Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств согласно
Таможенному кодексу Российской Федерации
Правовая процедура зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пеней, а также иных денежных средств регламентируется главой 33 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (далее - ТК РФ-2004), вступившего в силу с 1 января 2004 года.
До вступления в действие ТК РФ-2004 возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов осуществлялся в соответствии с главой 12 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). При возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов применялся также Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, утвержденный ГТК России 25.08.1995 года*(1) (далее - Порядок), в части, не противоречащей ст. 78 и 79 НК РФ. Введением в действие нового ТК РФ-2004 отменено действие соответствующих "таможенных оговорок", распространявших действие НК РФ на таможенные правоотношения.
В ст. 355 ТК РФ-2004 впервые в таможенном и налоговом законодательстве содержится определение понятия "излишне уплаченная (или излишне взысканная) сумма таможенных пошлин, налогов", под которым подразумевается фактически уплаченная сумма таможенных платежей, которая превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с действующим законодательством.
Примечательно, что еще до вступления в силу норм НК РФ, регулирующих процедуру возврата денежных средств из бюджета, аналогичные вопросы становились предметом рассмотрения в судебных инстанциях. Следует учитывать, что частью 3 ст. 125 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1 (далее - ТК РФ-1993) ГТК России было предоставлено право определять порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. ГТК России, определив в изданном им Порядке не только порядок возврата, но и случаи, при которых возврат может быть произведен, вышел за пределы прав, предоставленных ему ст. 125 ТК РФ-1993, и ограничил ее действие. При подобном толковании суммы таможенных платежей, излишне уплаченные в результате неправильного определения кода товара согласно ТН ВЭД России, должны были быть возвращены таможенным органом на основании ст. 125 ТК РФ-1993. Суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, в том числе его издание с превышением полномочий, при принятии судебного акта руководствовались ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (АПК РФ).
В отличие от правил, установленных ст. 78 и 79 НК РФ, по-разному регулирующих порядок возврата и зачета излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, в ст. 355 ТК РФ-2004 установлен единый порядок как для излишне уплаченных, так и для излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Излишне уплаченные или взысканные суммы таможенных платежей могут быть:
1) зачтены в счет предстоящих платежей плательщика;
2) направлены на погашение задолженности по таможенным платежам;
3) возвращены плательщику.
Пунктом 2 ст. 355 ТК РФ-2004 определено, что возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляется по заявлению плательщика, поданному не позднее трех лет со дня уплаты или взыскания этих платежей.
Однако читателям журнала следует учитывать, что подобное заявление не будет рассмотрено без предъявления всех необходимых документов. Данное положение закона разъясняется в п. 16.12 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных письмом ГТК России от 27.11.2003 N 647-р (далее - Методические указания от 27.11.2003), согласно которому решение о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов может быть принято при представлении в обязательном порядке следующих документов:
- письменного заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (налогов) за подписями руководителя организации и главного бухгалтера (бухгалтера), заверенными мастичной печатью организации, с указанием причины излишней уплаты или взыскания таможенных платежей, их суммы, а также реквизитов счетов, на которые необходимо осуществить возврат;
- документов, на основании которых исчислялись и (или) взимались таможенные платежи;
- платежных документов, подтверждающих уплату причитающихся сумм таможенных платежей;
- иных документов, представляемых плательщиком таможенных платежей для подтверждения обоснованности возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (налогов).
Указание в перечне на иные документы, предполагает как право плательщика таможенных платежей предоставить, так и право таможенных органов запросить в том числе другие документы для подтверждения обоснованности возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (налогов). При отсутствии в заявлении вышеуказанных сведений и непредставлении документов заявление подлежит возврату плательщику таможенных платежей без рассмотрения. Возврат заявления производится не позднее пяти дней со дня поступления заявления в таможенный орган. В случае возврата заявления без рассмотрения плательщику таможенных платежей предоставлено право повторного обращения с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (налогов).
В целях реализации ст. 63 и 355 ТК РФ-2004 приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 утверждена форма заявления о возврате (зачете) денежных средств (приложение 2 к приказу) и перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей (приложение 1). Согласно п. 3 ст. 63 ТК РФ-2004 этот приказ вступает в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования ("Российская газета" от 29.06.2004, N 136), то есть вступает в действие с 27 сентября 2004 года.
В отличие от Методических указаний от 27.11.2003, определявших перечень необходимых документов для решения о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (таможенных платежей), вышеуказанный приказ устанавливает перечень документов по возврату (зачету) таможенных платежей, авансовых платежей и иных денежных средств (то есть в том числе в случаях, установленных пунктом 1 ст. 356 ТК РФ-2004).
Приложение 1 к вышеуказанному приказу устанавливает следующий перечень документов:
- платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей, или документы, на основании которых исчислялись и (или) взимались таможенные платежи;
- документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, или документы, подтверждающие наличие случаев, установленных пунктом 1 ст. 356 ТК РФ-2004 (не предоставляются при возврате авансовых платежей);
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, если оно не было представлено ранее при таможенном оформлении (представляются юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей);
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении (представляются юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей);
- документы, удостоверяющие личность физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении;
- заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств.
Данный перечень также является открытым - в нем содержится указание на иные документы, которые могут быть представлены лицом, внесшим авансовые платежи, или плательщиком таможенных пошлин, налогов для подтверждения обоснованности возврата.
В ст. 355 ТК РФ-2004 указано, что заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей подается в таможенный орган, на счет которого поступили денежные средства и который принимает решение о возврате; вместе с тем ничего не говорится о таможенном органе, который должен или может произвести такой возврат либо зачет.
Сохранен месячный срок, в течение которого таможенный орган, обнаруживший излишние уплату или взыскание сумм таможенных платежей, обязан сообщить плательщику об обнаружении данного факта. Установлен общий месячный срок для выполнения всех процедур, связанных с возвратом. В течение одного месяца со дня подачи заявления и предоставления всех необходимых документов таможенный орган:
- рассматривает заявление;
- принимает решение о возврате;
- возвращает излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных платежей.
Таможенные органы направляют в ГТК России реестр платежных документов на перечисление денежных средств со счета, открытого в ОПЕРУ-1 при Банке России, в котором, помимо получателя, вида платежа, номера счета получателя, наименования таможенного органа, осуществляющего возврат, указывается также перечень документов, являющихся основанием для возврата таможенных платежей. Следовательно, возврат излишне уплаченных таможенных платежей должен осуществляться со счета, открытого Главным управлением федерального казначейства Минфина России.
Таким образом, фактический перевод денежных средств на расчетный счет налогоплательщика производится органами федерального казначейства Минфина России. Гипотетически не исключены ситуации, при которых нарушение срока возврата таможенных платежей будет следствием несвоевременного перечисления сумм органами федерального казначейства.
Согласно п. 4 ст. 355 ТК РФ-2004 при нарушении таможенным органом срока рассмотрения заявления о возврате на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Банка России в валюту Российской Федерации на день, когда произошла их излишняя уплата или излишнее взыскание.
Вместе с тем согласно письму ГТК России от 24.12.2003 N 01-06/50129 "О возврате и взыскании таможенных платежей" таможенные органы не производят с 1 января 2004 года фактическую выплату процентов, предусмотренных п. 4 ст. 355 ТК РФ, до определения механизма их возврата. При этом сделана ссылка на то обстоятельство, что ТК РФ не определен источник возмещения процентов.
В отсутствие установленного механизма возврата вышеуказанных процентов, по нашему мнению, выплата процентов в рассматриваемом случае будет производиться только по решениям судебных органов.
Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляется:
- на счет, указанный в заявлении плательщика;
- в российской валюте независимо от того, в какой валюте осуществлялся платеж.
Пересчет иностранной валюты в российскую осуществляется по курсу Банка России на день, когда произошли излишняя уплата или излишнее взыскание сумм таможенных платежей.
Возврату подлежат суммы пеней и процентов, уплаченных или взысканных с возвращаемых сумм (п. 7 ст. 355 ТК РФ).
Проценты на возвращаемые суммы не начисляются, и эти суммы не индексируются.
Возврат производится без начисления процентов на суммы излишне взысканных платежей, начисляемых на них со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В отличие от положений НК РФ начисление процентов при возврате как излишне уплаченных, так и излишне взысканных таможенных платежей производится в соответствии со ст. 355 ТК РФ-2004 только в случае, если таможенным органом не соблюден месячный срок, отведенный для возврата.
Возврат платежей может быть заменен зачетом в счет уплаты иных таможенных платежей, пеней, процентов и штрафов. Эти средства могут быть направлены на погашение имеющейся задолженности по уплате таможенных платежей в размере такой задолженности.
Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей не производится:
- если имеется задолженность.
В случае наличия задолженности таможенный орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в погашение данной задолженности и в течение трех дней проинформировать плательщика о произведенном зачете. Отказ в возврате излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в силу вышеуказанной причины фактически влечет обязанность таможенного органа провести самостоятельно зачет этих сумм в счет недоимки по таможенным платежам или задолженности по пеням или штрафам. Подобное толкование нормы п. 10 ст. 355 ТК РФ-2004 исключает начисление пени на сумму недоимки при обнаружении переплаты;
- если сумма, подлежащая возврату, менее 150 руб. (кроме случаев возврата платежей физическим лицам);
- если заявитель пропустил срок обращения в таможенный орган. Этот срок является пресекательным.
ТК РФ-2004 дополнительно установлен перечень случаев, когда возврат таможенных платежей осуществляется в течение одного года (ст. 356 ТК РФ-2004).
Так, возврат таможенных пошлин, налогов производится в случае:
1) если представленная таможенному органу таможенная декларация считается неподанной в соответствии с ТК РФ;
2) если отозвана таможенная декларация;
3) если предоставлены тарифные льготы в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;
4) если восстановлен режим наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
5) если ТК РФ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;
6) изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 212 ТК РФ*(2);
7) если законодательством Российской Федерации установлены меры по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин.
Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. В этих случаях подлежат возврату только непосредственно суммы таможенных платежей. Пени и проценты не возвращаются.
В ст. 357 ТК РФ-2004 установлен порядок возврата денежного залога, то есть сумм, находящихся на хранении в таможенном органе и обеспечивающих выполнение определенных обязательств.
Срок возврата денежного залога также установлен в три года с момента исполнения обязательства, которое им обеспечивалось. Данный срок также является пресекательным, и за его пределами суммы залога не возвращаются и поступают в доход федерального бюджета.
В отличие от ст. 355 ТК РФ-2004, не определяющей конкретный таможенный орган, производящий возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, ст. 357 настоящего Кодекса определена альтернатива: либо это таможенный орган, на счет или в кассу которого уплачивался залог, либо это таможенный орган, в котором были фактически исполнены обязательства, обеспечиваемые данным залогом.
По общему правилу, установленному п. 3 ст. 357 ТК РФ-2004, залог возвращается в валюте платежа. По желанию плательщика, залог может быть возвращен в российской валюте с применением курса Банка России на день возврата суммы залога.
Действующий порядок работы с суммами, обеспечивающими выполнение обязательств лиц перед таможенными органами, не предусматривает возможность возврата этих сумм наличными денежными средствами*(3). В то же время формулировка п. 4 ст. 357 ТК РФ-2004 позволяет сделать вывод о том, что фактически общим правилом является возврат денежного залога тем способом, которым он и был внесен или уплачен: через кассу - наличными или через счет - безналичными денежными средствами.
При наличии задолженности суммы залога могут быть направлены таможенным органом на ее погашение с соблюдением процедур, определенных ст. 353 ТК РФ-2004.
Так же как и возвращаемые суммы излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, суммы возвращаемого денежного залога не индексируются и проценты с них не выплачиваются.
ТК РФ-2004 не регламентирует ситуацию с возвратом сумм таможенных пошлин и налогов, не поступивших в бюджет. В то же время согласно п. 16.5 Методических указаний от 27.11.2003 при безналичной форме уплаты возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов может быть осуществлен только в случае фактического поступления таможенных платежей на счет таможенного органа.
Данное положение корреспондирует с мнением ряда специалистов о возможности осуществления возврата сумм налога из бюджета по факту их поступления в бюджет, а не с момента исполнения налоговой обязанности. Так, НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос о необходимости фактического поступления денежных средств в бюджет как условия производства возврата. В то же время разрешать данный вопрос, безусловно, необходимо с учетом положений бюджетного законодательства. Возврат из бюджета сумм, которые туда не поступили, нарушает принцип общего финансового равновесия в стране. Таким образом, несмотря на исполненную обязанность по уплате таможенных платежей и возникновение права на возврат сумм, излишне уплаченных, это право реализуется только с поступлением данных сумм в бюджет. Представляется, что сумму, не поступившую в бюджет, следует признавать убытком и взыскивать с соответствующего субъекта (кредитного учреждения) в гражданско-правовом порядке.
При возврате таможенных платежей большое значение имеет определение надлежащего субъекта, обладающего правом на возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. Это связано с тем, что таможенные платежи может уплатить любое заинтересованное лицо. В то же время если лицо, уплатившее таможенные платежи, не является лицом, обязанным их уплачивать, то, соответственно, оно не обладает правом требовать возврата уплаченных сумм. Данное мнение основано на неотъемлемости соответствующих прав и обязанностей, то есть только лицо, несущее обязанность по уплате, имеет право на возврат. Наличие же права на уплату за обязанное лицо не порождает права на возврат данных сумм в порядке, определенном налоговым законодательством. Представляется, что в подобных ситуациях заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей подается плательщиком, на которого возложена обязанность уплаты таможенных платежей (в том числе в форме переложения налогового бремени).
В случае отказа таможенного органа плательщик имеет право обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм в суд. В то же время читателям журнала следует учитывать, что АПК РФ не содержит такого основания для обращения в арбитражный суд. По установленной процедуре плательщик обязан подать в таможенный орган заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. В отсутствие в определенный срок информации таможенного органа о зачете или возврате либо по получении отказа у плательщика появляется право на обращение в суд. Ни одним из пунктов ст. 355 ТК РФ-2004 не предусмотрена возможность возврата излишне уплаченных таможенных платежей по решению суда. Следовательно, обращение плательщика в суд возможно только в случае отказа таможенного органа в удовлетворении вышеупомянутого заявления либо неполучения ответа в установленный законом срок. Фактически, поскольку плательщик считает нарушенными свои права по поданному им заявлению, он вправе оспорить такое решение в суде посредством предъявления иска о признании недействительным решения государственного органа в порядке ст. 198 АПК РФ.
В.П. Шавшина,
руководитель Адвокатского таможенного агентства
Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака,
преподаватель СПбГУ, к.ю.н
"Налоговый вестник", N 9, сентября 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласован Минфином России 28.07.1995 - письмо ГТК России от 25.08.1995 N 01-20/12098. Применяется в части, не противоречащей ТК РФ-2004.
*(2) Пунктом 6 ст. 212 ТК РФ установлено, что при реэкспорте временно ввезенных товаров либо их помещении под иные таможенные режимы суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты таможенных платежей, возврату не подлежат.
*(3) См. Порядок внесения на депозит причитающихся сумм для обеспечения уплаты таможенных платежей и их возврата, утвержденный приказом ГТК России от 10.05.2001 N 427.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1