Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки В.С. Дюминой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка В.С. Дюмина оспаривает конституционность пункта 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 173), в части, предусматривающей пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, а также ее перерасчет в связи с возникновением права членов семьи на получение указанной выплаты и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления (абзац третий).
Как следует из представленных материалов, с 1 мая 2014 года В.С. Дюминой, наряду с другими членами семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация. После окончания обучения по очной форме образования одним из членов семьи, достигшим совершеннолетия и получавшим ежемесячную денежную компенсацию, заявительница в 2019 году обратилась с заявлением о пересмотре размера получаемой компенсации, поскольку оспариваемое положение в редакции, действовавшей до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 173, предусматривало возможность пересмотра ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию. В пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации ей было отказано. Решением Ленинского районного суда города Курска от 3 декабря 2019 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявительнице было также отказано в удовлетворении требования о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение не соответствует статьям 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивает право членов семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, на возмещение вреда в полном объеме и восполнение источников дохода семьи в случае уменьшения количества ее членов, получающих ежемесячную денежную компенсацию.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, поэтому выбор правовых средств, направленных на возмещение причиненного военнослужащим и членам их семей вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя соответствующее правовое регулирование, вправе при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты граждан, оставшихся без кормильца, в том числе членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, устанавливать порядок определения размеров соответствующих выплат.
Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в части 9 статьи 3 устанавливает, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 данной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). При этом определение порядка финансирования и осуществления данных выплат в соответствии с частью 17 статьи 3 указанного Федерального закона отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 февраля 2012 года N 142 утвердило Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, которые в первоначальной редакции закрепляли возможность пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (абзац второй пункта 10).
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 173 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142" пункт 10 указанных Правил был изложен в новой редакции, согласно которой пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации возможен в связи с изменением группы инвалидности, а ее перерасчет - в связи с возникновением права членов семьи на получение указанной выплаты и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (абзац третий). При этом данное положение в соответствии с пунктом 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Таким образом, оспариваемая норма направлена на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 18-П и согласуется с изложенной в нем позицией, согласно которой механизм возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы, должен гарантировать указанным лицам возможность восполнения имущественных потерь путем предоставления в рамках этого механизма выплат, которые в совокупности по крайней мере обеспечивали бы им получение доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из них при жизни военнослужащего.
Следовательно, оспариваемое положение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы, получающей ежемесячную денежную компенсацию в размере, определенном на момент ее назначения.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дюминой Веры Степановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 января 2021 г. N 70-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дюминой Веры Степановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)