В соответствии со статьей 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях эффективного управления муниципальным долгом города Комсомольск-на-Амуре администрация города Комсомольска-на-Амуре постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2021 г.
3. Опубликовать постановление в газете "Дальневосточный Комсомольск" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя главы - руководителя Департамента экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Глава города |
А.В. Жорник |
Основные направления
долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов
(утв. постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 14 декабря 2020 г. N 2627-па)
1. Общие положения
Основные направления долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии с Постановление Правительства Хабаровского края от 16.12.2019 N 545-пр "Об утверждении порядков заключения соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Хабаровского края, и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края", распоряжением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 02.07.2019 N 1425-па "О составлении проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период" и определяют цели, задачи и основные мероприятия по управлению муниципальным долгом города Комсомольска-на-Амуре на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - муниципальный долг).
Реализация долговой политики городского округа города Комсомольска-на-Амуре на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика) будет осуществляться в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов и с учетом итогов исполнения бюджета города Комсомольска-на-Амуре (далее - местный бюджет) в предшествующие периоды.
2. Итоги реализации долговой политики
В 2020 году продолжена работа по реализации долговой политики города Комсомольска-на-Амуре в рамках эффективного управления муниципальным долгом с достижением показателей (индикаторов), предусмотренных муниципальной программой городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" "Управление муниципальными финансами", утвержденной постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 31 октября 2019 г. N 2425-па.
По состоянию на 01 января 2021 года ожидается, что в структуру муниципального долга города Комсомольска-на-Амуре будут входить долговые обязательства по бюджетным кредитам, полученным из краевого бюджета и задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями.
Прогнозируемый на конец 2020 года объем муниципального долга не превысит предельный объем муниципального долга, установленный Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы "О местном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 11.12.2019 N 139.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему расходов на обслуживание муниципального долга и к структуре муниципального долга города Комсомольска-на-Амуре по ожидаемым итогам исполнения местного бюджета за 2020 год будут соблюдены.
Досрочное погашение кредитов кредитных организаций, изменение сроков их привлечения, заключение дополнительных соглашений к действующим муниципальным контрактам о снижении процентных ставок по кредитам банков по состоянию на 01 ноября 2020 года позволят сократить годовые расходы по обслуживанию муниципального долга города Комсомольска-на-Амуре на 8,0 млн рублей.
В течение 2020 года расчеты по долговым обязательствам городского округа производятся своевременно и в полном объеме. Возникновения просроченных долговых обязательств городского округа не допущено.
Информация о величине и структуре долговых обязательств городского округа в 2020 году размещается на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
- сложившиеся показатели экономики города Комсомольска-на-Амуре в текущем периоде и прогноз перспективы ее развития в среднесрочной перспективе;
- изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации;
- динамика изменений ключевой ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации;
- рост расходных обязательств городского округа вследствие реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре;
- необходимость ежегодной индексации расходов бюджета городского округа на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
- потребность в привлечении рыночных заимствований как для перекредитования ранее полученных кредитных ресурсов, так и в целях обеспечения финансирования дефицита бюджета города Комсомольска-на-Амуре;
- потребность в привлечении заимствований из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- необходимость выполнения условий обязательств по привлечению в бюджет городского округа кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 18.08.2012 N 282-пр "О предоставлении (использовании, возврате) бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета".
При этом необходимо учитывать обязательства по поддержанию долговой устойчивости на уровне, соответствующем системе оценки, утвержденной ст. 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проводимая в последние годы долговая политика, способствовала сдерживанию объема муниципального долга и расходов на его обслуживание в безопасных пределах. Ожидается, что в предстоящем трехлетнем периоде (2021-2023 гг.) объем муниципального долга не превысит установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации предельного значения (п. 3 ст. 107 БК РФ).
Расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств являются приоритетными.
4. Инструменты долговой политики
В качестве основных инструментов долговой политики планируется использование кредитов кредитных организаций для погашения долговых обязательств и финансирования дефицита местного бюджета и бюджетных кредитов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1. Кредиты кредитных организаций.
Привлечение кредитов от кредитных организаций является наиболее гибким и мобильным способом, позволяющим использовать заемные средства только в периоды необходимости привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода времени и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства вследствие снижения начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов.
Расчет начальной максимальной цены контракта производится с учетом корректирующего коэффициента позволяющего снижать процент до уровня не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, что обеспечивает возможность исполнения принятых обязательств городским округом перед Министерством финансов Хабаровского края согласно кредитному договору.
Кроме того, осуществляется взаимодействие с коммерческими банками, предоставившими кредитные средства, по снижению процентной ставки в процессе пользования кредитными ресурсами
2.2. Бюджетные кредиты.
Предоставление бюджетных кредитов местному бюджету из федерального и краевого бюджетов планируется на пополнение остатков средств на счете местного бюджета и для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета, со сроком возврата в течение финансового года, а также для частичного покрытия дефицита местного бюджета со сроком пользования до трех лет.
Преимуществом бюджетного кредитования являются низкие процентные ставки, позволяющие снизить расходы местного бюджета на обслуживание муниципального долга и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на социально-значимые и первоочередные расходы.
Вместе с тем привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете местного бюджета и для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета, влечет принятие жестких условий по срокам их возврата в течение финансового года, что в свою очередь, приводит к необходимости ежедневного резервирования средств на счете местного бюджета, и как следствие, наличие остатков неиспользованных средств при их недостаточности на первоочередные расходы.
5. Цели и задачи долговой политики
Основные цели долговой политики - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении местного бюджета, поддержание муниципального долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств городского округа и сохранение финансовой устойчивости местного бюджета.
Управление муниципальным долгом в 2021 - 2023 годах должно быть сконцентрировано на решении следующих задач:
- проведение эффективной долговой политики;
- поддержание уровня долговой нагрузки на местный бюджет на экономически безопасном уровне с учетом соблюдения требований бюджетного законодательства и дополнительных ограничений, установленных условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Хабаровского края и Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю о предоставлении бюджетных кредитов из федерального и краевого бюджетов;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- обеспечение исполнения долговых обязательств городского округа в полном объеме и в установленные сроки с целью сохранения репутации добросовестного заемщика;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований;
- учет информации о муниципальном долге и формирование отчетности о муниципальных долговых обязательствах городского округа;
- повышение прозрачности политики управления муниципальным долгом, соблюдение стандартов раскрытия информации о муниципальном долге.
При реализации долговой политики города Комсомольска-на-Амуре в 2021 - 2023 годах необходимо обеспечить:
а) дефицит местного бюджета на уровне 10 процентов от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
б) долю общего объема долговых обязательств по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, на уровне не более 85 процентов от доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
в) ограничение расходов на обслуживание муниципального долга на уровне не более 8 процентов от общего объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, произведенных за счет субвенций из краевого бюджета;
г) ограничение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на долгосрочное погашение долговых обязательств со сроком погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на уровне не более 18 процентов на отчетную дату;
д) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам городского округа;
е) привлечение заемных средств в бюджет города от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
6. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом являются:
- недостаточное поступление доходов в местный бюджет на финансирование расходных обязательств;
- изменения федерального законодательства, приводящее к снижению доходов и (или) росту расходов местного бюджета, что повлечет за собой увеличению потребности в осуществлении муниципальных заимствований;
- риск роста банковской процентной ставки, связанный с увеличением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, следствием которого является вероятность неблагоприятного для городского округа изменения стоимости заимствований;
- риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств города Комсомольска-на-Амуре по приемлемым процентным ставкам.
7. Основные мероприятия долговой политики
В соответствии с целями и задачами управления муниципальным долгом предстоит реализация следующих мероприятий:
- поддержание величины муниципального долга и расходов на его обслуживание на экономически безопасном уровне;
- обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств городского округа в целях недопущения риска возникновения просроченных обязательств;
- направление налоговых и неналоговых доходов, поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, фактически полученных при исполнении местного бюджета сверх утвержденного решением о бюджете муниципального образования городского округа города Комсомольска-на-Амуре общего объема доходов, а также экономии расходов на обслуживание муниципального долга на замещение муниципальных заимствований и погашение муниципального долга;
- осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры муниципального долга с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных коммерческих кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
- принятие в установленном законодательством порядке необходимых мер в целях проведения реструктуризации и (или) списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из краевого бюджета;
- активное использование механизма привлечения в местный бюджет бюджетных кредитов из федерального и краевого бюджетов на пополнение остатков средств местного бюджета, покрытие кассового разрыва, возникающего в ходе исполнения местного бюджета, покрытие дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств;
- привлечение кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых;
- совершенствование практики проведения электронных аукционов на привлечение среднесрочных (от одного года до пяти лет) муниципальных заимствований со свободным графиком выборки, позволяющей привлекать заемные средства по мере возникновения потребности местного бюджета, и с возможностью досрочного погашения кредитов без взимания комиссии;
- работа с кредитными организациями по снижению цены муниципальных контрактов;
- осуществление привлечения новых заимствований с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание, фактической потребности местного бюджета и экономической возможности по мобилизации ресурсов;
- непредоставление муниципальных гарантий в целях минимизации бюджетных рисков;
- обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств городского округа;
- публичное раскрытие информации о величине и структуре муниципального долга путем размещения данной информации на Официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре и едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей долговой политикой позволит поддерживать величину муниципального долга городского округа на уровне, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, оптимизировать структуру и объем муниципального долга и сохранить финансовую устойчивость местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 декабря 2020 г. N 2627-па "Об основных направлениях долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Дальневосточный Комсомольск" от 25 декабря 2020 г. N 104