Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития и
торговли Республики Адыгея
от 11 марта 2020 г. N 70-па
Обзор
обобщения правоприменительной практики осуществления Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2019 год
1. Общие положения
1.1. Настоящее обобщение правоприменительной практики осуществления Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее - Министерство) регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2019 год (далее - обобщение практики) подготовлено в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Одной из основных мер профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), является регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
1.2. Целями подготовки обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
1) предупреждение нарушений обязательных требований, выявление проблем правоприменения;
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей;
4) подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
1.3. Задачами подготовки обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление Министерством проблемных вопросов применения обязательных требований;
2) выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка предложений по их устранению;
4) выявление наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, анализ их причин и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
1.4. Обзор обобщения правоприменительной практики подготовлен за январь - декабрь 2019 года по результатам контрольной деятельности Министерства в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В рамках указанного направления Министерством организованы и проведены проверки и (или) иные мероприятия по контролю, в том числе касающиеся:
использования оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
разработки и издания приказов о проведении проверок, их содержания;
выбора документарной или выездной проверки;
исчисления и соблюдения сроков проведения проверки;
соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;
оформления результатов проверки и принятия мер по ее результатам;
организации и проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований;
работы с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
организации и проведения иных мероприятий по контролю;
привлечения юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного контроля;
оценки тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
1.5. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 августа 2019 года N 193 "О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 мая 2011 года N 82 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея" Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, который включает в себя:
- лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
- государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.6. В качестве источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности были использованы:
- результаты проведенных контрольных мероприятий;
- результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административного наказания и постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
- результаты обжалований действия и решений должностных лиц Министерства в судебном порядке и иные материалы судебной практики.
2. Правоприменительная практика осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
2.1. Министерством в рамках имеющихся полномочий в 2019 году:
- проведено внеплановых документарных проверок - 246;
- проведено административных расследований - 25;
- составлено протоколов об административных правонарушениях - 358;
- привлечено к административной ответственности - 343 субъекта правонарушения на сумму 4075000 рублей;
- в судебный орган на рассмотрение направлено - 7 протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченными лицами, осуществляющими государственный контроль;
- судебным органам вынесено 2 решения о привлечении (1 физического лица и 1 должностного лица) к административной ответственности.
На основании нарушений, выявленных по результатам проведенных проверок, составлены протоколы об административном правонарушении:
N |
Выявленные нарушения |
Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных лиц |
Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении юридических лиц |
Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении граждан |
Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении индивидуальных предпринимателей |
1. |
Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19 КоАП РФ) |
31 |
17 |
- |
- |
2. |
Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ) |
99 |
34 |
- |
- |
3. |
Нарушение порядка ценообразования (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ) |
44 |
26 |
64 |
- |
4. |
Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ) |
- |
- |
- |
- |
5. |
Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (ст. 15.13 КоАП РФ) |
9 |
8 |
- |
19 |
6. |
Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами (ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ) |
- |
- |
1 |
- |
7. |
Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем) (ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ) |
- |
- |
- |
1 |
8. |
Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ) |
1 |
1 |
- |
- |
9. |
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) |
2 |
- |
- |
- |
10. |
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ) |
- |
1 |
- |
- |
По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и проведенных административных расследований вынесены постановления по делам об административных правонарушениях (постановления о прекращении производства по делу):
N |
Выявленные нарушения |
Количество постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в отношении должностных лиц |
Количество постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в отношении юридических лиц |
Количество постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в отношении граждан |
Количество постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в отношении индивидуальных предпринимателей |
Прекращено производство по делу |
1. |
Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19 КоАП РФ) |
31 |
17 |
- |
- |
- |
2. |
Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ) |
97 |
32 |
- |
- |
4 |
3. |
Нарушение порядка ценообразования (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ) |
43 |
25 |
64 |
- |
2 |
4. |
Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ) |
|
|
|
|
22 (по результатам административных расследований) |
5. |
Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (ст. 15.13 КоАП РФ) |
7 |
6 |
- |
19 |
4 |
6. |
Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами (ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ) |
- |
- |
- |
1 |
- |
7. |
Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем) (ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ) |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ) |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) |
1 |
- |
- |
- |
- |
10. |
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ) |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2. В ходе осуществления мероприятий по контролю выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения:
1) Розничная продажа алкогольной продукции в неустановленное время.
Согласно статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с Законом Республики Адыгея от 1 августа 2013 года N 228 "О регулировании отдельных вопросов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон Республики Адыгея) не допускается:
- розничная продажа алкогольной продукции с 22 часов до 11 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли;
- в День защиты детей в Республике Адыгея (1 июня) и День знаний (1 сентября).
За нарушение требований по соблюдению времени розничной продажи алкогольной продукции частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции:
- изучить действующее законодательство, в том числе региональные нормативные правовые акты, в части установления дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками в части соблюдения дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- обеспечить надлежащий контроль со стороны руководителей организаций за настройками времени на оборудовании, используемом для реализации алкогольной продукции;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2) Занижение минимальной розничной цены алкогольной продукции.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже установленной приказами Министерства финансов Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Меры, которые необходимо предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения порядка ценообразования:
- изучить действующее законодательство, в том числе приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2019 года N 225н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 года N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов", а также приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 55н "Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)";
- отслеживать изменения в приказы Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающие минимальные цены на розничную продажу алкогольной продукции;
- привести системы учета алкогольной продукции в соответствие с установленными минимальными ценами;
- периодически информировать специалистов, ответственных за соблюдение порядка ценообразования, об установленных минимальных ценах на алкогольную продукцию;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками в части розничной продажи алкогольной продукции не ниже установленных минимальных цен;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения порядка ценообразования в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3) Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- нефиксация в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно статье 8 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет ее оборота в системе ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459).
В соответствии с п. 21 Правил N 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно приказу Минфина России от 15 июня 2016 года N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" (далее - приказ Минфина России от 15 июня 2016 года N 84н) следует, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4, подпунктами 14, 23 и 24 пункта 6, пунктом 16 Правил N 1459 организации, осуществляющие производство и (или) оборот продукции, обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека).
Формат установлен приказом Росалкогольрегулирования от 03.03.2016 N 54 "Об утверждении формата представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации" (далее - Формат).
Согласно разделу 2.6 Формата заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции содержит реквизиты "Цена" и "Штрихкод", в которых указываются соответственно цена розничной продажи продукции (с учетом НДС) и штриховой код с федеральной специальной или акцизной марки. Данные реквизиты являются обязательными для заполнения.
Реквизиты "цена" и "штрихкод" при розничной продаже заполняются участником алкогольного рынка самостоятельно, их подлинность подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. На основании данных реквизитов и выстраиваются в дальнейшем отчетные формы о фактах нарушения установленной минимальной стоимости продажи алкогольной продукции, а также журналы учета объема розничной продажи, доступные уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации;
- невнесение в ЕГАИС в установленном порядке сведений о возврате алкогольной продукции поставщику или ее списании с учета организации после окончания срока действия лицензии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 30 пункта 6 Правил N 1459 предусмотрено, что ЕГАИС содержит сведения о списании продукции в случае брака или иных причин, которые на основании пункта 16 данных правил представляют в ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.
В соответствии с приказом Минфина России от 15 июня 2016 года N 84н организация в срок не более трех рабочих дней с даты возврата алкогольной продукции или не позднее следующего рабочего дня после списания алкогольной продукции направляет заявку о фиксации в ЕГАИС указанной информации.
За нарушение хозяйствующими субъектами действующего законодательства по неотражению сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС или несписанию в установленный срок остатков алкогольной продукции в ЕГАИС статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка в целях недопущения нарушений государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- изучить действующее законодательство о порядке фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции;
- усилить контроль за внесением в ЕГАИС в установленном порядке сведений о реализации алкогольной продукции, о ее возврате поставщику или ее списании с учета организации;
- после окончания срока действия лицензии в целом, либо прекращения действия лицензии на одном из объектов (в связи с его закрытием) своевременно обратиться в лицензирующий орган за открытием доступа в ЕГАИС для списания остатков или перемещения на другое подразделение, или возврат поставщикам;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых лицензионных требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения порядка учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
4) Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Из подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного закона.
В силу подпункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ оборотом алкогольной продукции является закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Согласно части 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно и определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
В соответствии с частью 2 ст. 494 Гражданского кодекса РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети "Интернет" признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Таким образом, выставление товара на витринах, прилавках без указаний на то, что соответствующие товары не подлежат продаже, в силу пункта 1 статьи 435, пункта 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичной офертой.
Согласно пункту 1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ в период приостановления действия лицензии организация не вправе осуществлять оборот алкогольной продукции.
Несоблюдение данного лицензионного требования (условия), то есть невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка в целях недопущения нарушений лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции:
- изучить Федеральный закон N 171-ФЗ;
- усилить контроль за соблюдением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения лицензионных требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
5) Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в порядке, установленном пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ.
В силу указанной нормы алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации. Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными названным законом марками не допускается.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" установлено, что изготовление федеральных специальных марок осуществляется акционерным обществом "Гознак" (далее - организация-изготовитель) в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность считывания с них двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой информационной системы, с использованием технических средств единой информационной системы, в течение 19 рабочих дней со дня поступления от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка решения об изготовлении таких марок.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в числе прочего оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного закона, либо с маркировкой поддельными марками.
В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного федерального закона.
Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы, хранение алкогольной продукции является составной частью оборота.
При этом хранение алкогольной продукции воспринимается не только на складе, но и на полках-витринах, а выставление алкогольной продукции в открытый доступ на полки-витрины предполагает ее свободную реализацию.
В соответствии с п. 3.3 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка в целях недопущения нарушений оборота алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны:
- изучить действующее законодательство по маркировке алкогольной продукции;
- усилить контроль за соблюдением требований, предусмотренных законодательством о маркировке и (или) нанесении информации на алкогольную продукцию, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения требований, предусмотренных законодательством о маркировке и (или) нанесении информации на алкогольную продукцию;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения требований, предусмотренных законодательством о маркировке и (или) нанесении информации на алкогольную продукцию.
6) Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;
- представление деклараций с нарушением срока, установленного Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года N 815 (далее - Правила);
- непредставление деклараций в срок, установленный Правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:
- розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;
- розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно Правилам организации индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по установленной форме.
В соответствии с пунктами 15, 16 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Декларации по установленной форме представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Нарушение сроков представления деклараций влечет за собой административную ответственность по статье 15.13 КоАП, а за данные нарушения, допущенные дважды в течение года, грозит аннулирование лицензии.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка в целях недопущения нарушения порядка и сроков при декларировании розничной продажи алкогольной продукции:
- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;
- усилить контроль за своевременной сдачей деклараций через "Личный кабинет" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2.3. В 2019 году Министерством проведено в отношении лицензиатов и соискателей лицензии:
- 318 внеплановых выездных проверок;
- 19 внеплановых документарных проверок.
Внеплановые проверки в количестве 337 проведены на основании заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии. По результатам проведенных внеплановых проверок 7 соискателям лицензии отказано в предоставлении государственной услуги.
По итогам проверок выявлены следующие нарушения:
|
Выявленные нарушения |
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения |
1. |
Отсутствие контрольно-кассовой техники на заявленном к лицензированию торговом объекте. |
3 |
2. |
Отсутствие у заявителя в соответствии с абзацем 1 пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения заявленного к лицензированию обособленного подразделения. Отсутствие у заявителя в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, расположенных в сельских населенных пунктах, общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения заявленного к лицензированию обособленного подразделения. |
|
3. |
Расположение торгового объекта, заявленного для лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, в пределах границ прилегающей территории, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции |
|
4. |
Наличие у заявителя на 1-е число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справками налогового органа в форме электронных документов, полученных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа |
4 |
Наиболее часто совершаемые нарушения:
1) Наличие у заявителя на 1-е число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
2) Отсутствие контрольно-кассовой техники на заявленном к лицензированию торговом объекте.
Согласно абзацу 12 пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники.
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Меры, которые следует предпринять соискателям лицензий (лицензиатам) в целях предотвращения указанных нарушений перед обращением с заявлением в Министерство:
- изучить законодательство в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществлять в том числе мониторинг изменений, внесенных в нормативные правовые акты;
- своевременно уплачивать налоги, сборы, пени и штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также штрафы, назначенные за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения требований к лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
2.4. В 2019 году Министерством приостановлено действие 1 лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Основанием для приостановления действия лицензии послужило совершение обществом нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Министерство обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Адыгея об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Решением Арбитражного суда Республики Адыгея в удовлетворении требований отказано.
2.5. В 2019 году Министерством в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, вынесено 6 предостережений о недопустимости нарушения порядка фиксации информации в ЕГАИС. Предостережения исполнены хозяйствующими субъектами в установленные сроки.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 11 марта 2020 г. N 70-па "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.