За подарки придется платить
Раздача подарков и призов является одной из самых распространенных рекламных акций. Но одновременно и головной болью бухгалтера. Поэтому столичное налоговое управление решило помочь счетоводам...
Московские чиновники решили лишний раз напомнить об условиях проведения рекламных акций с бесплатной раздачей призов и подарков (письмо УМНС по г. Москве от 15 июля 2004 г. N 24-14/47585). По мнению налоговиков, в случае, когда фирма раздает своим покупателям подарки, происходит безвозмездная передача прав собственности на товары.
Причем в Налоговом кодексе записано, что такие товары, которые фирма раздает бесплатно, являются не чем иным, как реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Следовательно, компания, решившая продвинуть свой бизнес с помощью бесплатных подарков, должна заплатить с них НДС.
Цену таких товаров фирма определяет самостоятельно. Причем законодатель установил, что бухгалтер рассчитывает цену исходя из рыночной стоимости. Если компания презентует товар, который сама же и реализует, то определить цену ей не составит труда.
Консультант по налогообложению Вячеслав Зенбулатов посоветовал определять рыночную стоимость следующим образом: "Возьмем ситуацию, когда фирма реализует товары за деньги и одновременно с этим бесплатно их раздает. В этом случае цену можно рассчитать немного ниже продажной. Фискалы не придерутся, поскольку по закону стоимость товара не должна отклоняться более чем на 20 процентов. Если же это случится, то налоговики вправе пересчитать и доначислить предприятию НДС. Кстати, при определении цены обязательно учитывают сезонные колебания спроса, потерю качества товара, истечение сроков годности, а также некоторые другие специфические условия".
Не забудьте оформить
Кстати, любые рекламные акции фирма обязана подтвердить документально. Гендиректор издает приказ, в котором обязательно утверждает порядок и цели рекламного мероприятия. А вот после завершения акции компания составляет отчет.
Сложности у бухгалтера возникают и при заполнении книги продаж. Клиенту, получившему подарок, чек выбивать нельзя. И по понятным причинам невозможно выставить счет-фактуру. Выход здесь может быть один: бухгалтер составляет единый счет-фактуру на каждую партию подарков.
Обойти письмо налоговиков можно. Вариантом рекламной акции может послужить подарок с покупкой. Безвозмездной передачи здесь нет, налог платить также не надо. По мнению Вячеслава Зенбулатова, для предприятия гораздо выгоднее оформить такой подарок с покупкой как продажу, но с предоставлением скидки на приобретаемый товар. Скидка в этом случае будет равна стоимости подарка, а клиент платит только цену товара. Но не нужно забывать, что стоимость товара не должна снизиться более чем на 20 процентов.
Н. Свистунова
"Московский бухгалтер", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007