Множество денег. Хороших и разных
Всемирная паутина опутывает все сферы деятельности. Поэтому неудивительно, что Интернет пробрался в бизнес и торговлю. Теперь можно легко заказать любой товар или услугу, не выходя из офиса. Но какие документы нужно оформить, чтобы правильно оприходовать покупку? Как отразить в учете оплату товара через Интернет? Вот об этом и пойдет речь в статье.
С помощью Интернета можно расплатиться несколькими способами. Самый простой - через курьера. Ему передают деньги в обмен на товар. Способ посложнее - через пластиковую карту. И, наконец, самый мудреный - оплата покупки с помощью электронных платежных систем. Расскажем о каждом из них.
Деньги бумажные
Тут все просто. Чтобы купить товар, зайдите на сайт интернет-магазина. На нем вы узнаете, как оформить заказ. После того как вы пройдете эту нехитрую процедуру, вам позвонит менеджер. Ему нужно убедиться в вашем желании что-либо купить. С ним вы и договоритесь о сроках доставки товара. В удобное вам время его привезет курьер.
Кроме товара вам нужно получить у него пакет следующих документов: чек ККТ, накладную и счет-фактуру. Заранее договоритесь с менеджером о том, чтобы бухгалтер магазина эти документы оформил. Только на их основании вы сможете оприходовать покупку. Если какого-либо из этих документов не будет, откажитесь от покупки. Это проще, нежели впоследствии спорить с налоговиками. Вы передаете курьеру наличные, он вам - товар и документы.
Отразить в учете эту операцию несложно. Деньги выдайте из кассы подотчетнику (например, самому себе). Оформите авансовый отчет. К нему приложите "первичку".
Деньги пластмассовые
Вы можете расплатиться за товар корпоративной банковской картой (например, VISA или MasterCard). Для этого нужно зайти на страницу интернет-магазина и сформировать заказ. После этого магазин переадресует вас на сервер электронной системы платежей. Этот сервер установит с вашим компьютером связь, и вам останется лишь ввести параметры кредитной карты.
Все данные, полученные по конкретному заказу, передают в расчетный банк. Банк проверяет полученную информацию, дает разрешение на списание денег и пересылает запрос на проведение операции в тот банк, где у вас открыта карта. Деньги списываются с карточки и перечисляются на счет интернет-магазина. Об этом вы получите уведомление от банка через сервер системы электронных платежей.
После того как деньги зачислят на счет магазина, к вам приедет курьер и привезет заказанный товар. Как и в первом случае, курьер должен привести счет-фактуру и накладную. Документы, подтверждающие оплату товара (то есть факт списания денег с карты), вы получите в банке.
Есть одна особенность отражения этой операции в учете. Если деньги списаны с карты, но на счет магазина не зачислены, они должны отражаться на счете 57 "Переводы в пути". И "висеть" они там будут до тех пор, пока магазин их не получит.
Пример 1
15 августа ООО "Витязь" перечислило 25 000 руб. на корпоративную банковскую карточку VISA. 21 августа фирма заказала по Интернету монитор стоимостью 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.) и расплатилась посредством карточки. Деньги были зачислены на счет интернет-магазина 24 августа. В этот же день курьер привез купленный товар с товарной накладной и счетом-фактурой.
Бухгалтер "Витязя" сделал проводки:
15 августа
- 25 000 руб. - зачислены деньги на карточный счет;
21 августа
- 23 600 руб. - списаны деньги с карточки;
24 августа
- 20 000 руб. (23 600 - 3600) - оприходован монитор;
- 3600 руб. - учтен НДС по монитору;
-23 600 руб. - деньги зачислены на счет интернет-магазина;
- 20 000 руб. - монитор учтен в составе основных средств.
Деньги электронные
В заключение расскажем о последнем способе оплаты товаров, который становится все более популярным. Это электронные платежные системы. Самыми распространенными являются Webmoney, РауСash, CyberPlat, Е-gold, Е-port.
Средством расчетов в данном случае служат электронные деньги. И они находятся в так называемом электронном кошельке. В большинстве платежных систем за этот "кошелек" платить не надо. Необходимо лишь заключить договор с представителем платежной системы. Сделать это несложно. Достаточно на сайте представителя заполнить специальную заявку и отправить ее через Интернет. Как только администратор системы ее получит, договор считается заключенным.
Оплата товаров происходит так. После регистрации в системе нужно пойти в банк и внести деньги на счет "гарантийного агентства системы электронных платежей". Деньги можно внести как наличные, так и безналичные. Реквизиты агентства вы можете узнать на сайте. Агентство и формирует электронный кошелек покупателя.
Если вы купили тот или иной товар, деньги из вашего "кошелька" зачисляются в "кошелек" магазина, который отпускает вам товар (либо вам его привозит курьер, либо вы забираете его лично). Магазин и выписывает всю необходимую "первичку". Переводятся деньги через Интернет с помощью специальной программы. Ее вы можете скачать на официальном сайте той или иной системы.
Сразу скажем, что услуги электронных платежных систем платные. Вкратце о тарифах (на примере самой распространенной системы - WebMoney Transfer). Если вы рассчитываетесь в рублях, то вам придется заплатить
0,8 процента от суммы денег, переведенных из "кошелька" в "кошелек". Причем максимальная плата за эту услугу составляет 1500 рублей.
Также придется заплатить, если вы перечисляете деньги с расчетного счета в "кошелек" и наоборот. Тарифы на эту услугу устанавливает каждое гарантийное агентство системы электронных платежей самостоятельно. В налоговом и бухгалтерском учете такие затраты включают в состав внереализационных расходов фирмы.
Несколько слов о бухучете денег в "кошельке". Единого подхода к этому вопросу нет. Обычно предлагаются два варианта их учета. Первый - как ценных бумаг (то есть на счете 58). Подробнее о нем вы можете узнать на официальном сайте WebMoney Transfer. Второй - на счетах по учету расчетов (то есть на счете 76). На наш взгляд, оптимальный способ - второй. Дело в том, что деньги в электронном кошельке никак не "вписываются" в понятие ценных бумаг.
Пример 2
ООО "Пионер" приобрело картриджи для принтера. Их стоимость составила 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Расчеты проводятся через "кошелек" webmoney. Для этого на него было переведено 1200 руб.
За зачисление денег на "кошелек" фирма заплатила 11,8 руб. (в том числе НДС - 1,8 руб.), а за их перевод - 9,44 руб. (в том числе НДС - 1,44 руб.).
Бухгалтер "Пионера" сделал записи:
- 1200 руб. - переведены деньги в виртуальный кошелек;
- 10 руб. (11,8 - 1,8) - удержана плата за перевод денег на "кошелек";
- 1,8 руб. - учтен НДС;
- 1180 руб. - переведены деньги в электронный кошелек продавца;
- 8 руб. (9,44 - 1,44) - удержана плата за перевод денег продавцу;
- 1,44 руб. - учтен НДС;
- 1000 руб. (1180 - 180) - оприходован картридж;
- 180 руб. - учтен НДС по картриджу.
А. Швалев,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.