Должны ли учитываться для целей налогообложения прибыли бюджетные средства, получаемые предприятиями ЖКХ для покрытия убытков, образовавшихся в результате оказания услуг по отпуску населению электрической, тепловой энергии (мощности), природного газа по государственным регулируемым ценам (тарифам), а также на компенсацию недополученных тарифных платежей за оказанные услуги льготным категориям населения?
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, связанных с поставкой населению электрической и тепловой энергии, природного газа и т.д.
Источником компенсации льгот по оплате коммунальных услуг согласно Закону N 5-ФЗ и другим законодательным актам, в которых затронуты вопросы о льготах отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, являются средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с этим организациям, реализующим коммунальные услуги населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льготных тарифов по оплате коммунальных услуг, должна возмещаться из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти цены (тарифы) принимаются для целей налогообложения.
В соответствии с п. 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-э/8 (далее - Методические указания), население в целом без деления на льготные категории граждан отнесено к третьей группе потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности).
Согласно п. 17 Методических указаний население относится ко второй группе потребителей тепловой энергии (мощности).
Статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что по решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения). На основании подпункта "е" п. 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению. Пунктом 8 Основных положений установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Постановлением ФЭК России от 06.02.2002 N 8/9 утверждена Методика определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа. Согласно п. 2.2 вышеуказанной Методики размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа устанавливается в зависимости от объема поставки газа по группам его потребителей. Население в целом без выделения льготных категорий отнесено к четвертой группе.
Учитывая вышеизложенное, установление государственных регулируемых тарифов (цен) на отпуск электрической, тепловой энергии (мощности), а также природного газа населению производится региональными энергетическими комиссиями без выделения льготных категорий граждан в отдельную группу потребителей.
В связи с этим организации, реализующие населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации электрическую, тепловую энергию (мощность), а также природный газ по льготным тарифам, учитывают выручку за оказанные услуги по цене (тарифу), установленной региональными энергетическими комиссиями для населения в целом.
При этом следует иметь в виду, что главой 25 НК РФ не предусмотрено уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на суммы недопоступивших из бюджета средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов за оказанные услуги для отдельных категорий.
Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов согласно ст. 266 НК РФ.
Организации, реализующие коммунальные услуги населению по регулируемым ценам, учитывают средства, полученные из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами, в составе внереализационных доходов, в том числе и в случае, если сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
Учитывая вышеизложенное, порядок возмещения расходов по оказанию коммунальных услуг лицам, имеющим льготы, а также задержки бюджетного финансирования не могут влиять на исполнение установленной законодательством обязанности по уплате налогов.
О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 сентября 2004 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1