Решение Верховного Суда РФ от 28 января 2021 г. N ВКАПИ20-23
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.
при секретаре Лисицыной А.Г.
с участием административного истца Васюхина М.В. путём использования систем видеоконференц-связи, представителей административного ответчика Следственного комитета Российской Федерации - Гарбузова Д.Л., Медведя Я.В., заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации - Максутова Р.А., прокурора Дворцова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васюхина Максима Владимировича о признании недействующими Положений о военных следственных отделах Следственного комитета России по Хабаровскому, Якутскому и Кяхтинскому гарнизонам, утверждённых приказами заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления (далее - Положения),
установил:
приказами от 4 октября 2011 г. N 177, N 181, N 183 заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления утверждены оспариваемые Положения.
Васюхин М.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Положений в полном объёме.
Нарушение своих прав оспариваемыми правовыми актами Васюхин М.В. связывает с тем, что в период прохождения военной службы по контракту с 2013 года по январь 2020 года в военных следственных отделах по Хабаровскому, Якутскому и Кяхтинскому гарнизонам приказами должностных лиц Следственного комитета России он отстранялся от занимаемых должностей без его согласия в связи с увольнением с военной службы. При этом в соответствующих приказах руководителей военных следственных органов содержится ссылка на оспариваемые правовые акты, которые наделили должностных лиц военных следственных органов полномочиями, не предусмотренными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
В нарушение п. 10 и 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, п. 8 и 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" Положения не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликованы.
Кроме того, административный истец полагает, что Положения противоречат следующим нормативным правовым актам:
- ч. 4 ст. 15 и ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", так как не учитывает особенности прохождения военной службы в Следственном комитете России;
- подп. 11 п. 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38 (далее - Положение о Следственном комитете), поскольку изданы должностным лицом, которое не обладает соответствующими полномочиями;
- п. 17 Положения о Следственном комитете, в котором определено, что назначение сотрудников Следственного комитета на должность и освобождение от должности осуществляются в порядке, установленном Председателем Следственного комитета России;
- п. 2 ст. 14 и подп. "в" п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), согласно которым право освобождения (увольнения) военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.
В подтверждение того, что к Васюхину М.В. применены оспариваемые правовые акты, и он является субъектом отношений, регулируемых ими, к административному исковому заявлению приложены копии приказов врио руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу от 21 октября 2016 г. N 39/лс, руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу от 27 ноября 2018 г. N 38/лс, руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Якутскому гарнизону от 30 ноября 2018 г. N 78/лс, врио руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Кяхтинскому гарнизону от 10 декабря 2019 г. N 72, в которых решены вопросы о заключении с административным истцом нового контракта о прохождении военной службы, об освобождении от должности, о назначении на должность, о сдаче дел, должности, о предоставлении отпуска и исключении из списков личного состава.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст. 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Административный истец Васюхин М.В. поддержал заявленные требования.
Представители Следственного комитета Российской Федерации Гарбузов Д.Л., Медведь Я.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Максутов Р.А. требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемые акты изданы заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителем Главного военного следственного управления в пределах его полномочий, носят организационный характер, не имеют нормативных свойств, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Выслушав выступление Васюхина М.В. в поддержку заявленных им требований, возражения представителей Следственного комитета Российской Федерации Гарбузова Д.Л., Медведя Я.В., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Максутова Р.А., заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего необходимым рассмотреть административное исковое заявление Васюхина М.В. в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и отказать в его удовлетворении, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения данного административного искового заявления.
К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.
Согласно пп. 1-2 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации") Председатель Следственного комитета организует работу данного государственного органа и издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Следственного комитета приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Следственного комитета и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц.
В ст. 38 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" определено, что систему военных следственных органов Следственного комитета составляют Главное военное следственное управление, военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам и следственным отделениям Следственного комитета по районам, городам.
В соответствии с п. 43 Положения о Следственном комитете Председатель Следственного комитета утверждает положения о подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, к которым в том числе относится Главное военное следственное управление.
Реализуя указанные полномочия, Председатель Следственного комитета издал приказ от 27 января 2011 г. N 20 "Об утверждении Положения о Главном военном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации" (далее - приказ N 20), который признан утратившим силу в связи с изданием приказа от 25 октября 2016 г. N 108 "Об утверждении Положения о Главном военном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации" (далее - приказ N 108).
Пунктами 1.1, 4.2.1, 4.2.32 и 4.2.33 приказа N 20, определялось, что:
1. Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации (далее - ГВСУ) входит в систему Следственного комитета на правах структурного подразделения центрального аппарата Следственного комитета и является военным следственным органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
2. Заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководитель Главного военного следственного управления (далее - руководитель ГВСУ):
осуществляет руководство ГВСУ и нижестоящими военными следственными органами Следственного комитета;
издает в пределах своих полномочий организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения и указания), обязательные для исполнения всеми сотрудниками (федеральными государственными гражданскими служащими, работниками) ГВСУ и нижестоящих военных следственных органов Следственного комитета;
утверждает положения о военных следственных отделах Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделах Следственного комитета, приравненных к следственным отделам и следственным отделениям Следственного комитета по районам, городам.
Такие же полномочия руководителя ГВСУ определены действующим приказом N 108.
Из анализа приведенных положений правовых актов следует, что приказы от 4 октября 2011 г. N 177 "Об утверждении Положения о военном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации по Кяхтинскому гарнизону", N 181 "Об утверждении Положения о военном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации по Якутскому гарнизону" и N 183 "Об утверждении Положения о военном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому гарнизону" изданы руководителем ГВСУ в пределах предоставленных ему полномочий.
В этой связи утверждение административного истца о противоречии оспариваемых правовых актов подп. 11 п. 43 Положения о Следственном комитете ввиду их утверждения ненадлежащим должностным лицом является несостоятельным.
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" нормативные правовые акты Следственного комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В п. 10, 11, 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (в редакции от 31 декабря 2020 г.) указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно подп. 3 п. 13.1 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 105, не подлежат государственной регистрации акты внутриведомственного характера, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.
Как следует из подп. 13.4 п. 13 названных Разъяснений, носящих нормативный характер, не подлежат государственной регистрации акты об утверждении положений о конкретных территориальных органах или структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти.
Оспариваемые Положения являются по своей правовой природе актами внутриведомственного характера, поскольку распространяется лишь на сотрудников соответствующих военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, направлены на организацию работы конкретных территориальных органов (отделов), не изменяют требования действующего законодательства и не содержат новых правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Таким образом, не являясь нормативными правовыми актами, Положения не подлежат государственной регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а их издание не требует официального опубликования.
Поскольку Положения нормативными правовыми актами не являются, то данное дело подлежит рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как указано в ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из административного искового заявления усматривается, что административный истец связывает предполагаемое им нарушение своих прав оспариваемыми правовыми актами с их применением к нему при его отстранении от занимаемых должностей.
При этом из копии приказа руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу от 27 ноября 2018 г. N 38/лс как единственного документа, приложенного к административному исковому заявлению Васюхина М.В., в котором содержатся сведения об освобождении административного истца от занимаемой должности (заместителя руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Якутскому гарнизону), не усматривается, что при принятии своего решения руководитель военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу руководствовался оспариваемыми Положениями.
Более того, названным приказом Васюхин М.В. был освобождён от занимаемой должности не в связи с увольнением с военной службы, а в связи с назначением по служебной необходимости на равную воинскую должность старшего следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Кяхтинскому гарнизону.
Что касается иных приложенных к административному исковому заявлению материалов: копий приказов врио руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу от 21 октября 2016 г. N 39/лс, руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Якутскому гарнизону от 30 ноября 2018 г. N 78/лс, врио руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Кяхтинскому гарнизону от 10 декабря 2019 г. N 72, в которых решены вопросы о заключении с административным истцом нового контракта о прохождении военной службы, сдаче им дел и должности, исключении из списков личного состава, предоставлении отпуска, то они данных об отстранении Васюхина М.В. от должностей не содержат.
Таким образом, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми правовыми актами по материалам дела не усматривается.
Что касается утверждения административного истца о противоречии Положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, которые указаны в административном исковом заявлении, то оно является несостоятельным.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" порядок прохождения службы военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 17 Положения о Следственном комитете назначение сотрудников Следственного комитета на должность и освобождение от должности, кроме должностей, предусмотренных п. 16 Положения, осуществляются в порядке, установленном Председателем Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.
Подп. "в" п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что увольнение военнослужащих, кроме военнослужащих, указанных в подпунктах "а" и "б", производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Вопреки утверждению в административном исковом заявлении, анализ оспариваемых правовых актов свидетельствует, что они не содержат положений, которые бы противоречили приведенным, выше нормативным правовым актам, поскольку не устанавливают предписаний, которые освобождают должностных лиц Следственного комитета от обязанности соблюдать нормы права, имеющие большую юридическую силу, при решении вопросов о прохождении военной службы сотрудниками военных следственных органов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Васюхина Максима Владимировича о признании недействующими Положений о военных следственных отделах Следственного комитета России по Хабаровскому, Якутскому и Кяхтинскому гарнизонам, утверждённых приказами заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Г. Сокерин |
Мотивированное решение составлено 28 января 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 января 2021 г. N ВКАПИ20-23
Текст решения опубликован не был