров. Именно поэтому там говорится о расширении Правительством РФ перечня товаров, в отношении которых допускается обязательное подтверждение соответствия путем принятия декларации о соответствии. В то же время данным Законом введено правило о том, что форма подтверждения соответствия указывается в соответствующем техническом регламенте. Это значит, что Правительство РФ не вправе утверждать перечни товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в той или иной форме. В то же время Правительством РФ 10 февраля 2004 г. принято постановление N 72 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, и о признании утратившим силу перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"*(34).
На наш взгляд, в целях сохранения на переходный период прежнего порядка обязательного подтверждения соответствия необходимо было не отменять Закон о сертификации, а ввести правило, согласно которому действующие до вступления в силу Закона о техническом регулировании нормы об обязательном подтверждении соответствия подлежат применению до принятия соответствующего технического регламента. Однако на сегодняшний день такой подход, к сожалению, невозможен. Как представляется, можно внести изменения в Закон о техническом регулировании путем дополнения его ст. 46 положениями об обязательном подтверждении соответствия товаров на переходный период. При этом в данном законе должны содержаться все необходимые нормы для осуществления всеми субъектами (заявителями, уполномоченными органами и др.) обязательного подтверждения соответствия при отсутствии ссылок на акты, принятые во исполнение отмененного Закона о сертификации. Формулировка норм должна быть четкой, понятной и не допускающей различных толкований.
Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности. Сколько для этого потребуется времени - сложно даже предположить. "В силу революционного характера Закона практически все законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в части, касающейся сферы применения Закона, противоречат его положениям в той или иной мере. Поэтому применение того или иного ранее принятого акта непременно должно сопровождаться сравнительным анализом на противоречие Закону"*(35). Рассчитывать на то, что это смогут сделать субъекты предпринимательской деятельности, не стоит. На наш взгляд, проведенное исследование убедительно показывает отсутствие на переходный период должного правового регулирования и недопонимание многих вопросов государственными органами, обладающими специальной компетенцией (Госстандартом РФ - национальным органом по стандартизации и техническому регулированию, Минюстом РФ). В результате принимаются акты, не соответствующие действующему законодательству. И эти акты становятся обязательными для применения субъектами предпринимательской деятельности.
Через несколько лет с принятием соответствующих технических регламентов ситуация однозначно упростится, так как обязательные требования будут устанавливаться в этих актах. Тем самым исключится многочисленное, порой противоречивое и дублирующее друг друга ведомственное нормотворчество. А на переходный период в обороте будет находиться продукция, произведенная согласно ГОСТам, СанПиНам и другим документам, устанавливающим обязательные требования к качеству товара в соответствии с нормами п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании и техническими регламентами. При отсутствии корректировки положений Закона о техническом регулировании об обязательном подтверждении соответствия до принятия соответствующего технического регламента с истечением срока действия ранее выданного сертификата соответствия при обязательной сертификации предприниматели не должны в обязательном порядке подтверждать соответствие товара. В то же время они должны проводить работу по изучению законодательства, в частности выяснять, какие технические регламенты приняты, как это отразится на их предпринимательской деятельности, каково содержание документов, удостоверяющих обязательное подтверждение соответствия (действует ранее принятая форма или новые правила). Без соответствующей поддержки со стороны государства подавляющее большинство предпринимателей, особенно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уяснить все должным образом не сможет. В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о техническом регулировании органы государственного контроля (надзора) обязаны проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства России о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах. Однако к разъяснительной работе эти органы не готовы*(36). Указанные обстоятельства, к сожалению, неизбежно отрицательно скажутся на и без того невысоком качестве российских товаров.
Г.Б. Леонова,
Кандидат юрид. наук
"Законодательство", N 7, июль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140.
*(2) Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" // Хозяйство и право. Приложение. 2003. N 8.
*(3) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 917; СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 4.
*(4) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966; СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 41; 1998. N 10. Ст.1143; N 31. Ст. 3832.
*(5) СЗ РФ.1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1).
*(6) Ведомости СНД и ВС РФ.1993. N 24. Ст. 857; СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
*(7) СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2234.
*(8) Постановление Госстандарта РФ от 2 сентября 2003 г. N 100 "О разработке и утверждении национальных стандартов Российской Федерации". П. 3 // Вестн. Госстандарта России. 2003. N 9.
*(9) Во исполнение п. 6 ст. 16 Закона о техническом регулировании принято постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" (СЗ РФ. 2003. N 32. Ст. 3220).
*(10) СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3773.
*(11) Санитарные правила и нормы утверждаются и вводятся в действие Минздравом РФ. См.: Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.
*(12) Кравченко Ю. Закон - не догма: возможны изменения // Стандарты и качество. 2003. N 8. С. 7.
*(13) Вестн. Госстандарта России. 2003. N 7.
*(14) Утверждены постановлением Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции постановления Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 57) // БНА. 2000. N 28; 2002. N 33.
*(15) БНА. 1994. N 6.
*(16) Российские вести. 1995. 1 июня; БНА. 1996. N 5; 2002. N 36.
*(17) БНА. 1998. N 11. 2002. N 27.
*(18) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 1999. N 51. Ст. 6287; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
*(19) БНА. 2000. N 11.
*(20) Там же. 1999. N 25.
*(21) Регистрация осуществлялась в соответствии с Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. N 18) (Там же. 1999. N 26).
*(22) Вестн. Госстандарта России. 2001. N 9.
*(23) Парций Я.Е. Указ. соч.
*(24) БНА. 2003. N 40.
*(25) Вестн. Госстандарта РФ. 2003. N 7.
*(26) Аронов И.З., Рыбакова А.М., Теркель А.Л. Подтверждение соответствия в свете Федерального закона "О техническом регулировании" // Стандарты и качество. 2003. N 8. С. 23-24.
*(27) Утверждены постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 г. N 64 (с изм.) (Вестн. Госстандарта РФ. 2002. N 12).
*(28) См.: Информационное письмо Госстандарта РФ от 27 июня 2003 г. N ГЭ-1100-28/2308 "О применении нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия" // Вестн. Госстандарта России. 2003. N 7.
*(29) БНА. 2004. N 3.
*(30) СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899; 2000. N 22. Ст. 2317; 2002. N 1. Ст. 53; N 18. Ст. 1773.
*(31) Там же. 1999. N 29. Ст. 3746; 2000. N 22. Ст. 2317; N 18. Ст. 1773.
*(32) Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, утверждена постановлением Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. N 5 // Вестн. Госстандарта России. 1998. N 4. В последующем в документ неоднократно вносились изменения и дополнения. Постановлением Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 утверждена новая номенклатура (М., ИПК Издательство стандартов, 2002).
*(33) М., 2002.
*(34) Российская газета. 2004. 20 февраля.
*(35) Парций Я.Е. Указ. соч.
*(36) Усов В. Как нам реализовать Федеральный закон "О техническом регулировании" // Стандарты и качество. 2003. N 7. С. 22.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный закон "О техническом регулировании" и качество товаров
Автор
Г.Б. Леонова - кандидат юридических наук
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 7