Совершенно секретно
В конце лета президент подписал новый закон о коммерческой тайне. Депутаты отклоняли несколько редакций проекта документа, и наконец он вышел из-под пера законодателей. Теперь каждый бухгалтер и руководитель будет знать, что может засекретить фирма и кого можно допустить к тайной информации.
Теперь компания сможет засекретить любую информацию о себе или о своей деятельности. Депутаты определили, что можно отнести к коммерческой тайне. И, надо сказать, понятие довольно расплывчато. По закону коммерческая тайна - это информация, которая позволит ее обладателю повысить свои доходы, сохранить положение на рынке или получить другую выгоду. То есть перечень сведений, доступ к которым можно ограничить, не является закрытым.
Согласитесь, подогнать под тайну можно любые сведения. Хотя в законе и приводится перечень того, чем коммерческая тайна может являться. Например, это финансово-экономические сведения или производственные улучшения. Но заметьте, список также является открытым. Это и позволит фирме доказать, что сотрудник или другой человек распространил засекреченные данные. Найдя виновного, компания может потребовать возместить убытки.
Так рождаются тайны
Конечно, не всякая информация может стать коммерческой тайной. В отношении любых данных, которые хочет засекретить руководство, нужно установить специальный режим. К тому же к таким сведениям следует ограничить доступ.
Кстати, чтобы разболтать сведения о фирме, сотруднику или любому другому человеку, получившему к ней доступ, не обязательно кому-то их рассказывать. По новому закону, если допущенный к тайне товарищ не принял никаких мер по ее сохранности, его также можно обвинить в распространении информации.
Засекретить можно, как сказано выше, что угодно. Только нужно при этом соблюсти некоторые формальности. В законе сказано - сделать информацию тайной может только ее обладатель. При этом если кто-то такой информацией уже обладает - ничего страшного. Коммерческой тайной эти данные могут стать, если их владелец получил такую информацию самостоятельно. К примеру, две фирмы проводили исследования, и обе сделали одно и то же открытие. Значит, и та и другая может засекретить данные.
Бумажная волокита
Для начала фирма должна четко определить, какую информацию включать в список запрещенной для общего пользования. Затем руководство издает соответствующие приказы и распоряжения. То есть должен быть определен перечень сотрудников, которые имеют к ней доступ.
Затем с такими работниками нужно заключить письменные соглашения. Кстати, можно просто внести соответствующее условие в трудовой договор. Однако фирма может взять "подписку о неразглашении" с любого другого человека, который имеет отношение к деятельности компании.
Дальше, как в иностранном боевике. Все секретные данные надо занести на бумажный или электронный носитель. Потом поставить гриф "Коммерческая тайна". Приложить перечень допущенных к ней людей. И желательно спрятать в сейф.
После всех процедур коммерческую тайну можно считать созданной и полностью сформировавшейся. Теперь за ее распространение без согласия обладателя информации фирма может смело обращаться в суд и требовать компенсацию.
Однако перед тем как взыскать компенсацию, необходимо доказать, что информация была распространена незаконно. А для этого нужно, чтобы доступ к сведениям был ограничен. Кроме того, секреты предприятия должны использоваться так, чтобы посторонние не смогли о них узнать в процессе деятельности. Ну и конечно, тайны нельзя использовать против конституционного строя, безопасности людей и норм нравственности.
А вот это - не тайна
По сравнению с постановлением правительства N 35 список сведений, которые нельзя включать в коммерческую тайну, основательно сокращен. Конечно же, депутаты оставили только необходимую для чиновников информацию.
Нельзя, например, скрывать данные об учредителях компании и сведения о госрегистрации. Запрещает закон засекречивать информацию о пожарном и экологическом состоянии на фирме - то есть надо обязательно предоставлять сведения о своих товарах (срок годности и происхождение товаров или сырья), - а также сведения о состоянии офиса или здания.
Кроме того, компания не должна скрывать данные о своих работниках. Конечно, всем раздавать паспортные данные и сведения о зарплате не стоит. Подобные пункты касаются прежде всего чиновников. А вот от потребителей нельзя скрывать условия проводимых фирмой розыгрышей и аукционов.
Кстати, отметим, что если фирмы получили фору засекречивать что угодно, то чиновники получили право требовать сведения без ограничений. Ведь по новому закону предприятие может доверить государственным органам коммерческую тайну. А иногда даже обязано это сделать.
Тут стоит сказать, что если компания откажется давать сведения государственным служащим, чиновники будут добиваться своего через суд. И уж поверьте, теперь они этого добьются.
Незамедлительно коммерческую тайну своей фирмы должны рассказать и сотрудники. Иначе их также привлекут к суду. Вместе с тем в полной мере воспользоваться сведениями государственные служащие не смогут. Ведь сами чиновники без разрешения фирмы передавать другим или самим использовать информацию в личных целях не должны. Иначе государству придется возмещать причиненные госработниками убытки.
Тайна и работник
Предупредить о последствиях разглашения коммерческой тайны сотрудника надо в трудовом договоре. А вот о неразглашении конкретной информации с работника надо требовать расписку. В свою очередь предприятие должно обеспечить условия, при которых тайну можно будет соблюсти. Иначе вина с сотрудника снимается автоматически. Кстати, сам работник должен дать согласие на то, чтобы его допустили к секретным данным.
Конечно, если он проболтается, все убытки и упущенная выгода лягут на его плечи. Есть только одно исключение, при котором работника могут оправдать, - непреодолимая сила. Определять же эту "силу" и условия должны судьи. Конкретный факт обе спорящие стороны будут в любом случае трактовать по-разному.
Например, работник во время аварии вызвал сотрудников МЧС. Для того чтобы спасатели могли сделать свою работу, сотруднику пришлось сообщить определенные сведения. С точки зрения фирмы он виноват - он вызвал сотрудников МЧС и разгласил информацию. С другой стороны, если бы он не вызвал помощь, пострадали бы люди.
Тайна и контрагент
Коммерческую тайну партнер фирмы должен охранять на основании заключенного между ними договора. То есть если в контракте условия сохранения секрета сделки не предусматриваются, контрагента обвинить в распространении информации нельзя.
В договоре же надо четко определить размер штрафа за разглашение тайны, а также ответственность сторон в случае ликвидации или реорганизации одной из фирм.
Кстати, если соглашением не определено, как партнер, которому доверили тайну, будет ее охранять, ответственность за ее раскрытие он несет все равно. Ведь он должен обеспечить ее сохранность любыми способами. В том числе незамедлительно сообщить об угрозе распространения секретной информации самой компании.
К тому же если в договоре есть пункты о сохранности конфиденциальных данных, в одностороннем порядке контракт он расторгнуть не может до конца срока его действия.
Ответственность
За разглашение коммерческой тайны человека (например, сотрудника или руководителя фирмы) могут привлечь к уголовной, дисциплинарной или административной ответственности.
Работник за разглашение конфиденциальной информации предприятия будет нести дисциплинарную ответственность. Правда, если в его действиях не было злого умысла. Кстати, если человек получил доступ к секретам в результате ошибки, то он вообще никакого наказания не получит. А вот если сотрудник не передаст такую информацию государственным органам, то его могут привлечь к уголовной ответственности по статье 287 Уголовного кодекса. Суд может наказать его штрафом до 200 тысяч рублей или сроком лишения свободы до двух лет.
Кстати
До принятия закона N 98-ФЗ все вопросы, связанные с коммерческой тайной, регулировались Гражданским кодексом и постановлением правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
Мнения разделились
Мы обратились с вопросом к столичным бухгалтерам, планируют ли они что-то изменить в своей работе в связи с принятием закона?
Бухгалтер Татьяна Шалова:
"Пока наш руководитель никаких распоряжений не давал. Но если закон вышел, конечно, ряд сотрудников мы ограничим в разглашении информации. Такая же участь скорее всего постигнет и наших партнеров".
Главный бухгалтер Галина Кирова:
"Мы уже изучили закон. В целом, мы приняли решение действовать по обстановке. То есть ничего специально засекречивать не будем. Но если кто-то из наших партнеров станет в договоры включать условия о неразглашении, мы будем поступать так же".
Генеральный директор Илья Селиванов:
"Я ничего засекречивать не собираюсь. В любом случае это только лишняя бумажная волокита. Если кто-то захочет сообщить какие-то сведения о нас другим компаниям, мы все равно ничего не докажем. Ну, предположим, доступ к данным будут иметь пять человек. Как узнать, кто именно из пяти сообщил данные? Поэтому я не думаю, что фирмам стоит тратить деньги на разного рода засекречивания".
Кстати
Частный предприниматель тоже может иметь свою тайну. Ему для этого нужно составить список людей, которые имеют доступ к секретным данным. И также занести сведения на бумажный или электронный носитель.
А. Михайловский
"Московский бухгалтер", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007