Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2021 г. по делу N 66а-62/2021 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Бердовой А.А.
с участием прокурора Бородич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 октября 2020 г. административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранат" к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующими в части приложений N 3, N 5 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 578/91 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78"; пункта 17 таблицы 1 приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 577/91 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 31 декабря 2019 года N 578/91 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78" (далее - Приказ N 578/91) внесены изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78, изложены в новой редакции приложения к указанному приказу. (т. 1 л.д. 116-156)
Приложением N 3 к приказу установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь). В пункте 12 приложения установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь общества с ограниченной ответственностью "Гранат" на 2020 год в сумме 12 104,99 тыс. рублей. (т. 1 л.д. 143)
Приложением N 5 к приказу установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций. В пункте 17 приложения определен базовый уровень подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью "Гранат" на 2020 год в размере 9,28 млн. рублей. (т. 1 л.д. 150)
Приказом РЭК Омской области от 31 декабря 2019 года N 577/91 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год" (далее - Приказ N 577/91) установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год. (т. 1 л.д. 103-115)
В таблице 1 приложения N 1 к приказу установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации. В пункте 17 таблицы установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь общества с ограниченной ответственностью "Гранат" в сумме 12 104,99 тыс. рублей. (т. 1 л.д. 107-108).
Приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 декабря 2019 года. (т. 2 л.д. 17, 18).
Общество с ограниченной ответственностью "Гранат" (далее - ООО "Гранат") обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) о признании не действующими указанных выше приказов РЭК Омской области в указанной части с момента принятия. (т. 1 л.д. 3-10, 237-242).
В обоснование требований указано, что при вынесении оспариваемых приказов РЭК Омской области безосновательно уменьшена необходимая валовая выручка организации в связи с уменьшением расходов по статьям "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Расходы на оперативное обслуживание", "Расходы на спецодежду", "Расходы на сертификацию электроэнергии, восстановительный ремонт и диагностику, испытания передаточных устройств, подстанций". Также не учтена полностью корректировка объема оказанной услуги в соответствии с корректировочными счетами-фактурами ПАО "МРСК Сибири". (письменные пояснения - т. 2 л.д. 174-177, 216-218, т. 3 л.д. 74-76)
В судебном заседании директор ООО "Гранат" Кацман В.В., представитель по доверенности Потапова А.Л. заявленные требования поддержали.
Представители РЭК Омской области Ванюкова Ю.А., Стельмашек Б.Н. против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов. (письменный отзыв - т. 1 л.д. 100-102, т. 2 л.д. 8-16, 119-123, 178-182, 209-212, т. 3 л.д. 1-6, 8-89).
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей (сотрудников РЭК Омской области) Грекову Ю.С., Кузьмину А.Я., Николаеву С.А., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых заявлений, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 18 марта 2015 года N 421-э (далее - Методические указания N 421-э), иными нормативными правовыми актами.
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п). К полномочиям РЭК Омской области относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 1 пункта 9 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п)
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. (пункт 38 Основ ценообразованию).
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Передача и распределение электрической энергии (мощности) является основным видом деятельности ООО "Гранат".
30 апреля 2019 года ООО "Гранат" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на новый долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы.
Рассмотрев тарифное дело N 03-03/21, открытое на основании заявления и обосновывающих документов указанной организации, регулятор определил необходимую валовую выручку ООО "Гранат": на 2020 год - в сумме 12 104,99 тыс. руб., на 2021 год - в сумме 9 533,99 тыс. руб., на 2022 год - 9 819,06 тыс. руб., на 2023 год - в сумме 10 113,61 тыс. руб., на 2024 год - в сумме 10 417,03 тыс. руб. Базовый уровень операционных расходов на 2020 год определен в размере 9,28 млн. руб.
Перечень затрат регулируемой организации, во включении которых в тариф отказано, приведен в протоколе заседания правления РЭК Омской области от 31.12.2019 N 91 и экспертном заключении (том 1 л.д. 152-154).
В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). (пункт 17 Основ ценообразования)
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; прочие расходы.
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии Приказов РЭК Омской области N 577/91 N 578/91 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно экспертному заключению количество условных единиц электрооборудования ООО "Гранат" на 2018 год (факт) составило 447,15; на 2019 год (план) - 1021,38; на 2020 - 2024 годы (план) 837,1. (т. 1 л.д. 168-169). Увеличение условных единиц в 2020 году по сравнению с 2018 годом связано с принятием на баланс организации объектов электросетевого хозяйства.
В подтверждение расходов по статье "Расходы на оплату труда" организацией представлены анализ заработной платы по сотрудникам за 2018 год, оборотно-сальдовая ведомость по счету 44, расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих, расчет нормативной численности рабочих, штатное расписание ООО "Гранат" с 1 января 2020 года. (книга 1 л. 85-87, 139-142 тарифного дела).
Административным истцом предложено для включения в состав расходов на 2020 год 7 491,12 тыс. руб., исходя из численности рабочих 17 штатных единиц (расчет произведен в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утв. приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 N 68 (далее - Нормативы)) и средней заработной платы 39 016,3 руб.
Регулирующим органом приняты расходы по указанной статье в размере 5 398,37 тыс. руб. Затраты приняты исходя из численности рабочих 11 человек (7 штатных единиц по п. 2.2 Нормативов) и 4 штатные единицы для распределительных пунктов с постоянным дежурством персонала (ПС "Мясокомбинат Омский" 35/10/6 кВ)) и средней заработной платы 45 758,29 руб., рассчитанной исходя из принятой средней заработной платы за 2018 год с применением индексов-дефляторов на 2019 и 2020 годы в размере 4,7% и 3%.
Отклонение от предложения организации составило 2 092,75 тыс. руб.
Расчеты численности персонала административного истца и административного ответчика представлены в т. 2 на л.д. 124-126, 127.
Расхождение расчетов связано с уменьшением РЭК Омской области условных единиц электрооборудования ООО "Гранат" на основании представленных правоустанавливающих документов, а также исключения поправочного коэффициента температурной зоны и коэффициента территориальности.
В указанной части административный истец доводов о несогласии с расчетами ответчика не приводит.
Возражения ООО "Гранат" связаны с расчетом регулирующим органом численности административно-управленческого персонала (АУП).
Предложение предприятия составило 5 896,9 тыс. руб., исходя из 8 штатных единиц административно-управленческого персонала. Регулирующим органом расходы приняты в размере 1 472,29 тыс. руб., исходя из 3 штатных единиц (АУП 1,12 + цеховых персонал 1,82) (расчет т. 2 л.д. 128,129) и средней заработной платы в размере 45 758,29 тыс. руб., рассчитанной, исходя из принятой средней заработной платы за 2018 год с применением индексов-дефляторов на 2019 и 2020 годы в размере 4,7% и 3%. Отклонение от предложения составило 4 445,9 тыс. руб.
Расчет численности административно-управленческого и цехового персонала произведен ответчиком на основании Нормативов (раздел 2.1).
Так, численность административно-управленческого персонала рассчитана с учетом таблицы 1 пункта 2.1.1 указанных Нормативов, предусматривающей нормативную численность для организаций со среднесписочной численностью рабочих до 100 человек.
Расчет численности цехового персонала произведен на основании пунктов 2.1.2 - 2.1.7 указанных Нормативов.
Расхождение расчета (8 и 3 штатные единицы соответственно) связано с уменьшением РЭК Омской области количества условных единиц электрооборудования ООО "Гранат" на основании представленных правоустанавливающих документов, а также исключения поправочных коэффициентов невыхода и температурной зоны.
Доводы административного истца о неверном расчете численности АУП в связи с тем, что таблица 1 пункта 2.1.1 предусматривает четкое значение показателя численности, а для функций "бухгалтерский учет и финансовая деятельность" и "организация охраны труда и техники безопасности" предусмотрен интервал численности и значение показателя не может быть менее интервала, подлежат отклонению как противоречащие пункту 1.13 Нормативов, согласно которому в случае, если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции. В рассматриваемом случае количество рабочих (11 человек) значительно отличается от заданного значения (до 100 человек).
Позиция ООО "Гранат" о том, что на основании пункта 26 Основ ценообразования расходы на оплату труда подлежали расчету на основании фактической численности персонала в 2018 года, подлежит отклонению.
Указание пункта 26 Основ ценообразования об установлении расходов на оплату труда с учетом фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников не исключают необходимость документального подтверждения этих сведений в соответствии с пунктом 17 Правил.
В нарушение п. 5 Основ ценообразования согласно Учетной политике ООО "Гранат" все расходы организации аккумулируются на счете 44 "Расходы на продажу" без разделения на регулируемую и нерегулируемую деятельность, а также без разделения расходов на прямые и косвенные. Штатная расстановка сотрудников не представлена. Кроме того, регулирующим органом выявлено, что часть сотрудников трудоустроена в другой организации - ИП Кацман В.В., документы, подтверждающие условия совместительства ответчику представлены не были.
В извещении об открытии дела от 7 мая 2019 года регулирующим органом на основании пункта 19 Правил регулирования цен предложено ООО "Гранат" представить отчетность за 2018 год, содержащую данные раздельного учета по установленным формам, установлен срок для представления документов - 7 дней. (т. 3 л.д. 28-29).
Указание административного истца о направлении дополнительных расчетов и документов в адрес ответчика во второй половине декабря 2019 года (т. 2 л.д. 219-232, 254-256), во внимание не принимается, поскольку указанные документы также не содержат требуемой информации. Договоры о трудоустройстве ряда работников в организациях ООО "Гранат" и ИП Кацман В.В. на условиях совместительства (т. 3 л.д. 30-42) представлены регулируемой организацией только в ходе рассмотрения настоящего дела.
Соглашаясь с правильностью расчетов, суд также отмечает увеличение условных единиц электрооборудования ООО "Гранат" в 2020 году по сравнению с 2018 годом. Указанное обстоятельство, в том числе, явилось основанием для корректировки указанных расходов с учетом Приказа Госстроя РФ N 68, притом что предложение организации по указанной статье расходов также основано на расчете нормативной численности. (кн. 1 л. 139-140)
Поскольку расчеты затрат по статье расходов "Отчисления на социальные нужды" производны от размера фонда оплаты труда, то уменьшение РЭК Омской области заявленных ООО "Гранат" по данной статье расходов с 4 069,96 тыс. руб. до 1981,28 тыс. руб. в связи с корректировками затрат на оплату труда является обоснованным.
По статье "Работы и услуги производственного характера" регулирующим органом отказано во включении в тариф расходов на оперативное обслуживание в сумме 571,01 тыс. руб.
Предложение ООО "Гранат" в указанной части основано на необходимости включения в тариф расходов на оплату по договору N 212-126/17 от 1 февраля 2017 года на оказание услуг по оперативному обслуживанию, заключенному с АО "Омскэлектро", предметом которого является оперативное обслуживание трансформаторных подстанций с диспетчерскими номерами 8052, 8054, 8312, 7049, 3549. (т. 2 л.д. 25-30).
Соглашаясь с позицией регулирующего органа, суд исходит из того, что численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения конкретных работ в организациях электросетевого комплекса, рассчитывается в соответствии с Нормативами, исходя из фактического состава и количества условных единиц электросетевого оборудования, определенного в соответствии с Приложением N 2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2. Система условных единиц предназначена для определения объема работ, выполняемых электротехнической службой (производственным персоналом).
Расчет РЭК Омской области представлен в Таблице N П2.1 "Объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор" и в Таблице N П2.2 "Объем подстанций 35 - 150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4 - 20 кВ в условных единицах". (т. 2 л.д. 130-132).
Численность рабочих на 2020 год (11 штатных единиц) рассчитана исходя из обслуживания всего комплекса оборудования (837,1 условных единиц).
Согласно пункту 2.2.4 Нормативов в состав работ, учтенных в нормативе численности по обслуживанию трансформаторных подстанций и распределительных пунктов включено производство оперативных переключений.
В силу действующего в сфере электроэнергетики законодательства за счет тарифного решения регулируемой организации подлежит возмещению только экономически обоснованный размер расходов. В данном случае ООО "Гранат" экономически не обосновало и документально не подтвердило технологическую необходимость включения в тариф расходов для оплаты услуг сторонней организации.
Суд отмечает, что из всего количества электрооборудования (47 ТП (п. 3.1 экспертного заключения)) предметом договора N 212-126/17 от 1 февраля 2017 года является только пять трансформаторных подстанций.
С учетом изложенного, доводы административного истца о том, что утвержденная ответчиком численность рабочих не позволяет выполнить требования по организации оперативного обслуживания всего объема электросетевого оборудования, что влечет нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, во внимание суда не принимаются.
При таком положении исключение РЭК Омской области заявленных ООО "Гранат" затрат по договору на оказание услуг по оперативному обслуживанию требованиям законодательства не противоречит.
При определении административным ответчиком фактически понесенных расходов за 2018 год по итогам деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии в выручке предприятия не была учтена корректировка объема оказанной услуги в соответствии с корректировочными счетами-фактурами ПАО "МРСК-Сибири" по счету 90 "Продажи" в сумме 5 681 598,05 руб. (т. 2 л.д. 80-81).
Указанная корректировка связана с неоплатой ПАО "МРСК Сибири" услуги ООО "Гранат" по передаче электрической энергии до потребителя - ЗАО "Корпорация "АГРО-ТРАСТ" для энергоснабжения объекта - Торгово-развлекательный комплекс "АТ-Маркет", расположенного по адресу: <...> за период ноября 2014 года по декабрь 2015 года.
Как следует из материалов дела 1 марта 2013 года между ПАО "МРСК Сибири" (заказчик) и ООО "Гранат" (исполнитель) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.5500.767.13.
22.10.2014 года между ЗАО "Корпорация "АГРО-ТРАСТ" (арендодатель) и ООО "Гранат" (арендатор) заключен договор аренды технического объекта N 1, по условиям которого арендатор принял в аренду технический объект - Трансформаторную подстанцию с питающими КЛ 10 кВ, расположенную по адресу: г. Омск, <...> (электроснабжение торгового комплекса "АТ-Маркет"), для обслуживания и эксплуатации в качестве сетевой организации (пункт 1.1 договора).
На обращение ООО "Гранат" во включении данной точки поставки в договор N N <...> было отказано, фактически оказанная услуга по передаче электрической энергии в адрес ООО "Гранат" не оплачена. При этом объемы электрической энергии, переданные потребителю ЗАО "Корпорация "АГРО-ТРАСТ" по объекту торговый комплекс "АТ-Маркет", при тарифном регулировании включены регулирующим органом в объем необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" и оплачены по единому котловому тарифу со стороны гарантирующего поставщика электрической энергии (АО "Петербургская сбытовая компания").
В свою очередь, ПАО "МРСК Сибири" до ноября 2014 года оплаты производило в адрес ООО "Мегаватт сервис", но прекратило оплату объемов услуг по спорному объекту с ноября 2014 года на том основании, что объект передан в аренду ООО "Гранат".
Спор об оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии между ООО "Гранат" и ПАО "МРСК Сибири" являлся предметом рассмотрения суда.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16 апреля 2018 года по делу N N <...>, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 года, в пользу ООО "Гранат" с ПАО "МРСК-Сибири" взысканы задолженность по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии за период с января по май 2016 года, пени; в удовлетворении иска о взыскании стоимости услуг с ноября 2014 года по декабрь 2015 года отказано. (т. 2 л.д. 62-79)
Отказ во взыскании оплаты за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года явился основанием для корректировки величины реализации ООО "Гранат" на сумму 5 681 598,05 руб.
Доводы административного истца в указанной части обоснованы ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования, в соответствии с которым в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Административный исковые требования в указанной части суд находит не подлежащими удовлетворению.
Оспаривая возможность применения к спорным отношениям положений пункта 7 Основ ценообразования, регулирующий орган, со ссылкой на вступившие в законную силу судебные акты, верно исходил из того, что доходы, полученные регулируемой организацией от эксплуатации электросетевых объектов, не учтенных органом регулирования при утверждении тарифно-балансового решения на соответствующий период, и скорректированные впоследствии, не подлежат возмещению при установлении тарифов на очередной период регулирования, финансовый результат от их эксплуатации относится к предпринимательским рискам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ООО "Гранат" за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года, суды исходили из того, что услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются на период регулирования исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения, и плановых объемов перетока электроэнергии через эти объекты.
В тарифном решении, представляющем собой по существу план экономической деятельности электросетевого хозяйства региона и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в "котел", а также учитываются все объекты электросетевого хозяйства, которые планируются к использованию сетевыми организациями региона в течение периода регулирования.
Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа.
В судебных актах содержатся выводы о том, что на период 2014 - 2015 годов для ООО "Гранат" и ПАО "МРСК Сибири" тарифы, исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, принятых во владение и пользование по договору аренды от 22.10.2014 N 1, и плановых объемов перетока электроэнергии через эти объекты, не устанавливались. Наличие данного обстоятельства, исключает применение для расчетов сторон тарифных решений, принятых в отношении этих организаций на период 2014 - 2015 годы. При этом ООО "Гранат" фактически не понесло дополнительных расходов по объекту ТК "АТ-Маркет" в 2014 году, а отсутствие оплаты со стороны ПАО "МРСК Сибири" за 2015 год компенсировано ООО "Гранат" РЭК Омской области путем учета фактически понесенных расходов при формировании тарифов на 2017 год.
На основании представленной РЭК Омской области информации, суды указали, что тарифные решения на 2017 год учитывают, как расходы, не компенсированные ООО "Гранат" выручкой 2015 года, так и финансовый результат ПАО "МРСК-Сибири" от деятельности по передаче электрической энергии. Отказ в оплате начисленной ООО "Гранат" выручки к возникновению дисбаланса в тарифных решениях не приведет. (т. 2 л.д. 54-79, т. 3 л.д. 102-103)
С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 2 ст. 64 КАС РФ, доводы административного истца подлежат отклонению.
Расходы на спецодежду приняты РЭК Омской области в размере 150,98 тыс. руб., сумма отклонения - 1 146,74 тыс. руб.
Предложение предприятия составляло 1 297,72 тыс. руб. В качестве обоснования расходов предприятием представлены копия договора о намерениях N 83 от 25 апреля 2019 года с приложением спецификации к договору поставки N 83 от 25 апреля 2018 года, копия приказа от 9 января 2018 года N 13 на выдачу спецодежды, спецобуви и СИЗ, отчет по проводкам за 2018 год, ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений за 2018 год. (т. 2 л.д. 136-154, кн. 4 л. 1-8, кн. 3 л. 489-490).
Согласно документам, подтверждающим фактические расходы организации, связанные с выдачей спецодежды, спецобуви и СИЗ в 2018 году, общая сумма расходов за 2018 год составила 83,8983 тыс. рублей (приобретено 6 костюмов мужских зимних). За 1 квартал 2019 года расходы на выдачу спецодежды у предприятия отсутствовали.
Сумма расходов на 2020 год определена регулирующим органом методом экономически обоснованных расходов (70%) - на основании фактических расходов за 2018 год с применением индексов-дефляторов на 2019, 2020 годы в размере 5,4% и 4,2%, из расчета 11 человек промышленно-производственного персонала: 83,8983 тыс. руб. х 1,054 х 1,042 / 6 х 11 х 70%= = 118,25. Методом сравнения аналогов (30%) принято 32,73 тыс. руб. Общая сумма плановых расходов по указанной статье составила 150,98 тыс. руб. (т. 1 л.д. 60).
При этом в ходе рассмотрения дела административный ответчик ссылался на непредставление организацией расчета плановых расходов на спецодежду, о чем было указано в извещении об открытии дела от 7 мая 2019 года.
Предложение истца не принято регулятором в связи с отсутствием документов, подтверждающих экономическое обоснование указанных расходов. Договор о намерениях и приложенная к нему спецификация имеют несоответствия в наименовании и датах; исходя из содержания договора, в нем зафиксировано лишь желание сторон заключить сделку; указанный договор не соответствует Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; документы, подтверждающие проведение закупочных операций, не представлены.
Вместе с тем, суд полагает расчет указанных расходов, произведенный РЭК Омской области, также не соответствующим требованиям законодательства в связи со следующим.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 221 Трудового Кодекса на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, указанные расходы являются необходимыми для организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам определены приказом Минздравсоцразвития России от 25.04.2011 N 340н (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", а также приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением". (далее - Типовые нормы).
Согласно Типовым нормам электромонтер по обслуживанию подстанции подлежит обеспечению комплектом для защиты от термических рисков электрической дуги, в нормативных актах приведены наименования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также нормы выдачи на год.
В материалы тарифного дела ООО "Гранат" представило приказ от 9 января 2018 года N 13 "О введении в действие "Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам ООО "Гранат", занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", разработанный на основании Типовых норм.
При таком положении, орган регулирования имел возможность произвести расчет необходимых расходов организации на спецодежду, исходя определенной численности производственного персонала, Типовых норм, а также с учетом мониторинга сложившихся в 2018 году цен в регионе, на основании анализа указанного вида расходов других сетевых организаций.
Суд принимает во внимание, что расходы на специальную одежду ООО "Гранат" в предыдущем периоде регулирования в состав подконтрольных расходов не включались (т. 2 л.д. 31-41).
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что количество условных единиц оборудования при формировании базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год составляло не более 100 условных единиц, на 2020 год данный показатель составил 837,1 у.е. Согласно представленной административным истцом информации в 2019 году фактические расходы организации по этой статье расходов составили 227 091,99 руб., за 9 месяцев 2019 года - 199 530 руб. (т. 3 л.д. 45-53).
При таком суд не может согласиться с расчетом административного ответчика, сформированным только на учете фактических расходов за 2018 год, без анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования (п. 7 Основ ценообразования, п. 11 Методических указаний N 98-э).
В составе расходов на сертификацию электрической энергии, восстановительный ремонт и диагностику, испытания передаточных устройств, подстанций регулирующим органом отказано во включении в тариф 2 701,99 руб.
ООО "Гранат" для утверждения в тариф предложено:
- расходы на оплату услуг по испытаниям качества электрической энергии в сумме 1 030,22 тыс. руб.;
- расходы на ремонт кабельных линий и оборудования трансформаторных подстанций, испытания электросетевого оборудования, подстанций в сумме 2 911,9 тыс. руб. Всего 3 942,12 тыс. руб.
Указанные расходы включены в общей сумме 1 240,132 тыс. руб.
Расходы на оплату услуг по испытаниям качества электрической энергии на соответствие требованиям "ГОСТ 32144-2013. Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст) приняты регулирующим органом по предложению предприятия, за исключением расходов на выбывшие объекты: предложено 56 испытаний на общую сумму 784 000 руб., принято 48 на сумму 672 000 руб. (кн. 1 л. 401-434).
Стоимость подтверждения соответствия предприятия требованиям по сертификации продукции (198 493,66 руб. с учетом НДС), а также стоимость комплекса сертификационных испытаний качества электрической энергии (78 000 руб. с учетом НДС) не принята ответчиком в связи с тем, что данный вид работ выполняется специализированными организациями, регулируемой организаций не представлены документы, свидетельствующие о праве исполнителя (ИП Ходулин О.А.) проводить работы данного вида.
В указанной части суд соглашается с позицией административного ответчика, доводы административного истца документально не подтверждены.
Вместе с тем, расходы на ремонт кабельных линий и оборудования трансформаторных подстанций, испытания электросетевого оборудования, предложенные ООО "Гранат" в сумме 2 911,9 тыс. руб. (кн. 4 л. 17) включали в себя фактические расходы за 2018 год по восстановлению кабеля (аварийные работы) на основании договоров с ООО "Электрум", ИП Лакман Ю.Д. в сумме 930 115,31 рублей (кн. 1 л. 17-20), оставшаяся сумма расходов касалась периодического планово-предупредительного ремонта (испытания, измерения электрооборудования, РЗиА).
В судебном заседании сторона административного ответчика пояснила, что предложенные ООО "Гранат" расходы на проведение аварийных работ не включены в состав подконтрольных расходов в полном объеме по основанию наличия соответствующих функций у производственного персонала. Указанное обоснование не может быть принято во внимание суда.
Фактические расходы организации за 2018 год по восстановлению кабеля (аварийные работы) сложились на основании затрат по договорам с ООО "Электрум", ИП Лакман Ю.Д. в сумме 930 115,31 рублей (кн. 3 л. 189-272, 289-299). Предметом договоров являлись строительные работы (планировка площадей механизированным способом, разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами, разработка грунта вручную, перевозка грузов автомобилями самосвалами, засыпка траншей с перемещением грунта бульдозерами и др.), монтажные работы (демонтаж кабеля, устройство кабеля в траншее, покрытие кабеля кирпичом и др.), испытания, связанные с поиском и определением места повреждения кабеля с прожигом.
Подобного рода функции у производственного персонала ООО "Гранат" отсутствуют, РЭК Омской области не оспаривал тот факт, что специальная техника на балансе организации не значится, расходы на ее содержание в состав расходов не включались.
Поскольку затраты на производство аварийных работ являются необходимыми для осуществления регулируемого вида деятельности, отказ во включении данных расходов в полном объеме нельзя признать правомерным.
Для обоснования затрат на проведение периодического планово-предупредительного ремонта ООО "Гранат" при подаче заявления представлены план-график ремонта на 2020 - 2024 годы (кн. 1 л. 153-156), реестр смет на выполнение работ-услуг на ремонты подрядными организациями на 2020 - 2024 годы (кн. 1 л.д. 393-401).
21 мая 2019 года организация дополнительно представила реестр смет на выполнение работ на 2020 год, локальные сметные расчеты на испытания, измерения трансформаторных подстанций ТП-8640, ТП-8312, ТП-8056, ТП-8054, ТП-1689, КТП-8001, КТП (ООО "Политрейд"), КТП 4428 (ООО "Политрейд"), КТП (от ЭЧЭ-112Ф-9), испытания выключателя яч. 11, техническое обслуживание РЗиА силового трансформатора Т-2, выключателя МВ-1, на РЗиА 1 ячейка. (кн. 4 л. 9-42).
В связи с изменениями по арендуемому оборудованию 16 сентября 2019 года ООО "Гранат" направило в РЭК Омской области уточненный реестр смет на 2020 год, в котором указана в том числе подстанция 35/6 "Мясокомбинат", принятая организацией во временное владение и пользование по договору аренды электросетевого оборудования от 18 июля 2019 года. (кн. 4 л. 27-33, 149).
Административным ответчиком не оспаривался тот факт, что указанный объект (подстанция 35/6 "Мясокомбинат") включен в расчеты количества условных единиц электрооборудования ООО "Гранат", численности промышленно-производственного персонала, вместе с тем расходы на испытания, измерения, РЗиА в отношении указанной подстанции в расчет приняты не были.
Ссылка ответчика на невключение указанного объекта в план-график ремонта оборудования подлежит отклонению.
На основании пункта 19 Правил регулирования цен в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
При очевидной необходимости несения указанных расходов орган регулирования был вправе на основании пункта 19 Правил регулирования цен запросить у ООО "Гранат" дополнительные материалы.
В ходе рассмотрения дела организацией представлены суду доказательства направления уточненного плана-графика в адрес сотрудника РЭК Омской области по электронной почте в декабре 2019 года. (т. 2 л.д. 238-241).
Кроме того, анализируя расчет расходов на испытания, измерения трансформаторных подстанций, отклоненных регулирующим органом по основанию "не представлена смета", суд отмечает, что локальные сметные расчеты относительно подстанций ТП-8640, ТП-8312, ТП-8056, ТП-8054, ТП-1689, КТП-8001, КТП (ООО "Политрейд"), КТП 4428 (ООО "Политрейд"), КТП (от ЭЧЭ-112Ф-9), вопреки утверждению административного ответчика, представлены в материалы тарифного дела 21 мая 2019 года. То обстоятельство, что сметная стоимость была указана в реестре смет "на 2020 год", не являлось основанием не учитывать указанные документы при определении стоимости ремонта электрооборудования согласно плану-графику ремонта в 2021 - 2024 г.г.
Изложенное повлекло необоснованное занижение расходов регулируемой организации по статье "Ремонт кабельных линий и оборудования трансформаторных подстанций, испытания электросетевого оборудования, подстанций".
Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации и дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку рассматриваемые приказы в их оспариваемой части приняты с нарушением приведенных норм, регламентирующих порядок ценообразования, они подлежат признанию не действующими.
Оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, поэтому признание их не действующими с даты принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд возлагает на РЭК Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным исковым заявлением административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей. Указанные расходы административного истца в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Гранат" удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункт 12 приложения N 3 в части установления необходимой валовой выручки ООО "Гранат" без учета оплаты потерь на 2020 год в размере 12 104,99 тыс. рублей, пункт 17 приложения N 5 в части определения базового уровня подконтрольных расходов ООО "Гранат" на 2020 год в размере 9,28 млн. рублей к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 578/91 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78", пункт 17 таблицы 1 приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 577/91 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год".
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гранат" судебные расходы в сумме 4 500 рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.В. Ланцова |
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 2 октября 2020 г. N 3а-160/2020 "О признании недействующими отдельных положений приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.12.2019 N 578/91, от 31.12.2019 N 577/91"
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2021 г. по делу N 66а-62/2021 настоящее решение оставлено без изменения