В целях определения процедуры формирования и обоснования технических требований к локомотивам, моторвагонному подвижному составу, пассажирским вагонам локомотивной тяги, грузовым вагонам, специальному железнодорожному подвижному составу и их составным частям:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и обоснования технических требований к железнодорожному подвижному составу и его составным частям.
2. Начальникам причастных департаментов и управлений, руководителям филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить ознакомление причастных работников с Порядком, утвержденным настоящим распоряжением, и его выполнение.
3. Начальнику департамента управления дочерними и зависимыми обществами Евсегнеевой В.А. направить настоящее распоряжение в АО "ВНИКТИ", АО "НИИАС" и АО "ВНИИЖТ" с целью разработки или актуализации ими внутренних документов в соответствии с Порядком.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника департамента технической политики Назарова О.Н.
Заместитель генерального директора - главный инженер ОАО "РЖД" |
С. Кобзев |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
N 2962/р от 29 декабря 2020 года
Порядок формирования и обоснования технических требований к железнодорожному подвижному составу и его составным частям
1. Область применения
1.1. Настоящий Порядок формирования и обоснования технических требований к железнодорожному подвижному составу и его составным частям (далее - Порядок) разработан в соответствии с ГОСТ 15.301 и ГОСТ 15.902, а также распоряжением ОАО "РЖД" от 24 января 2017 года N 130р "Об утверждении Правил допуска впервые выпускаемого в обращение и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава на инфраструктуру ОАО "РЖД".
1.2. Настоящий Порядок определяет подход к формированию технических требований к железнодорожному подвижному составу (далее - ПС), в том числе: локомотивам, моторвагонному подвижному составу (МВПС), пассажирским вагонам локомотивной тяги, грузовым вагонам, специальному железнодорожному подвижному составу (далее - СПС) и составным частям железнодорожного подвижного состава (далее - СЧ), подлежащим обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза или оказывающим существенное влияние на безопасность и совместимость с инфраструктурой ОАО "РЖД", устанавливает последовательность и основные процедуры, выполняемые заказчиком и/или владельцем инфраструктуры при задании требований к ПС (СЧ).
1.3. Настоящий Порядок применяется при разработке технических требований на ПС и его СЧ для эксплуатации на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
1.4. Настоящий Порядок регламентирует взаимодействие департамента технической политики, Дирекции тяги, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства, Проектно-конструкторско-технологического бюро пассажирского комплекса ОАО "РЖД" при формировании технических требований к ПС (СЧ).
2. Термины и определения
Эксплуатационная модель - документ, содержащий совокупность взаимосвязанных данных по техническим характеристикам ПС (СЧ), системе технического обслуживания и ремонта ПС (СЧ), размерах движения, климатических условиях, по инфраструктуре на заданном полигоне, предназначенный для проведения технико-экономического моделирования и оценки рисков при вводе в эксплуатацию новых типов ПС (СЧ).
2.1. Модель ремонта - составная часть эксплуатационной модели, описывающая технологию ремонта и расчет допустимого уровня надежности.
2.2. Функциональная структура ПС (СЧ) - иерархическая система функциональных элементов ПС (СЧ) и связей между ними.
2.3. Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающий услуги по ее использованию на основании договора [ГОСТ 15.902, пункт 3.4].
2.4. Заказчик - предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке или контракту, с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической) [ГОСТ 15.101-98, пункт 3.5].
2.5. Система эксплуатации - совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации [ГОСТ 25866-83, пункт 4].
3. Общий порядок
3.1. Для разработки технических требований на ПС, инициатором которых выступает ОАО "РЖД", может быть образована рабочая группа в порядке, установленном приказом ОАО "РЖД" от 21 апреля 2010 года N 66 "О порядке образования и общих принципах организации работы рабочих органов ОАО "РЖД", с учетом положений пункта 5 настоящего Порядка.
3.2. Разработку технических требований осуществляет ОАО "РЖД", выступающее по отношению к предмету технических требований в роли заказчика или владельца инфраструктуры.
3.3. К разработке могут быть привлечены сторонние организации.
3.4. Технические требования к ПС (СЧ) должны быть согласованы с подразделениями ОАО "РЖД", определенными в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 24 января 2017 года N 130р "Об утверждении Правил допуска впервые выпускаемого в обращение и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава на инфраструктуру ОАО "РЖД".
3.5. Перечень подразделений ОАО "РЖД" и сторонних организаций, с которыми технические требования должны быть согласованы дополнительно, определяется департаментом технической политики.
3.6. Технические требования к ПС утверждаются заместителем генерального директора - главным инженером ОАО "РЖД".
3.7. Технические требования к СЧ должны быть утверждены начальником департамента технической политики или его заместителем.
3.8. Со стороны разработчика технические требования подписывают руководители подразделений.
3.9. Разработка технических требований на ПС и его СЧ может выполняться в рамках работ Плана научно-технического развития ОАО "РЖД" (далее - План НТР).
3.10. Включение работы по формированию технических требований в план НТР обеспечивается организацией - участником рабочей группы, назначенной руководителем рабочей группы или его заместителем, ответственной за подачу соответствующей заявки, в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 8 февраля 2019 года N 232/р "Об утверждении Регламента формирования, реализации и контроля исполнения плана научно-технического развития ОАО "РЖД".
3.11. В особых случаях технические требования могут разрабатываться по отдельному поручению генерального директора - председателя правления ОАО "РЖД" или заместителей генерального директора ОАО "РЖД" с обеспечением финансирования работ в рамках действующих договорных и иных взаимоотношений.
3.12. Разработка технических требований должна производиться в следующем порядке:
обоснование необходимости разработки нового ПС (СЧ), цель разработки, определение критериев, на улучшение которых направлена разработка;
определение роли ОАО "РЖД" в разработке технических требований (заказчик или владелец инфраструктуры в соответствии с разделом 7):
сбор и анализ исходных данных, предварительное определение основных технических показателей (параметров) ПС (СЧ), формирование эксплуатационной модели ПС (СЧ);
экономическая оценка и обоснование экономических эффектов применения ПС (СЧ) на заданном полигоне;
формирование технических требований к отдельным системам и функциям ПС (СЧ) обобщение и структурирование технических требований и приложений;
анализ нормативных документов, оценка достаточности нормативной базы для реализации требуемых функций ПС (СЧ), подготовка предложений по корректировке и разработке новых нормативных документов.
4. Требования к содержанию
4.1. Технические требования должны состоять из следующих разделов:назначение и область применения ПС (СЧ);
требования к ПС (СЧ) и условиям эксплуатации; дополнительные требования.
4.2. Приложением к техническим требованиям является эксплуатационная модель. В случае необходимости технические требования могут быть дополнены иными приложениями.
4.3. Раздел "Назначение и область применения ПС (СЧ)" должен состоять из подразделов: назначение ПС (СЧ);
полигоны эксплуатации и условия эффективного использования нового ПС (СЧ); общие требования к техническому уровню и качеству нового ПС (СЧ).
4.4. Раздел "Требования к ПС (СЧ) и условиям эксплуатации" должен состоять из подразделов: основные функциональные требования, параметры и характеристики нового ПС (СЧ), требования к ПС (СЧ), выполнение которых обеспечивает безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений, требования к функциональной и информационной безопасности;
требования взаимозаменяемости, надежности, совместимости составных частей и продукции в целом, требования к ремонтопригодности и системе технического обслуживания и ремонта в целом;
прочность кузовов и несущих конструкций, условия эксплуатации нового ПС (СЧ) и защита от внешних воздействий;
поездные интерфейсы;
динамика экипажа, взаимодействие с путевой инфраструктурой;
обеспечение тяговых характеристик (для локомотивов и МВПС), требования к силовым установкам (для автономного ПС);
требования к выполнению основных функций СПС и рабочему оборудованию (для СПС);
обеспечение торможения:
эргономика, комфорт и функциональные интерфейсы взаимодействия с персоналом. Для МВПС и пассажирских вагонов локомотивной тяги - требования к комфорту и эргономике салона, обслуживанию пассажиров;
вспомогательные подсистемы и расходные материалы; система управления и диагностики;
интерфейсы внешних коммуникаций, техническая совместимость с существующим ПС (СЧ) и инфраструктурой, обеспечение безопасности движения, защитные функции.
4.5. Раздел "Дополнительные требования" должен состоять из подразделов:
стадии и этапы разработки, порядок приемки продукции;
требования к проводимым испытаниям;
утилизация и охрана окружающей среды;
требования к технической документации; требования к метрологическому обеспечению; требования к сертификации;
требования к транспортированию и хранению;
требования к патентной чистоте;
особые требования к работам, проводимым при проектировании, производстве и испытаниях.
4.6. В зависимости от типа ПС (СЧ) состав и содержание подразделов могут быть изменены при сохранении количества разделов согласно пункту 4.1 настоящего Порядка.
5. Формирование рабочей группы
5.1. Общие положения
5.1.1. Рабочая группа формируется на период реализации проекта в ОАО "РЖД" из работников подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", предприятий научного отраслевого комплекса ОАО "РЖД", а также с привлечением представителей сторонних организаций. Допустимо организовывать постоянно действующую рабочую группу.
5.1.2. Рабочая группа формируется соответствующим распоряжением заместителя генерального директора - главного инженера ОАО "РЖД".
5.1.3. Руководителем рабочей группы назначается заместитель генерального директора - главный инженер ОАО "РЖД".
5.1.4. Заместителем руководителя рабочей группы назначается заместитель начальника департамента технической политики, курирующий подвижной состав.
5.1.5. Распоряжение о создании рабочей группы формируется департаментом технической политики ОАО "РЖД".
5.1.6. Распоряжение о создании рабочей группы должно включать в себя положение о рабочей группе и ее состав.
5.1.7. В положении о рабочей группе должны быть отражены структура, основные функции, права, ответственность участников, порядок организации работы рабочей группы, в том числе место, время и периодичность проведения заседаний рабочей группы. Допускается проведение заседаний с использованием аудио- и видеосвязи.
5.1.8. Перечень организаций, работники которых будут включены в состав рабочей группы, определяет департамент технической политики ОАО "РЖД".
5.1.9. В состав рабочей группы должны включаться специалисты в технических областях, вопросах нормативной документации, а также специалисты филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", ответственные за сбор информации о полигонах и формирование эксплуатационных моделей. Кандидатуры участников рабочей группы определяет руководитель подразделения по письменному обращению департамента технической политики ОАО "РЖД".
5.1.10. Распоряжение о создании рабочей группы должно быть согласовано с филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД", сотрудники которых включены в состав рабочей группы.
5.1.11. В рабочей группе могут быть выделены направления по видам деятельности. Перечень направлений и их состав должны быть указаны в распоряжении о создании рабочей группы.
5.2. Направление по формированию эксплуатационных моделей
5.2.1. На основе анализа существующих и прогнозных поездопотоков, планов развития инфраструктуры, технологий перевозочного процесса, указанное направление должно создать оптимизационные расчетные модели и сформировать целевые эксплуатационные модели ПС (СЧ) и определить их базовые технико-экономические показатели.
5.2.2. Основные результаты работы:
эксплуатационная модель ПС (СЧ), основные показатели работы;
результаты технико-экономических расчетов;
основные параметры и характеристики ПС (СЧ);
целевые задачи экономии затрат по основным составляющим.
5.3. Направление по формированию требований к цифровым технологиям
5.3.1. На основе анализа современных тенденций развития информационных технологий указанное направление должно определить перспективные направления для внедрения информационных технологий на новом ПС (в составе СЧ) с оценкой их экономической эффективности.
5.3.2. Основные результаты работы: перечень перспективных функций; результаты технико-экономических оценок; текстовая часть разделов в технических требованиях;
отчет с обоснованием параметров, приведенных в технических требованиях.
5.3.3. В рамках настоящего направления решаются также вопросы формирования технических требований к цифровым технологиям для ПС (СЧ) и обоснования эффективности основных функциональных требований к цифровым технологиям для ПС (СЧ) с оценкой сроков и стоимости их разработки и внедрения.
5.4. Направление по формированию технических требований
5.4.1. Направление должно провести анализ современных тенденций развития техники и технологий, применяемых на ПС (в составе СЧ), научно-техническое обоснование с оценкой экономической эффективности и сформировать технические требования основным функциональным подсистемам в соответствии с разделом 4.
5.4.2. Основные результаты работы: результаты технико-экономических оценок; текстовая часть разделов в технических требованиях;
отчет с обоснованием параметров, приведенных в технических требованиях.
5.5. Направление по методическому сопровождению экономической оценки и обоснованию экономических эффектов
5.5.1. Направление должно обеспечивать методическое сопровождение других направлений в части экономической оценки, определения эффектов при внедрении перспективных требований и расчетов стоимости жизненного цикла ПС (СЧ).
5.5.2. Основные результаты работы: методические материалы, базовые расчетные модели.
5.5.3. В рамках направления решаются вопросы:
формирования технико-экономического обоснования применения инновационных технических решений в различных функциональных подсистемах ПС (СЧ);
методического сопровождения подгрупп в части экономической оценки, определении эффектов при внедрении перспективных требований и проведении расчетов стоимости жизненного цикла ПС (СЧ).
5.6. Направление по общему методическому сопровождению формирования технических требований.
5.6.1. Задача направления состоит в обобщении предложений направлений, сформированных в соответствии с пунктами 5.2-5.4 настоящего Порядка, общем методическом сопровождении и формировании итоговых отчетных документов.
5.6.2. В рамках работы направления решаются вопросы: определения общей функциональной структуры ПС (СЧ);
определения структуры, содержания и формы отчетных документов, а также самих технических требований;
обобщения и структурирования предложений направлений, сформированных в соответствии с пунктами 5.2-5.4 настоящего положения, проведения согласительных совещаний и формирования согласованных рабочей группой редакций технических требований к ПС (СЧ).
5.7. Секретариат рабочей группы
5.7.1. Секретариат рабочей группы формируется из работников департамента технической политики ОАО "РЖД" для обеспечения следующих основных функций: планирование деятельности рабочей группы;
организационное сопровождение, договорная работа с участниками; координация деятельности участников проекта; контроль хода реализации проекта;
контроль исполнения поручений руководителя рабочей группы; подготовка и представление информации о деятельности рабочей группы; формирование отчетности по проекту; контроль соответствия отчетности нормативным документам;
организация управления изменениями проекта;
сбор, регистрация, формирование, хранение документации, ведение архива документов проекта;
ведение протоколов совещаний и регистрация событий проекта;
подготовка и сопровождение организационно-распорядительных документов, необходимых для реализации проекта.
5.8. Состав направлений, их количество и назначение, перечень результатов работ могут быть изменены по решению руководителя рабочей группы или его заместителя.
6. Разработка плана-графика
6.1. Секретариатом рабочей группы должен быть разработан план-график работ по формированию технических требований.
6.2. Основные этапы работ, включаемые в план-график должны соответствовать пункту 3.12 настоящего Порядка. Дополнительно в план-график могут быть внесены работы, определяемые руководителем рабочей группы или его заместителем.
6.3. Рекомендуется этапы работ разбивать на локальные задачи.
6.4. Этап "Формирование технических требований к отдельным системам и функциям" должен быть декомпозирован в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
6.5. В плане-графике должны быть отражены заседания рабочей группы, а также запланированы общественные обсуждения (заседания Научно-технического совета, соответствующей секции Научно-технического совета, заседания Совета по взаимодействию с предприятиями транспортного машиностроения, заседания комитета НП "ОПЖТ") формируемой концепции ПС (СЧ), в том числе проводимые в дистанционном режиме с использованием аудио- и видеосвязи.
6.6. Для каждого этапа должен быть определен руководитель, ответственный за организацию работы по выполнению этапа, и срок выполнения этапа.
6.7. Для каждой задачи должен быть определен исполнитель, ответственный за выполнение задачи, и срок выполнения задачи.
6.8. Срок выполнения этапа должен соответствовать наиболее позднему сроку выполнения задачи, входящей в состав этапа.
6.9. План-график должен быть согласован с филиалами, структурными подразделениями ОАО "РЖД" и другими организациями, сотрудники которых включены в состав рабочей группы.
6.10. План-график должен быть утвержден руководителем рабочей группы или его заместителем.
7. Обоснование необходимости разработки нового ПС (СЧ)
7.1. Технические требования могут разрабатываться в соответствии с поручением генерального директора ОАО "РЖД", заместителей генерального директора ОАО "РЖД" или в соответствии с заявкой структурного подразделения, филиала ОАО "РЖД", формируемой в соответствии с пунктом 3 Регламента взаимодействия департамента технической политики с подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", его структурными подразделениями, филиалами, дочерними и зависимыми обществами в области разработки новых моделей железнодорожного подвижного состава, их узлов и деталей, утвержденным ОАО "РЖД" от 25 декабря 2007 года N 1588.
7.2. При формировании заявки на разработку технических требований указанное в пункте 7.1 настоящего Порядка структурное подразделение или филиала# ОАО "РЖД" приводит обоснование необходимости разработки нового ПС (СЧ), цель разработки, определение критериев, на улучшение которых направлена разработка, назначение, основные потребительские и коммерческие параметры ПС (СЧ), полигоны эксплуатации и предприятия технического ремонта и обслуживания.
8. Определение роли ОАО "РЖД" в разрабатываемых технических требованиях
8.1. Общие положения
8.1.1. На первом этапе работ при формировании технических требований должна быть определена роль ОАО "РЖД" в разрабатываемом документе.
8.1.2. Для документов, определяющих требования к ПС (СЧ) частных организаций и планируемых к эксплуатации на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, ОАО "РЖД" выступает в качестве владельца инфраструктуры.
8.1.3. Для документов, определяющих требования к ПС (СЧ), планируемых к закупке ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" выступает в качестве заказчика и владельца инфраструктуры.
8.1.4. Роль ОАО "РЖД" в каждом отдельном случае, а также минимальный перечень требований, необходимых к предъявлению к ПС (СЧ), определяются по результатам обсуждения на совещании под председательством руководителя рабочей группы или его заместителя и утверждаются протоколом указанного совещания.
8.2. Требования владельца инфраструктуры (ВИ)
8.2.1. ВИ должен определить требования к безопасности ПС (СЧ). Рекомендуется задавать требования к механической, электромагнитной совместимости, единству измерений, излучениям, биологической безопасности, взрывобезопасности и другим ее видам.
8.2.2. В части экономики ВИ задает требования к минимизации своих затрат на содержание инфраструктуры, а также к снижению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
8.2.3. При описании требований к выполнению основных функций ВИ задает требования к совместимости ПС (СЧ) с существующей инфраструктурой. В качестве задаваемых параметров могут быть приняты габарит подвижного состава, воздействие на путь, требования к технической совместимости с существующим ПС (СЧ).
8.3. Требования заказчика
8.3.1. Требования заказчика включают в себя требования владельца инфраструктуры, дополненные требованиями, обеспечивающими экономическую эффективность использования ПС (СЧ).
8.3.2. Заказчиком формируются требования к пожарной, термической, химической, электрической безопасности, уровням электромагнитных воздействий, требования к функциональной и информационной безопасности.
8.3.3. В части экономики формируются требования к расходу топливно-энергетических ресурсов, периодичности технического обслуживания и ремонта, экипировке, надежности, времени работы персонала, количеству и классности пассажирских мест (для МВПС и вагонов), грузоподъемности и вместимости (для грузовых вагонов), учитывается максимальная автоматизация процессов вплоть до беспилотного управления, а также задаются другие требования, обеспечивающие экономическую эффективность ПС (СЧ).
8.3.4. При описании требований к выполнению основных функций заказчик описывает требования к тяговым (для локомотивов и МВПС) и тормозным показателям, ремонтопригодности, климатическим исполнениям ПС (СЧ), эргономическим качествам и другим характеристикам, обеспечивающим выполнение основных функций ПС (СЧ).
8.3.5. Заказчик устанавливает требования к функциональной и информационной безопасности, к программному обеспечению, используемому в ПС (СЧ), в том числе к порядку его передачи, хранения, обновления, подтверждения соответствия техническим регламентам, международным, национальным и отраслевым стандартам, а также другим документам, определяющим требования к программному обеспечению.
8.3.6. Заказчик устанавливает требования к составу, порядку разработки, согласования, изменения, передачи, хранения, абонентского обслуживания конструкторской документации на ПС и СЧ, а также устанавливает перечень СЧ, к документации которых устанавливаются особые требования, определяемые заказчиком.
9. Формирование эксплуатационной модели
9.1. Направлением, сформированным в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Порядка, должна быть сформирована эксплуатационная модель.
9.2. Исходными данными для формирования эксплуатационной модели являются:
программы развития ОАО "РЖД";
генеральная схема развития сети железных дорог ОАО "РЖД";
иные актуальные на момент формирования требований документы, содержащие прогнозные оценки развития перевозок;
технология эксплуатации на заданном полигоне, данные по инфраструктуре и инфраструктурным ограничениям;
результаты исследований предприятий научно-отраслевого комплекса ОАО "РЖД";
параметры базового и нового ПС (СЧ);
режимные карты вождения поездов на заданных участках;
информация по системе ТО и ТР ПС (СЧ);
планы и стратегии по изменению существующих или применению новых технологий при обслуживании и ремонте инфраструктуры железнодорожного транспорта (для СПС);
данные по климатическим условиям.
9.3. Исходные данные в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Порядка предоставляются руководителю рабочей группы причастными структурными подразделениями ОАО "РЖД" по запросу.
9.4. Эксплуатационная модель формируется в следующем порядке:
9.4.1. Анализ развития полигонов ОАО "РЖД": определение целевых показателей грузооборота на выбранных направлениях, прогнозов развития инфраструктуры и повышения их пропускных и провозных способностей. Определение характеристик полигона: массы поездов, пассажирооборота, интервалов движения, длины поездов, допускаемых маршрутных и технических скоростей, графика движения на полигоне, назначения и длительность окон, участки движения поездов с подталкивающим локомотивом, наличная пропускная и провозная способность, расположение станций и других, необходимых для моделирования работы ПС (СЧ). Результатом является совокупность эксплуатационных характеристик полигона, представленная в табличном виде.
9.4.2. Определение параметров ПС (СЧ) и проработка вариантов тягового обеспечения перевозочного процесса в соответствии с Правилами тяговых расчетов для поездной работы и Методическими указаниями по расчету показателей использования локомотивов грузового движения по графикам движения поездов. При этом в качестве базового варианта для дальнейшего сравнения необходимо принять уже используемую технологию и парк ПС. К проработке принимаются также дополнительные варианты, в том числе при изменении технологии эксплуатации ПС (СЧ) и изменении параметров ПС (СЧ). Результатом выполнения работ на данном этапе являются параметры и характеристики ПС (СЧ) применяемые для дальнейшего моделирования в зависимости от типа ПС. Такими параметрами могут служить: номинальная мощность, масса ПС, длина ПС, диаметр колес, конструкционная скорость, расчетная скорость, технологическая скорость и характеристики рабочего оборудования (для СПС), сила тяги на расчетном подъеме, сила тяги при трогании, скорость движения на расчетном подъеме, вместимость, грузоподъемность, показатели безотказности, готовности, долговечности, периодичность технического обслуживания.
9.4.3. Проведение расчетов для оценки экономической эффективности каждого варианта. Определение эксплуатационных показателей: расчетная участковая скорость, простой ПС на станциях, пунктах оборота и перецепки, потребный парк ПС, расход топливно-энергетических ресурсов и других в зависимости от типа ПС (СЧ). Анализ результатов расчета, выбор эффективного варианта. Результатом являются зависимости критериев эффективности от изменяемых параметров ПС (СЧ) и технологии их эксплуатации.
В числе критериев эффективности, наряду с применяемыми, рекомендуется принимать стоимость перевозки тонны груза брутто на тысячу километров для грузового ПС и стоимость перевозки пассажира на тысячу километров для пассажирского ПС и МВПС.
9.4.4. Формирование эксплуатационной модели и основных показателей ПС (СЧ). Результатом являются оптимизированные параметры ПС (СЧ) и систематизированные данные о моделируемой технологии эксплуатации, результаты проведенных расчетов и исследований.
9.4.5. Сравнение расчетных оценок по доходам и расчетных оценок эксплуатационных расходов проводится установленным порядком с учетом действующих утвержденных методик. Результатом является экономическая оценка применения на ПС (СЧ) различных конструктивных решений, представленная в текстовом или табличном виде для заданного полигона эксплуатации.
9.5. Исходные данные эксплуатационной модели СЧ должны формироваться на основе эксплуатационной модели ПС с учетом режимов функциональной работоспособности СЧ.
9.6. Эксплуатационная модель СЧ должна отражать технологию эксплуатации, обслуживания и ремонта СЧ в составе ПС и позволять количественно оценить основные эксплуатационные и финансовые характеристики СЧ.
9.7. Для проведения расчетов по эксплуатационной модели должны быть определены неизменяемые параметры полигона (условия эксплуатации), применительно к которому проводится выбор оптимальных характеристик ПС (СЧ), и изменяемые характеристики ПС (СЧ).
9.8. Эксплуатационная модель должна позволять сравнить ПС (СЧ) по итоговым параметрам эксплуатации путем подстановки переменных характеристик ПС (СЧ) при сохранении неизменных характеристик полигона.
9.9. Эксплуатационная модель является приложением к техническим требованиям и утверждается в составе технических требований.
9.10. Согласование эксплуатационной модели как самостоятельного документа должно быть проведено департаментом технической политики, филиалами, структурными подразделениями ОАО "РЖД" и другими организациями, работники которых включены в состав рабочей группы. Перечень согласующих организаций может быть изменен по решению руководителя рабочей группы или его заместителя.
10. Формирование технических требований
10.1. Направлением, сформированным в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка, должны быть сформированы технические требования в соответствии с функциональной структурой ПС (СЧ).
10.2. Исходными данными для формирования требований являются:
эксплуатационная модель;
аналитические данные эксплуатации существующего парка на полигоне эксплуатационной модели.
10.3. Этап "Формирование технических требований" пункта 3.12 должен выполняться исполнителями, определенными в пункте 6.7, в следующем порядке:
анализ текущей ситуации развития машиностроения в разрезе основных функциональных подсистем на примере современных отечественных и зарубежных ПС (СЧ);
описание функциональной структуры для каждой подсистемы ПС (СЧ), взаимосвязей с технологическими процессами эксплуатации, обслуживания и ремонта, а также определения фактических параметров и требований, описывающих достигнутый технический уровень подсистемы ПС (СЧ);
формирование и обоснование целевых задач по снижению расходов эксплуатирующей организации на этапах приобретения, эксплуатации, обслуживания и ремонта ПС (СЧ);
декомпозиция целевых задач по снижению расходов до уровня подсистем ПС (СЧ), разработки предложений по новому функционалу или применению новых технических решений;
оценка достижимости целевых задач по снижению расходов при применении новых функций и технологий, определения возможных сроков реализации решений, выстраивания системы приоритетов по внедрению улучшений;
технико-экономические оценки для обоснования натуральных и стоимостных ограничений для перспективных функций и новых технических решений на этапах приобретения, эксплуатации и сервисного обслуживания;
формирование редакции технических требований к подсистемам ПС (СЧ), структурирования требований по категориям;
анализ применимости существующей нормативной базы и формирования предложений по ее развитию; формирование модели подтверждения соответствия новых технических решений и функций ПС (СЧ) техническим требованиям.
10.4. Все требования должны быть классифицированы по следующим группам:
обязательные требования, обеспечивающие безопасность в соответствии с техническими регламентами ЕврАзЭС или установленные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В части обеспечения требований безопасности следует давать ссылки только на соответствующие нормативные документы, установленные техническими регламентами. В формулировках таких требований необходимо применять глагол "должен" в соответствующем роде и числе;
обязательные для Разработчика требования, установленные заказчиком, обеспечивающие совместимость с процессами и технологиями, применяемыми заказчиком, эффективность, экономичность, надежность ПС (СЧ), а также другие его эксплуатационные свойства. Выполнение этих требований подтверждается при приемочных и эксплуатационных испытаниях. В формулировках таких требований необходимо применять глагол "должен" в соответствующем роде и числе;
рекомендуемые требования, соблюдение которых продемонстрировало при эксплуатации аналогичных изделий приемлемый для заказчика уровень надежности и эффективности. В формулировках таких требований целесообразно применять глагол "рекомендуется" в соответствующем роде и числе, а также синонимы. Требование к функции в данном случае должно сопровождаться требованием к процессу подтверждения соответствия и подтверждающим документам;
пожелания заказчика, в ответ на которые Разработчик может предложить собственные технические и функциональные решения, предложить метод оценки их эффективности. В формулировках таких требований целесообразно применять глагол "может" в соответствующем роде и числе. Требование к функции в данном случае должно сопровождаться также требованием к процессу подтверждения соответствия техническим требованиям и подтверждающим документам.
10.5. Требования в составе подразделов в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка рекомендуется излагать в следующем порядке:
перечисление и общее описание функций и параметров, обеспечивающих выполнение основной функции (обычно основная функция совпадает с наименованием раздела). Здесь же при необходимости приводится перечень узлов, необходимых для реализации функции;
подробные требования к реализации каждой функции, описанной в первом подразделе;
конструктивные требования, в том числе требования стандартов к исполнению отдельных узлов и агрегатов - при необходимости;
требования стандартов к реализации функций;
требования к методам и критериям оценки выполнения функций, требования к предоставлению расчетов с указанием этапа постановок на производство, на котором должны быть проведены контрольные расчеты и/или испытания.
10.6. Требования к ПС (СЧ) должны быть обращены к изделию и содержать четкие параметры изделия или описание его функции.
10.7. Допустимо применять формулировки требований, обращенные к разработчику ПС (СЧ), если они определяют параметры какого-либо процесса в сфере ответственности разработчика.
10.8. Обезличенные требования (от третьего лица) должны быть минимизированы.
10.9. Не допускается указывать численное значение требуемого параметра без указания допусков. Обязательно применение формулировок "не более", "не менее", "от ... до ...", "... + ...", "минимально допустимое значение ..." и т.п.
10.10. В случае необходимости объединить группу требований в один пункт, объединять показатели необходимо по принципу единой методики их определения в одном испытательном центре в одной группе испытаний. Если на этапе разработки технических требований нет понимания в методической части, то целесообразно разделить их на разные пункты, или сделать подпункты, или в пункт вставить таблицу с новой нумерацией внутри.
10.11. При формулировании требований автор должен проверить возможность подтверждения выполнения каждого требования конкретным способом - натурными измерениями, испытаниями, расчетами, чертежами, документами или экспертными заключениями. В случае необходимости соответствующая формулировка, указывающая на способ подтверждения соответствия техническим требованиям, должна быть внесена в текст документа.
10.12. При формулировании требования к подтверждению соответствия техническим требованиям необходимо описать приемлемые по объективным соображениям, выполнимые и достоверные процедуры и методы подтверждения соответствия, имеющие стандартные методики их проведения.
10.13. Не рекомендуется при формировании требований задавать требования к конструкции и исполнению изделия, за исключением случаев, если из-за отсутствия этих требований не обеспечивается выполнение требований безопасности. Необходимо формулировать функциональные требования, которые будут обеспечивать функциональную совместимость предлагаемых Разработчиком технических решений с технологическими процессами, применяемыми в ОАО "РЖД", а также снижение затрат ОАО "РЖД" во всех процессах жизненного цикла.
11. Экономическая оценка и обоснование экономических эффектов
11.1. Направлением, сформированным в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Порядка, при непосредственном участии направления, сформированного в соответствии с пунктом 5.4, должна быть произведена экономическая оценка и обоснование экономических эффектов в виде расчета стоимости жизненного цикла (ЖЦ) и лимитной цены ПС (СЧ).
11.2. Департамент технической политики подготавливает предложения по выбору организации-эксперта для проведения технической и экономической (технико-экономической) экспертизы расчета стоимости ЖЦ и лимитной цены ПС (СЧ). Предложения департамента технической политики по выбору организации-эксперта рассматривает и утверждает заместитель генерального директора - главный инженер ОАО "РЖД" (руководитель рабочей группы). Перечень организаций-экспертов может быть расширен по решению руководителя рабочей группы.
12. Обобщение и структурирование технических требований и приложений
12.1. Обобщение и структурирование технических требований и приложений осуществляется направлением, образованным в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка.
12.2. Документ "Технические требования" должен иметь функциональную структуру - иерархическую систему функциональных элементов и связей между ними.
12.3. Функциональная структура должна быть изложена в виде иерархии функций в трех-четырех уровнях разукрупнения: функциональная группа - подсистема - [функциональный блок] - функция.
12.4. Каждый пункт требований должен иметь нумерацию, по которой можно давать точную ссылку на конкретное требование.
12.5. Согласование технических требований должно быть проведено департаментом технической политики, с филиалами, структурными подразделениями ОАО "РЖД" и другими организациями, работники которых включены в состав рабочей группы, а также организациями в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка. Перечень согласующих организаций может быть изменен по решению руководителя рабочей группы или его заместителя.
13. Анализ нормативных документов, предложения по корректировке и разработке новых нормативных документов
В случае необходимости применения в технических требованиях конструктивных решений, не оговоренных или не предусмотренных действующей нормативной документацией, рабочая группа формирует предложения по корректировке нормативных документов установленным порядком, с приложением необходимых обосновывающих материалов.
14. Внесение изменений в технические требования
14.1. При изменении конъюнктуры на рынке перевозок, появлении новых технических средств, допускается вносить изменения в технические требования.
14.2. Изменения вносятся путем формирования изменения к техническим требованиям (далее - изменение).
14.3. Изменение формируется аналогично техническим требованиям в соответствии с требованиями разделов 6, 8, 9, 10, 11 настоящего Порядка.
14.4. Изменяемые части технических требований должны быть изложены в изменении в формате "Имеется" - "Должно быть".
14.5. Согласование изменения должно быть проведено департаментом технической политики, с филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД" и другими организациями, работники которых включены в состав рабочей группы. Перечень согласующих организаций может быть изменен по решению руководителя рабочей группы или его заместителя.
14.6. Изменение должно быть утверждено заместителем генерального директора - главным инженером ОАО "РЖД".
15. Контроль за исполнением
15.1. Контроль за формированием технических требований и приложений осуществляет заместитель руководителя рабочей группы.
15.2. Отчетные документы по Плану НТР формирует организация, определенная в пункте 3.10 настоящего порядка.
15.3. Контроль за соответствием состава и результатов работ требованиям межгосударственных, национальных и корпоративных стандартов, нормативных и распорядительных документов ОАО "РЖД" осуществляет департамент технической политики при согласовании документации.
15.4. Секретариат рабочей группы к каждому заседанию рабочей группы подготавливает отчет о выполнении поручений руководителя рабочей группы и заместителя руководителя рабочей группы, а также отчет о ходе выполнения работ в соответствии с утвержденным планом-графиком.
15.5. Заместитель руководителя рабочей группы при наличии достаточных оснований вправе переносить срок выполнения задач в соответствии с планом-графиком и своих поручений на более поздний.
15.6. Перенос сроков выполнения поручений руководителя рабочей группы осуществляется установленным порядком.
16. Завершение разработки технических требований
После утверждения технических требований с приложением - эксплуатационной моделью департаментом технической политики документ должен быть разослан в установленном порядке производителям ПС (СЧ). Перечень таких производителей определяется департаментом технической политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 29 декабря 2020 г. N 2962/р "Об утверждении Порядка формирования и обоснования технических требований к железнодорожному подвижному составу и его составным частям"
Текст распоряжения опубликован не был