Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 декабря 2020 г. N 3а-674/2020
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никишина Юрия Александровича, действующего от имени и в интересах несовершеннолетнего сына Никишина Александра Юрьевича, к Кабинету Министров Республики Татарстан, Песошину Алексею Валерьевичу о признании недействующим подпункта "б" пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года N 272,
установил:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19 марта 2020 года принято постановление N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 марта 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 марта 2020 года, N 24, ст. 0673.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года N 272 оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 10 апреля 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 14 апреля 2020 года, N 28, ст. 0801.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, осуществлять реализацию которого предписано на всей территории Республики Татарстан.
Подпунктом "б" пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года N 272 на граждан (за исключением граждан в возрасте старше 65 лет, а также лиц, имеющих заболевания, указанные в приложении N 1 к данному постановлению) возложена обязанность с 30 марта 2020 года до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов. При этом разрешено передвижение по территории Республики Татарстан, если это связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с законодательством, при наличии документа (справки) работодателя по форме, установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан.
10 мая 2020 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 374, в соответствии с пунктом 1 которого постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" изложено в новой редакции.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 года N 374 опубликовано на официальном портале правой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, 10 мая 2020 года, "Собрание законодательства Республики Татарстан", 12 мая 2020 года N 35, ст. 0951, вступило в силу с 12 мая 2020 года (пункт 2). С указанного времени оспариваемые положения нормативного правового акта - подпункт "б" пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208, - утратили силу.
Никишин Ю.А., действуя от имени и в интересах несовершеннолетнего сына Никишина А.Ю., 30 июня 2006 года рождения, обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "б" пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления от 10 апреля 2020 года N 272, ссылаясь на его принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных ему Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий, с нарушением норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
По мнению административного истца, оспариваемый им нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку устанавливает ограничения, которые носят явно неадекватный характер, не обусловлены предотвращением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), нарушают права и законные интересы несовершеннолетнего Никишина А.Ю.
В судебном заседании Никишин Ю.А. и его представитель Хамидуллин И.И. административный иск поддержали.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Песошина А.В. Слепнева Э.И. административный иск не признала.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые заявления не подлежат удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Специальным федеральным законом, содержащим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данным Федеральным законом устанавливаются полномочия органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, принимают нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 N 206, от 2 апреля 2020 года N 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить соответствующую территорию в границах субъекта Российской Федерации, на которую предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на этой территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (с учетом предусмотренных указами исключений); установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности, установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования. Кабинету Министров Республики Татарстан предписано обеспечить принятие мер по предотвращению завоза и распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных данному органу государственной власти вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца об установлении в подпункте "б" пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления от 10 апреля 2020 года N 272 ограничений, носящих явно неадекватный характер, не обусловленных предотвращением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), суд приходит к следующему.
Решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7, от 30 марта 2020 года N 9 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия; принять меры по введению режима повышенной готовности, введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции; обеспечить контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств и других мест с массовым пребыванием людей. На граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Главным санитарным врачом Республики Татарстан в зависимости от складывающейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации в адрес Премьер-министра Республики Татарстан Песошина А.В. направлялись предложения о введении ограничительных мероприятий на территории Республики Татарстан (от 18 марта 2020 года N 04/6809, от 27 марта 2020 года N 04/7957, от 30 марта 2020 года N 06/8112, от 20 апреля 2020 года N 04/4418).
Следовательно, вопреки доводам административных истцов предусмотренные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 ограничительные и иные мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности, предусмотренные в подпункте "б" пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления от 10 апреля 2020 года N 272 нельзя признать чрезмерными.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 N 374, от 17 мая 2020 года N 398 в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав несовершеннолетнего Никишина А.Ю.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Никишина Юрия Александровича, действующего от имени и в интересах несовершеннолетнего сына Никишина Александра Юрьевича, к Кабинету Министров Республики Татарстан, Песошину Алексею Валерьевичу о признании недействующим подпункта "б" пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года N 272 отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 декабря 2020 г. N 3а-674/2020
Текст решения опубликован не был