Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Требования
к контактной сварке рельсов
А.1 Требования к подготовке рельсов к сварке
А.1.1 Перед сваркой проверяют наличие инспекторских приемочных клейм, вдавленной и выпуклой маркировки рельсов.
А.1.2 Торцы стыкуемых рельсов и контактирующие с зажимами сварочной машины поверхности на длину токоведущих электродов (зажимных губок) зачищают до металлического блеска механическим способом. При этом зачистку ведут вдоль рельса. Дефекты на зачищенных поверхностях не допускаются. Качество поверхности должно соответствовать требованиям ГОСТ 34222 1).
------------------------------
1)В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 51685-2013.
------------------------------
А.1.3 Наличие вдавленных и выпуклых клейм на расстоянии менее 100 мм от торца рельса не допускается.
Вдавленные маркировочные знаки на шейке рельса, расположенные на расстоянии менее 100 мм от торца рельса, удаляют обрезкой торца рельса.
При сварке рельсов на машинах с вертикальным зажатием выпуклые маркировочные знаки на шейке рельсов, расположенные на расстоянии менее 100 мм от торца рельса, удаляют шлифованием до уровня прокатного профиля. При сварке рельсов с боковым зажатием выпуклые маркировочные знаки удаляют шлифованием на длину электродов сварочной машины.
А.1.4 При установке в сварочную машину торцы заготовок свариваемых рельсов совмещают по периметру так, чтобы поверхности катания головок рельсов и боковые рабочие грани были на одном уровне.
Несовпадение торцов стыкуемых рельсов должно быть смещено по высоте на подошву и не должно быть более 1,2 мм, а по ширине головки смещено в сторону нерабочей грани и не должно превышать 1 мм.
А.1.5 Перед сваркой рельсов переходного профиля проводят прессование подошвы и шейки рельсов большего сечения после нагрева их до температуры ковки от 850 °С до 950 °С (светло-красный цвет).
Нагрев для прессования (обсадки) концов рельсов проводят на индукционных установках. Значение величины обсадки должно быть для новых рельсов переходного профиля типа Р75 на Р65 - не более (12 1) мм, с типа Р65 на Р50 - не более (28 1) мм в соответствии с рисунками Б.1 и Б.2 (приложение Б).
А.1.6 Переход от выпрессованной к остальной части рельса должен быть плавным. Длина переходной части рельса после прессования и разрезки перед сваркой должна составлять для рельсов большего сечения, мм, не более:
85 - для типа Р75;
75 - для типа Р65.
В местах переходов не должно быть пережога металла, трещин, расслоений, зарубов, вмятин (особенно на подошве) и искривлений шейки рельса.
А.2 Требования к выполнению сварки
А.2.1 Требования к применяемому оборудованию и режимам сварки приводят в аттестованной технологической карте 2) сварки.
Сварку следует выполнять с соблюдением требований ГОСТ 12.3.003.
А.2.2 Существенные параметры процесса сварки для каждого РКС не должны выходить за пределы допусков, приведенных в технологической карте 2) сварки и введенных в управляющий компьютер машины контактной стыковой сварки оплавлением.
------------------------------
2)В Российской Федерации применяют технологическую карту сварки по ГОСТ Р ИСО 15614-13-2009.
------------------------------
Контроль отклонений существенных параметров процесса сварки осуществляют по рапорту процесса, записанному управляющим компьютером сварочной машины.
А.3 Требования к механической и термической обработке рельсов, сваренных контактной сваркой
А.3.1 В стыках РКС грат удаляют в горячем состоянии (светло-красный цвет) механизированным способом ножами рельсосварочной машины с образованием ровной поверхности без рисок на основном металле и остатков неудаленного металла (выступов) с допуском по профилю в пределах от 0,7 до 2,0 мм.
А.3.2 Не допускается выпуклость или вогнутость стыка РКС более 2 мм на длине 1000 мм (в таком случае сварной стык бракуют, вырезают и переваривают).
Выпуклость или вогнутость в зоне стыка РКС по рабочим поверхностям головки рельса (см. рисунок 1) до 2 мм на длине 1000 мм в стационарных условиях технологической линии РСП допускается исправлять правкой стыка РКС непосредственно после завершения процесса сварки: в горячем состоянии (светло-красный цвет), без шлифовки сварного стыка. Измерения выполняют при помощи набора плоских щупов в соответствии с рисунком В.1 (приложение В) и специального шаблона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "рисунком В.1 (приложение В)" следует читать "рисунком Г.1 (приложение Г)"
Шаблон должен быть изготовлен из металлической линейки ШД-2-1000 по ГОСТ 8026 с вырезанным на рабочей плоскости в середине линейки поперечным пазом глубиной 2,5 мм и шириной 16 мм. Шаблон должен быть аттестован и поверен государственной метрологической службой 1). При измерениях паз шаблона совмещают с выпуклостью сварного шва.
------------------------------
1)В Российской Федерации действует Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
------------------------------
А.3.3 После удаления грата (правки РКС или рельса переходного профиля, при необходимости) выполняют механическую обработку (далее - грубая шлифовка) неостывшего стыка РКС по всему периметру до уровня с основным профилем рельсов.
Обработку производят вдоль рельса ручными машинами или методом фрезерования. Цвета побежалости после абразивной или фрезерной обработки не являются браком.
А.3.4 Потребность в термической обработке стыка РКС после его грубой шлифовки в каждом из государств 2), упомянутых в предисловии, устанавливают самостоятельно.
------------------------------
2)В Российской Федерации термическая обработка сварных стыков рельсов является обязательной операцией.
------------------------------
Термическую обработку рельсов в зоне стыков РКС проводят посредством нагрева всего сечения токами высокой частоты с последующим принудительным охлаждением металла головки.
Нагрев стыков РКС для термической обработки начинают при температуре стыка не более 600 °С, контролируемой по термометру индукционного оборудования.
Индукционное оборудование для дифференцированной термической обработки стыков РКС в цеховой стационарной технологической линии РСП располагают на расстоянии не менее 50 м от сварочной машины.
Цвета побежалости после термической обработки не являются браком.
A.3.5 Нагрев концов рельсов токами высокой частоты для прессования рельсов переходного профиля проводят на индукционных установках по режиму, приведенному в приложении В.
А.3.6 В цеховой стационарной технологической линии РСП допускается проводить правку сварных стыков рельсов, прошедших термическую обработку, в так называемом холодном (в остывшем до 300 °С и менее) состоянии, на специальном гидравлическом прессе для правки в четырех направлениях, правильно-шлифовальном комплексе или аналогичном оборудовании.
Допускается искусственное охлаждение до указанной температуры рельсов в зоне сварного стыка водой, воздушно-водяной смесью или потоком воздуха.
А.3.7 После термической обработки стыков РКС окончательное (чистовое) шлифование стыков по поверхности катания и боковым граням головки выполняют фибровыми или абразивными кругами чашечного типа на ручных шлифовальных машинах или на автоматических шлифовальных машинах, правильно-шлифовальных комплексах или аналогичном оборудовании с измерительной системой определения выпуклости или вогнутости стыков РКС и компьютерной записью результатов.
Требования к моделям применяемого оборудования и режимам чистовой шлифовки стыков РКС указывают в технологической инструкции РСП, утвержденной (согласованной) владельцем инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.