Совершенно секретно
В конце лета президент подписал новый закон о коммерческой тайне. Депутаты отклоняли несколько редакций проекта документа, и наконец он вышел из-под пера законодателей. Теперь каждый бухгалтер и руководитель будет знать, что может засекретить фирма и кого можно допустить к тайной информации.
Теперь компания сможет засекретить любую информацию о себе или о своей деятельности. Депутаты определили, что можно отнести к коммерческой тайне. И, надо сказать, понятие довольно расплывчато. По закону коммерческая тайна - это информация, которая позволит ее обладателю повысить свои доходы, сохранить положение на рынке или получить другую выгоду. То есть перечень сведений, доступ к которым можно ограничить, не является закрытым.
Согласитесь, подогнать под тайну можно любые сведения. Хотя в законе и приводится перечень того, чем коммерческая тайна может являться. Например, это финансово-экономические сведения или производственные улучшения. Но заметьте, список также является открытым. Это и позволит фирме доказать, что сотрудник или другой человек распространил засекреченные данные. Найдя виновного, компания может потребовать возместить убытки.
Так рождаются тайны
Конечно, не всякая информация может стать коммерческой тайной. В отношении любых данных, которые хочет засекретить руководство, нужно установить специальный режим. К тому же к таким сведениям следует ограничить доступ.
Кстати, чтобы разболтать сведения о фирме, сотруднику или любому другому человеку, получившему к ней доступ, не обязательно кому-то их рассказывать. По новому закону, если допущенный к тайне товарищ не принял никаких мер по ее сохранности, его также можно обвинить в распространении информации.
Засекретить можно, как сказано выше, что угодно. Только нужно при этом соблюсти некоторые формальности. В законе сказано - сделать информацию тайной может только ее обладатель. При этом если кто-то такой информацией уже обладает - ничего страшного. Коммерческой тайной эти данные могут стать, если их владелец получил такую информацию самостоятельно. К примеру, две фирмы проводили исследования, и обе сделали одно и то же открытие. Значит, и та и другая может засекретить данные.
Бумажная волокита
Для начала фирма должна четко определить, какую информацию включать в список запрещенной для общего пользования. Затем руководство издает соответствующие приказы и распоряжения. То есть должен быть определен перечень сотрудников, которые имеют к ней доступ.
Затем с такими работниками нужно заключить письменные соглашения. Кстати, можно просто внести соответствующее условие в трудовой договор. Однако фирма может взять "подписку о неразглашении" с любого другого человека, который имеет отношение к деятельности компании.
Дальше, как в иностранном боевике. Все секретные данные надо занести на бумажный или электронный носитель. Потом поставить гриф "Коммерческая тайна". Приложить перечень допущенных к ней людей. И желательно спрятать в сейф.
После всех процедур коммерческую тайну можно считать созданной и полностью сформировавшейся. Теперь за ее распространение без согласия обладателя информации фирма может смело обращаться в суд и требовать компенсацию.
Однако перед тем как взыскать компенсацию, необходимо доказать, что информация была распространена незаконно. А для этого нужно, чтобы доступ к сведениям был ограничен. Кроме того, секреты предприятия должны использоваться так, чтобы посторонние не смогли о них узнать в процессе деятельности. Ну и конечно, тайны нельзя использовать против конституционного строя, безопасности людей и норм нравственности.
А вот это - не тайна
По сравнению с постановлением правительства N 35 список сведений, которые нельзя включать в коммерческую тайну, основательно сокращен. Конечно же, депутаты оставили только необходимую для чиновников информацию.
Нельзя, например, скрывать данные об учредителях компании и сведения о госрегистрации. Запрещает закон засекречивать информацию о пожарном и экологическом состоянии на фирме - то есть надо обязательно предоставлять сведения о своих товарах (срок годности и происхождение товаров или сырья), - а также сведения о состоянии офиса или здания.
Кроме того, компания не должна скрывать данные о своих работниках. Конечно, всем раздавать паспортные данные и сведения о зарплате не стоит. Подобные пункты касаются прежде всего чиновников. А вот от потребителей нельзя скрывать условия проводимых фирмой розыгрышей и аукционов.
Кстати, отметим, что если фирмы получили фору засекречивать что угодно, то чиновники получили право требовать сведения без ограничений. Ведь по новому закону предприятие может доверить государственным органам коммерческую тайну. А иногда даже обязано это сделать.
Тут стоит сказать, что если компания откажется давать сведения государственным служащим, чиновники будут добиваться своего через суд. И уж поверьте, теперь они этого добьются.
Незамедлительно коммерческую тайну своей фирмы должны рассказать и сотрудники. Иначе их также привлекут к суду. Вместе с тем в полной мере воспользоваться сведениями государственные служащие не смогут. Ведь сами чиновники без разрешения фирмы передавать другим или самим использовать информацию в личных целях не должны. Иначе государству придется возмещать причиненные госработниками убытки.
Тайна и работник
Предупредить о последствиях разглашения коммерческой тайны сотрудника надо в трудовом договоре. А вот о неразглашении конкретной информации с работника надо требовать расписку. В свою очередь предприятие должно обеспечить условия, при которых тайну можно будет соблюсти. Иначе вина с сотрудника снимается автоматически. Кстати, сам работник должен дать согласие на то, чтобы его допустили к секретным данным.
Конечно, если он проболтается, все убытки и упущенная выгода лягут на его плечи. Есть только одно исключение, при котором работника могут оправдать, - непреодолимая сила. Определять же эту "силу" и условия должны судьи. Конкретный факт обе спорящие стороны будут в любом случае трактовать по-разному.
Например, работник во время аварии вызвал сотрудников МЧС. Для того чтобы спасатели могли сделать свою работу, сотруднику пришлось сообщить определенные сведения. С точки зрения фирмы он виноват - он вызвал сотрудников МЧС и разгласил информацию. С другой стороны, если бы он не вызвал помощь, пострадали бы люди.
Тайна и контрагент
Коммерческую тайну партнер фирмы должен охранять на основании заключенного между ними договора. То есть если в контракте условия сохранения секрета сделки не предусматриваются, контрагента обвинить в распространении информации нельзя.
В договоре же надо четко определить размер штрафа за разглашение тайны, а также о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007