Имеет ли право налоговый орган проводить камеральную проверку по истечении трехмесячного срока со дня представления декларации?
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговые органы должны осуществлять камеральные проверки налоговых деклараций организаций в течение трех месяцев со дня представления налоговых деклараций.
Однако согласно п. 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 (далее - Обзор), проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу второму ст. 88 НК РФ камеральная проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с п. 9 Обзора при применении данной нормы НК РФ следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
При этом в Обзоре отмечено, что в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время для анализа исчисления сроков исковой давности по обращению в суд налогового органа для взыскания налога и пеней, начисленных по результатам налоговой проверки (в том числе и по результатам камеральной проверки, проведенной за пределами трехмесячного срока со дня представления налоговой декларации), ВАС РФ указал в Обзоре, то поскольку ст. 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, то такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки и, следовательно, требование об уплате налога и пеней по смыслу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Исходя из этого шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд о взыскании начисленных налогов и пеней, являющийся с точки зрения ВАС РФ пресекательным, надлежит исчислять начиная со дня истечения срока, определенного в требовании для добровольной уплаты налога и пеней, которое надлежит выставлять в пределах десятидневного срока после окончания трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, из содержания п. 9 Обзора следует, что, если налоговый орган вынесет решение по результатам камеральной проверки по истечении девяти месяцев и десяти дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, он не успеет подать исковое заявление в срок, определенный п. 3 ст. 48 НК РФ на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, образовавшейся в связи с принятием данного решения.
Что же касается взыскания штрафных санкций, которые могут быть наложены налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, то в соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обращаться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
При этом согласно п. 9 Обзора, поскольку ст. 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, то такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в пределах трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, срок для обращения налогового органа в суд о взыскании штрафных санкций по результатам камеральной проверки истечет еще раньше, чем срок, установленный для обращения налогового органа в суд о взыскании налога и пени, поскольку он не может быть увеличен на десять дней, которые даются ст. 70 НК РФ на выставление налогоплательщику требования об уплате налога и пеней, начисленных в решении о проведении налоговой проверки.
Следовательно, проведение камеральной налоговой проверки и вынесение по ней решения делаются бессмысленными после пропуска срока обращения в арбитражный суд о взыскании сумм, доначисленных по результатам данной камеральной проверки.
М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 сентября 2004 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентября 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1