Нашей организацией были представлены разногласия по акту выездной налоговой проверки, после чего налоговой инспекцией сразу же было принято решение по акту выездной проверки. Однако заключение аудиторской фирмы, в котором предлагалось представить дополнительно другие возражения по акту, было получено нами после принятия решения налоговой инспекции по акту выездной проверки. Можем ли мы просить налоговую инспекцию внести изменения в ранее принятое решение?
НК РФ не предусмотрена процедура изменения уже принятого решения по результатам налоговой проверки тем же самым налоговым органом, которым это решение было вынесено. Однако вышеуказанное решение может быть обжаловано в порядке, определенном главой 19 НК РФ. Одним из последствий рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом может стать согласно подпункту 4 п. 2 ст. 140 НК РФ изменение ранее принятого решения.
В НК РФ не ограничено количество разногласий или возражений, которые могут быть переданы в налоговый орган, проводивший проверку, по результатам ознакомления налогоплательщика с актом выездной налоговой проверки.
Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, только по истечении срока, указанного в п. 5 настоящей статьи Кодекса.
Таким образом, если налоговый орган принял решение с нарушением двухнедельного срока, установленного НК РФ для представления возражений налогоплательщиком, то он тем самым нарушил права налогоплательщика на представление дополнительных возражений. Это обстоятельство само по себе является основанием для обжалования вынесенного решения. Если же решение было вынесено налоговым органом по истечении двухнедельного срока, установленного для представления возражений налогоплательщиком, то процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика была им соблюдена.
В этом случае налогоплательщик с учетом аргументов, изложенных в заключении аудиторской службы, может обжаловать вышеуказанное решение по существу в вышестоящий налоговый орган или же в арбитражный суд.
М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 сентября 2004 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентября 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1