Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2021 г. N 47-КАД20-4-К6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Амирова Саида Джапаровича на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года по административному делу N 2а-799/2019 по административному исковому заявлению Амирова С.Д. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" (далее - ФКУ ИК-... УФСИН России по Оренбургской области) о признании незаконным отказа в обеспечении возможности выбора и переключения общедоступных телевизионных каналов, об обязании предоставить возможность использования антенны общего пользования и свободного переключения общедоступных телевизионных каналов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей административного истца Амирова С.Д. - Постанюка В.Д. и Хорошилова Д.С., поддержавших кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу
представителя ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области Шарипова Р.А. и представителя УФСИН России по Оренбургской области Денисова А.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Амиров С.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области, в котором просил признать незаконным отказ начальника ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области от 12 июля 2019 года в обеспечении его возможностью выбора и переключения телевизионных каналов при просмотре телепередач в установленное правилами внутреннего распорядка время, обязать администрацию ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области предоставить ему возможность использования антенны общего пользования и свободного переключения телевизионных каналов общего доступа при просмотре телевидения в отведенные для этого распорядком дня часы.
В обоснование заявленных требований Амиров С.Д. указывал, что отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-... УФСИН России по Оренбургской области с 1 апреля 2016 года. 13 июня 2019 года его адвокаты обратились в ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области с заявлением о предоставлении ему возможности просматривать общедоступные обязательные телевизионные каналы в установленное правилами внутреннего распорядка время.
В ответе на данное обращение от 12 июля 2019 года начальник ФКУ ИК-... УФСИН России по Оренбургской области ссылался на то, что согласно методическим рекомендациям ФСИН России для трансляции осужденным новостных программ и художественных фильмов используется только централизованное кабельное телевидение исправительного учреждения, тем самым отказав ему в предоставлении возможности просмотра по своему выбору и усмотрению телепередач в установленное правилами внутреннего распорядка время.
Амиров С.Д. полагает данный отказ незаконным, нарушающим его право на свободное получение информации, поскольку действующим законодательством не предусмотрено запрета либо ограничения для просмотра осужденными в установленное правилами внутреннего распорядка время общедоступных обязательных телеканалов по их выбору.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 22 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 14 ноября 2019 года, административное исковое заявление удовлетворено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года названные выше судебные акты отменены, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Амиров С.Д. просит об отмене кассационного определения судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 22 декабря 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам считает, что такие основания для отмены обжалуемого кассационного определения отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что Амиров С.Д. с 1 апреля 2016 года отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы по приговору Северо-Кавказского окружного военного суда от 27 августа 2015 года в колонии особого режима ФКУ ИК-... УФСИН России по Оренбургской области.
Административный истец имеет личный телевизор, который им используется для просмотра телевизионных программ в своей жилой камере и включается администрацией исправительного учреждения в установленное распорядком дня время. При этом трансляция программ осуществляется администрацией по кабельному телевидению учреждения, и осужденный Амиров С.Д. не имеет возможности переключать каналы, выбор каналов для просмотра производится сотрудником учреждения из административного корпуса.
13 июня 2019 года адвокат Хорошилов Д.С. обратился к начальнику ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области с письменным заявлением, в котором просил предоставить возможность Амирову С.Д. просматривать по своему выбору общедоступные обязательные телеканалы в установленное Правилами внутреннего распорядка время.
В ответе от 12 июля 2019 года начальник ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области сообщил, что в исправительном учреждении в соответствии с действующими методическими рекомендациями ФСИН России разрабатывается еженедельная программа телепередач из числа обязательных общедоступных каналов и что для трансляции осужденным новостных программ и художественных фильмов используется только централизованное кабельное телевидение исправительного учреждения.
Оспаривая решение начальника исправительного учреждения, административный истец ссылался на нарушение должностным лицом положений части 2 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), права осужденного на поиск и получение информации из общедоступных обязательных телеканалов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, УИК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах", Методических рекомендаций ФОРШ России от 30 июня 2010 года N 36/7-4253, пришли к выводу о том, что отказ начальника ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области от 12 июля 2019 года является незаконным, поскольку установленное в исправительном учреждении местное кабельное телевидение ограничивает право административного истца на поиск информации.
Отменяя принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Амирова С.Д., суд кассационной инстанции исходил из того, что требования административного истца о необходимости установки в ФКУ ИК-... УФСИН России по Оренбургской области антенны общего пользования сводятся к необходимости установки индивидуальной антенны, что противоречит пункту 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295.
В кассационной жалобе Амиров С.Д. не соглашается с кассационным определением, просит его отменить, как незаконное, обращает внимание на то, что при просмотре телевизора он не нарушает Правила внутреннего распорядка, содержится в камере с другим осужденным, с которым и осуществляет просмотр транслируемых администрацией ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области телевизионных каналов. Вывод суда кассационной инстанции о том, что антенну общего пользования Амиров С.Д. будет использовать как индивидуальную антенну, не правомерен.
Судебная коллегия полагает данные доводы Амирова С.Д. несостоятельными ввиду следующего.
Статьей 29 Конституции Российской Федерации установлено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с пунктом 24.10 Европейских пенитенциарных правил заключенные должны иметь возможность регулярно получать информацию об общественных событиях, получая по подписке или читая газеты, периодические издания и другие публикации, а также по радио или телевидению, за исключением случаев, когда судебный орган в отдельных случаях устанавливает конкретный запрет на определенный период.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.
Также осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха (часть 2 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
При этом уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, предусматривая обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить коллективный просмотр осужденными телепередач, с учетом баланса их интересов, не возлагает на нее обязанностей по обеспечению просмотра осужденными к лишению свободы каких-либо конкретных либо объединенных по отдельным признакам кинофильмов, видеофильмов, телевизионных каналов и передач и по обеспечению просмотра конкретным осужденным телевизионных программ по его выбору.
Напротив, частью 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В развитие названного законоположения пунктом 4 примечания к Приложению N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, закреплено, что телевизионные приемники используются только для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией исправительного учреждения.
То обстоятельство, что административный истец, являясь осужденным к пожизненному лишению свободы, в силу требований части 1 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации отбывает назначенное ему наказание в камере, где содержится еще один осужденный, а не в общежитии как это предусмотрено для других категорий лиц, осужденных к менее строгой мере наказания, не может изменять объем его прав на просмотр телепередач, который, как было указано выше, должен носить коллективный характер в целях соблюдения режима и обеспечения аналогичных прав других осужденных, содержащихся в том же исправительном учреждении.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет справочно-информационное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Методическими рекомендациям ФСИН России от 7 июня 2010 года N 48/5894 "О порядке демонстрации кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях", а также рекомендациями от 6 марта 2018 года N 3-15220 "По организации работы студии кабельного телевидения в исправительных учреждениях ФСИН России" время просмотра телепередач рекомендуется определять с учетом имеющейся программы телевидения на неделю. Целесообразен показ телепередач общественно-политической, духовной, нравственной и спортивной тематики. Просмотр телепередач должен осуществляться под контролем администрации исправительного учреждения.
Для приема телевизионных каналов необходимо использовать антенны общего пользования либо, при наличии технических возможностей, централизованное кабельное телевидение.
В суде представитель ФКУ ИК ... УФСИН России по Оренбургской области обращал внимание на то обстоятельство, что в учреждении имеется студия кабельного телевидения на базе комплекта спутникового телевидения "Триколор ТВ".
Из материалов дела усматривается, что администрацией исправительной колонии в соответствии с требованиями законодательства еженедельно утверждаются программы трансляции по сети кабельного телевидения в периоды времени, установленные распорядком дня как личное время осужденных.
В соответствии с пунктами 20 - 23 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня, разработанный на основе примерного, утверждается приказом за подписью начальника исправительного учреждения и доводится до сведения персонала и осужденных. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.
Следовательно, предоставление административному истцу возможности просмотра утвержденных администрацией исправительного учреждения телепередач в соответствии с распорядком дня, среди которых, как следует из имеющихся в деле материалов, ежедневно присутствуют новостные программы, полностью соответствует приведенным выше нормам законодательства и не нарушает его прав.
В случае, если истец полагает, что утвержденные к просмотру программы телепередач не соответствуют запросу и кругозору осужденных, он вправе обжаловать действия администрации исправительного учреждения по утверждению предназначенной к просмотру сетки телевизионных программ.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания незаконным отказа исправительного учреждения в обеспечении возможности выбора и переключения общедоступных телевизионных каналов и для возложения на исправительное учреждение обязанности предоставить осужденному возможность использования коллективной антенны для свободного переключения общедоступных телевизионных каналов.
Ввиду изложенного оснований к отмене кассационного определения судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Амирова Саида Джапаровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2021 г. N 47-КАД20-4-К6
Текст определения опубликован не был