ООО ПП "ЛОТиОС" (ИНН 5404412376) обратилось в суд с административным исковым заявлением к мэрии города Новосибирска о признании недействующим в части абзаца 2 пункта 3.4.2, абзаца 2 пункта 3.3.6 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и границах города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска города Новосибирска от 16 октября 2019 года N 3811 (далее - Положение).
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что абзацем 2 пункта 3.4.2 указанного Положения предусмотрено, что при переоформление карты маршрута по причине замены транспортного средства, ранее осуществлявшего регулярные перевозки по маршруту, на транспортное средство с датой выпуска после 01.07.2016 производится только при условии наличия у данного транспортного средства оборудования, обеспечивающего инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем 2 пункта 3.3.6 Положения также предусмотрено, что в случае выдачи свидетельства и карт маршрута без проведения открытого конкурса основанием для отказа в рассмотрении документов является предоставление перевозчиком транспортных средств с датой выпуска после 01.07.2016, не обеспечивающих инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и (или) задействованных в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам и (или) межмуниципальным маршрутам, схема движения которых проходит по территории города Новосибирска.
Данные положения муниципального нормативного правового акта, устанавливая с 19 октября 2019 года обязательное требование по оборудованию транспортных средств, допускаемых к перевозкам пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, дата выпуска которых после 01 июля 2016 года, устройствами, обеспечивающим инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении, по мнению административного истца, не соответствует положениям Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, утвержденного приказом Минтранса России от 01 декабря 2015 года N 347, пунктом 7 которого, установлено поэтапное повышение уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемы услуг с проведением обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. По результатам указанного обследования составляется паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 года N 599, утверждены Правила разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, мероприятия, указанные в пункте 1 настоящих Правил, включаются в план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающий сроки их реализации и ответственных исполнителей (далее - план мероприятий).
План мероприятий должен содержать: а) обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки; б) таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению N 2; в) перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению N 3 (п. 7 Правил).
Таким образом, действующее законодательство исходит из принципа не единовременного, а поэтапного повышения уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов, исходя из результатов обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
В нарушение указанных Правил, административным ответчиком, в установленные сроки план мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающий сроки их реализации, разработан не был. При этом, до принятия административным ответчиком оспариваемого Положения требований к обязательному наличию в транспортных средствах, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, оборудования для инвалидов - не предъявлялось, в то время, как с момента его принятия, т.е. начиная с 19 октября 2019 года все без исключения предоставляемые к замене транспортные средства в обязательном порядке должны иметь соответствующее оборудование.
Так же при принятии оспариваемого положения административный ответчик не учел, что не все транспортные средства на маршруте должны быть оборудованы для инвалидов, поскольку необходимое количество специально оборудованных для инвалидов транспортных средств должно быть определено по результатам обследования транспортных средств и предоставляемых услуг, что также должно быть зафиксировано в паспорте доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. Вопрос проведения обследования транспортных средств и предоставляемых услуг для определения необходимого на маршруте числа транспортных средств, имеющих специальное оборудование для инвалидов, а также изготовления паспортов доступности для пассажиров из числа инвалидов, постановлением мэрии города Новосибирска от 16 октября 2019 года N 3811 не урегулирован.
ООО ПП "ЛОТиОС" осуществляет перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярного сообщения N 55 "Обл. Больница" - ОРМЗ", на основании свидетельств и карты маршрута, полученных административным истцом в январе 2019 года, сроком действия до 2024 года, то есть до принятия оспариваемого Положения, когда обязательные требования к наличию в транспортных средствах оборудования для инвалидов отсутствовали, ни в конкурсной документации, ни в заявке претендента, не указывались. В период с мая по июнь 2019 года административным истцом были приобретены несколько автомобилей (автобусов) ГАЗ, 2019 года выпуска, не имеющих оборудования для инвалидов, поскольку соответствующие обязательные требования отсутствовали в требованиях конкурсной документации и действовавшем на тот момент Положении об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска, утв. постановлением мэрии города Новосибирска от 30 августа 2016 года N 3940, однако оспариваемое Положение исключает возможность административного истца использовать данные автомобили с 16 октября 2019 года.
На основании изложенного, административный истец просит суд признании недействующими абзац 2 пункта 3.4.2, абзац 2 пункта 3.3.6 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и границах города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска города Новосибирска от 16 октября 2019 года N 3811.
Представитель административного истца К. АО, действующий на основании доверенности и представивший суду диплом о наличии высшего юридического образования, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ранее поддержал заявленные требования, также пояснил суду, что абзац 2 пункта 3.3.6 предусматривающий возможность отказа в рассмотрении поданных документов на получение свидетельства и карт маршрута без проведения открытого конкурса по основанию - предоставление перевозчиком транспортных средств с датой выпуска после 01 июля 2016 года не обеспечивающих инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержит коррупциогенный фактор поскольку не позволяет однозначно установить какое количество транспортных средств должно не соответствовать указанным требованиям, чтобы в рассмотрении документов было отказано.
Представители административного ответчика Ш. ДА, Б. ЕГ, действующие на основании доверенностей и представившие суду дипломы о наличии высшего юридического образования, в судебном заседании заявленные административным истцом административные исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного с судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, ..., не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции ..., полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 Кодекса административного с судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, что на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N ООО "ЛОТиОС" (ИНН 5404412376) осуществляет услуги по перевозке населения по регулярному маршруту N "ОРМЗ - Центральный корпус" автобусами малого класса в количестве 16 транспортных средств (л.д.63).
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 16 октября 2019 года N 3811 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска.
Согласно п. 3.3.6 Положения основаниями для отказа в рассмотрении документов, представленных для получения свидетельства и карт маршрута без проведения открытого конкурса являются:
проведение в отношении перевозчика - юридического лица процедуры ликвидации и наличие решения арбитражного суда о признании перевозчика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе являющихся участниками договора простого товарищества, банкротом и об открытии конкурсного производства;
выявление в представленных документах недостоверных сведений, а также представление документов с истекшим сроком действия;
предоставление перевозчиком транспортных средств с датой выпуска после 01.07.2016, не обеспечивающих инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и (или) задействованных в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам и (или) межмуниципальным маршрутам, схема движения которых проходит по территории города Новосибирска;
предоставление перевозчиком транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий транспортных средств.
Пункт 3.4.2. Положения устанавливает, что переоформление карты маршрута по причине замены транспортного средства, ранее осуществлявшего регулярные перевозки по маршруту, в связи с изменением класса, характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, экологических характеристик (экологического класса), производится при представлении перевозчиком копий одобрения типа транспортного средства, диагностической карты, выписки из реестра лицензий транспортных средств и (или) выписки из решения о включении транспортных средств в реестр лицензий транспортных средств (при наличии), документов на транспортное средство, не задействованное в осуществлении регулярных перевозок по маршруту и (или) межмуниципальному маршруту, схема движения которого проходит по территории города Новосибирска, подтверждающие право собственности на него или право владения им на ином законном основании: паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, договора аренды, договора купли-продажи транспортного средства, договора лизинга и иных документов.
При этом переоформление карты маршрута по причине замены транспортного средства, ранее осуществлявшего регулярные перевозки по маршруту, на транспортное средство с датой выпуска после 01.07.2016 производится только при условии наличия у данного транспортного средства оборудования, обеспечивающего инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Транспортное средство, предоставленное перевозчиком взамен ранее задействованного в регулярных перевозках по маршруту должно соответствовать году выпуска, классу, характеристикам, влияющими на качество перевозок, экологическим характеристикам (экологическому классу) транспортного средства, указанного в заявлении перевозчика на оформление и выдачу карты маршрута, в конкурсной документации и (или) заявке перевозчика на участие в открытом конкурсе.
Переоформление карты маршрута производится также при достижении транспортным средством в процессе осуществления регулярных перевозок по маршруту максимального срока эксплуатации, указанного перевозчиком в заявке, поданной для участия в открытом конкурсе (в случае изменения класса, характеристик, влияющих на качество перевозок, экологических характеристик (экологического класса)).
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для представления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа, наряду с иными, относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного федерального закона, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 данной статьи, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 указанной статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 6 части 4 статьи 42 Устава города Новосибирска предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения мэрия города Новосибирска обладает полномочиями в сфере транспорта, в том числе создает условия для предоставления транспортных услуг населению города Новосибирска в границах города Новосибирска.
Таким образом, постановление мэрии г. Новосибирска от 16 октября 2019 года N 3811 "О положении об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и границах города Новосибирска" принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции. Указанное постановление опубликовано в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" N 48 от 17 октября 2019 года.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): ...условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); ....
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01 декабря 2015 года N 347 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно п. 6 указанного Порядка перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов: а) посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; б) возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов; в) провоз собак-проводников при наличии специального документа; г) оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Владельцы объектов, перевозчики при подготовке технических заданий и при заключении договоров о проектировании, строительстве объектов, закупке транспортных средств соответственно осуществляют меры по обеспечению соблюдения условий их доступности для пассажиров из числа инвалидов и приемки с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, по обеспечению закупки с этой даты транспортных средств для обслуживания населения с соблюдением требований к их доступности, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (п. 7 Порядка).
Требования к общественному пассажирскому транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, предусмотрены ГОСТ Р 51090-2017 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности безопасности для инвалидов", принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05 октября 2017 года N 1333-ст.
Обеспечение условий доступности пассажирам из числа инвалидов их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом также предусмотрено ч. 4 ст. 21.1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Таким образом, из анализа указанных нормативных правовых актов, во взаимосвязи с положениями с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" следует, что государством, в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", требования в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом, во исполнение постановления Правительства РФ N 599 от 17 июня 2015 года "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, постановлением мэрии г. Новосибирска утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Новосибирске на 2016 - 2030 годы (далее - "дорожная карта"), в связи с чем, доводы административного истца в той части, что данный план ("дорожная карта") административным ответчиком по принятия оспариваемого Положения не разработан и не утвержден, не соответствует действительности.
При этом, в силу положений п. 8 указанного Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01 декабря 2015 года N 347 обязанность по составлению паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг возложена на перевозчиков, каковым и является административный истец. Не исполнение указанной обязанности административным истцом, как перевозчиком, не лишает орган местного самоуправления, в рамках предоставленной ему компетенции, издавать нормативные правовые акты, принимаемые в развитие федерального законодательства. При этом, указанный приказ Министерства транспорта Российской Федерации не возлагает на орган местного самоуправления обязанность принять нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок, с учетом которого перевозчики составляют паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Таким образом, отсутствие в постановлении мэрии г. Новосибирска от 16 октября 2019 года N 3811 порядка, устанавливающего проведение обследования транспортных средств и предоставляемых услуг с целью составления паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг не свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Не соглашается суд и с доводами административного истца, что в силу требований п. 3.4.2. оспариваемого Положения начиная с 19 октября 2019 года все без исключения транспортные средства, представленные к замене, должны имеет соответствующее оборудование, обеспечивающее инвалидам условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении.
Как следует из абзаца 2 пункта 4.3.2 оспариваемого Положения при переоформление карты маршрута по причине замены транспортного средства, ранее осуществлявшего регулярные перевозки по маршруту, на транспортное средство с датой выпуска после 01.07.2016 производится только при условии наличия у данного транспортного средства оборудования, обеспечивающего инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом, как следует из абзаца 1 указанного пункта, переоформление карты маршрута по причине замены транспортного средства, ранее осуществлявшего регулярные перевозки по маршруту, осуществляется в связи с изменением класса, характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, экологических характеристик (экологического класса).
Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" класс транспортных средств это группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров);
Характеристиками транспортного средства, влияющими на качество перевозок, является наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики (п. 28 ст. 3 указанного Федерального закона).
Как следует из свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ООО ПП "ЛОТиОС" (л.д. 63), карты маршрута (л.д.61-62) административный истец осуществляет регулярные перевозки по маршруту 55 "ОРМЗ-Центральный корпус" автобусами малого класса, 4 экологического класса с характеристиками транспортного средства: доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", наличие системы безналичной оплаты проезда.
Таким образом, требования п. 3.4.2 оспариваемого Положения будут распространяться на административного истца лишь при условии, что им будет осуществляться замена транспортного средства осуществляющего регулярные перевозки на транспортное средство иного класса (особо малый класс, средний класс, большой класс, особо большой класс), либо на транспортное средство иного экологического класса. И только в том случае, если год выпуска транспортного средства будет после 01 июля 2016 года, то соответственно, оно должно иметь оборудование, обеспечивающее инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении. При замене транспортного средства осуществляющего регулярные перевозки на транспортное средство такого же класса и экологического класса, даже при условии, что год его выпуска транспортного средства после 01 июля 2019 года переоформление карты маршрута не требуется, соответственно, положения п. 3.4.2 оспариваемого Положения на административного истца не распространяются.
Ошибочным является и довод административного истца и в той части, что поскольку право на оказание услуг по перевозке пассажиров по маршруту регулярных перевозок у него возникло на основании договоров, заключенных по итогам открытого конкурса, объявленного департаментом в 2013 году, а ранее конкурсной документацией не предусматривалось требование к транспортным средствам в части их оборудования для перевозки инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), то соответственно, указанное требование, в силу положений ст. 422 ГК РФ не может распространяться на административного истца, а может распространяться лишь на отношения, связанные с перевозкой пассажиров на основании свидетельств и карт маршрута, выданных по результатам открытых конкурсов, проведенных после принятия Положения (то есть после 16.10.2019 года).
Так, требование о создании для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), начиная с 01 июля 2016 года условий для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении установлено положениями ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и в силу прямого указания данный закон распространяется не только на органы государственной власти и муниципальные органы, но и на организации, независимо от их формы собственности, т.е. и на административного истца.
При этом, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не регулирует условия и порядок перевозки инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) автомобильным транспортом, в связи с чем, условия договора, заключенного ООО ПП "ЛОТиОС" по итогам открытого конкурса в 2013 года, правового значения для разрешения заявленного административным истцом требования не имеют.
Не принимает суд по внимание и доводы административного истца, в той части, что пункт 3.3.6 оспариваемого постановления содержит коррупциогенный фактор поскольку не позволяет однозначно установить какое количество транспортных средств должно не соответствовать установленным Положением требованиям, чтобы в рассмотрении документов было отказано.
Так, согласно п. 3.3.1 оспариваемого Положения основаниями для выдачи свидетельства и карт соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса являются обстоятельства, установленные частью 3 статьи 19, частью 4.1 статьи 38 Федерального закона N 220-ФЗ, а также:
отказ перевозчика от осуществления регулярных перевозок с возвратом выданных ему свидетельств и карт маршрута в нарушение требования, предусмотренного частью 3 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ;
отказ участника открытого конкурса от права на получение хотя бы одного из свидетельств или неподтверждение им наличия транспортных средств, предусмотренных его заявкой, в случае, если указанные обстоятельства наступили в период действия свидетельства, выданного без проведения открытого конкурса;
признание открытого конкурса несостоявшимся в связи с отказом в допуске к участию в открытом конкурсе всем перевозчикам или отсутствием заявок на участие в открытом конкурсе по конкретному лоту либо конкурсу в целом, если указанное обстоятельство наступило в период действия свидетельства, выданного без проведения открытого конкурса.
В день наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.3.1 Положения, от имени департамента муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Центр управления городским автоэлектротранспортом" (далее - МКУ "ЦУГАЭТ") размещает на официальном сайте информацию о прекращении регулярных перевозок по маршруту и начале приема заявлений от перевозчиков о намерении осуществления регулярных перевозок по маршруту по форме согласно приложению 1 к Положению (далее - заявление). В информации указывается время начала приема заявлений, сведения о маршруте, включенные в Реестр: регистрационный и порядковый номера маршрута, наименование маршрута, наименование промежуточных остановочных пунктов по маршруту, протяженность маршрута, вид регулярных перевозок, вид и классы транспортных средств, необходимых для осуществления перевозок, их максимальное количество, срок осуществления регулярных перевозок (п. 3.3.2 Положения).
Согласно п. 3.3.6 основанием для отказа в рассмотрении документов: ... предоставление перевозчиком транспортных средств с датой выпуска после 01.07.2016, не обеспечивающих инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом в городском сообщении в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и (или) задействованных в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам и (или) межмуниципальным маршрутам, схема движения которых проходит по территории города Новосибирска.
Учитывая, что в силу требований п. 3.3.2 Положения одним из условий с учетом которого, лицо может претендовать на получение свидетельства и карт маршрутов без проведения конкурса является наличие у него необходимого максимального количества транспортных средств указанных в информации, размещаемой МКУ "ЦУГАЭТ", то соответственно, при условии, что указанное лицо не обеспечивает необходимое максимальное количество транспортных средств, в том числе и в связи с тем, что хотя бы одно из них, не отвечает требованиям, установленным ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то соответственно, данное обстоятельство является основанием для отказа в рассмотрении документов. Таким образом, каких-либо неясностей и возможностей для неоднозначного толкования положения п. 3.3.6 оспариваемого Положения не содержат.
Кроме того, административным истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие, что оспариваемый нормативный правой акт каким-либо образом нарушает его права.
Поскольку судом в ходе рассмотрения дела не установлено того обстоятельства, что постановление мэрии г. Новосибирска от 16 октября 2019 года N 3811 не соответствует какому-либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО ПП "ЛОТиОС" о признании недействующими абзаца 2 пункта 3.4.2, абзаца 2 пункта 3.3.6 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и границах города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска города Новосибирска от 16 октября 2019 года N оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятии судом решения в окончательной форме.
Судья |
Е.А. Певина |
Решение изготовлено судом в окончательной форме 27 мая 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 мая 2020 г. N 2а-1483/2020 (извлечение)
Текст решения опубликован не был