Новой службе - новые порядки
Похоже, притеснений бухгалтеров со стороны инспекций станет меньше. По крайней мере, это следует из недавно появившегося приказа МНС
Какой бухгалтер не желает, чтобы общение с инспектором не доставляло особых хлопот. Возможно, это станет реальностью, если все сотрудники инспекций будут исполнять новоиспеченный регламент организации работы с фирмами (утвержден приказом МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@). Этот документ затронул несколько важных вопросов.
Главная новость
Наконец-то сроки проведения сверки расчетов с бюджетом ограничили. Теперь, если в данных налоговой и фирмы расхождений нет, сверка не может превышать 10 рабочих дней. Если же разногласия есть, на всю процедуру отводится максимум 15 рабочих дней.
Сейчас же, вы наверняка с этим сталкивались, на сверку нередко уходит больше месяца. Как правило, акт сверки оформляют, чтобы получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом. Без такой справки не обойтись любой фирме, которая планирует получить кредит, участвовать в государственном тендере или целевой программе и т.д.
Нам остается только надеяться, что вышеуказанные сроки будут соблюдаться. В любом случае теперь есть на что сослаться, если инспекторы будут тянуть время.
Что еще хорошего
Регламент также обязывает инспекторов принимать представителей фирм в течение всего рабочего дня. А не в строго определенные часы. "Произвол" в виде прикрепления налогоплательщиков к инспектору по первым буквам фамилий, названий организаций или по улицам теперь строго запрещен. Любопытно, приживется ли этот запрет на практике...
Кроме того, МНС предписывало налоговикам проводить бесплатные консультации по действующим налогам, порядку их уплаты, а также разъяснять, как следует заполнять формы налоговой отчетности. Причем с устным вопросом можно будет обратиться к любому инспектору.
А вот давать ответы на письменные вопросы инспекторы будут в течение 30 календарных дней после их получения. Для тех же, кто сдает отчетность через интернет, предоставлена "льгота". Их вопросы должны рассматриваться в первую очередь. И ответ будет дан в течение 15 календарных дней.
Помечтаем
Стоит отметить, регламент содержит несколько предложений из "области фантастики". Так, в зале работы с посетителями в инспекциях рекомендовано установить компьютеры с правовыми базами "Гарант", "КонсультантПлюс" и программными продуктами, разработанными налоговой. И если вдруг посетитель захочет посмотреть ответ на интересующий его вопрос или же записать программу, он сможет это сделать самостоятельно. Также рекомендовано оснастить инспекции системой звукового информирования, световым табло и электронной системой управления очередью.
Не может не вызвать улыбку и то, что новый документ призывает инспекторов работать с представителями фирм "внимательно и корректно", "не унижая их чести и достоинства", "формируя позитивное отношение к налоговым органам".
Само собой, многие бухгалтеры отнесутся к регламенту скептически: он мало что изменит в их жизни. Насколько они правы, станет ясно уже скоро. Новый документ начнет действовать с 1 октября этого года.
М. Курская,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.