Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 июля 2004 г. N КА-А40/6129-04
(извлечение)
Негосударственное образовательное учреждение "Столичный гуманитарный институт" (далее - Институт) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом его уточнения к Инспекции МНС России N 31 по Западному административномy округу г. Москвы (далее - Инспекция) об обязании налогового органа возвратить из бюджета 26.711.219 руб. 65 коп. и излишне уплаченных налогов и 9525326 руб. процентов за несвоевременный возврат денежных средств.
Решением суда от 20.04.2004 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на ст.ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит решение суда отменить и в удовлетворении заявления отказать. В жалобе Инспекция указывает на неисследовательность судом обстоятельств, связанных с наличием у налогоплательщика задолженности, необходимость проведения сверки по задолженности перед бюджетом, ссылается на лицевой счет заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Институт указывает на несостоятельность ее доводов, исследование судом всех юридически значимых обстоятельств по делу, опровергает доводы о наличии у заявителя задолженности. Отзыв на кассационную жалобу соответствует требованиям ст. 279 АПК Российской Федерации, приобщен к материалам дела. К отзыву приложены акт сверки и переписка с налоговым органом по поводу возврата спорных сумм.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представители НОУ "Столичный Гуманитарный Институт" возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебном акте и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованного судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства (п. 2).
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи (п. 3).
В силу п. 9 ст. 78 названного Кодекса возврат сумм излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из наличия у налогоплательщика права на возврат из бюджета 36236546 руб. 47 коп., из них: 26239324 руб. 87 коп. излишне взысканных Инспекцией налогов, 471894 руб. 78 коп. излишне уплаченного налога с продаж и 9.525.326 руб. 82 коп. процентов за нарушение сроков возврата налогов.
При рассмотрении спора суд принял во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 04.11.2003 по делу N А40-18623/02-126-44, которым признано частично недействительным решение Инспекции от 22.03.02 N 18-11/787 ДСП.
В соответствии с данным решением произведено взыскание по инкассовым поручениям налогового органа заявленной к возврату суммы налога как излишне взысканной.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не допускается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальность установленных судом обстоятельств налоговым органом не оспаривается, размер взысканных в бесспорном порядке и заявленных к возврату денежных сумм не отрицается.
Спор о размере начисленных и подлежащих возмещению процентов отсутствует. Доводов по этому поводу в кассационной жалобе не содержится.
Приведенный заявителем расчет взыскиваемого размера процентов проверен судом и признан правильным. Проценты начислены за период с 11.01.2004 по 14.01.2004 по ставке рефинансирования Банка России 16% и с 15.01.2004 г. по 20.04.2004 по ставке рефинансирования 14%.
Факты обращения заявителя в Инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканных и уплаченных сумм налогов 17.07.03 и 10.12.03 и непринятие Инспекцией решения в установленные п. 2 ст. 78 и п. 2 ст. 79 Налогового кодекса РФ сроки подтверждены материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
Ссылка налогового органа на лицевые счета и довод о неисследованности судом вопроса о наличии у заявителя задолженности по налогам и сборам перед бюджетом отклоняются.
В нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не доказала наличие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам (возможность взыскания которой налоговым органом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке не утрачена), в счет погашения которой подлежала бы зачету истребуемая Обществом сумма неправомерно взысканного налога.
Суд обоснованно не принял возражения Инспекции по поводу проблемы организации делопроизводства в налоговом органе (ведения лицевых счетов налогоплательщика), поскольку указанное обстоятельство не является основанием к отказу возврата излишне взысканных и уплаченных сумм налогов. Материалами дела не подтверждается, что Инспекцией в ходе судебного разбирательства заявлялось ходатайство о проведении акта сверки по задолженности заявителя перед бюджетом.
К отзыву на кассационную жалобу приложена копия 2-х стороннего акта сверки расчетов по платежам в бюджет за период с 01.01.2004 по 21.06.2004. Данный документ опровергает довод жалобы о наличии у заявителя задолженности по платежам в бюджет.
В судебном заседании представитель Инспекции не отрицал наличие такого акта, возражений по поводу пояснений представителей Общества об отсутствии у заявителя задолженности перед бюджетом с учетом представленного акта сверки расчетов не высказывал.
При рассмотрении доводов жалобы суд принимает во внимание письмо Управления МНС России по г. Москве от 07.05.04 N 11-11н/30940, которым УМНС России обязала Инспекцию вынести решение по вопросу возврата излишне взысканных сумм в порядке ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Обстоятельства, связанные с недобросовестными действиями по обращению в суд с заявлением о возмещении из бюджета процентов на основании п. 4 ст. 79 и п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ не установлено и материалами дела не подтверждается. На указанные обстоятельства налоговый орган не ссылался.
Таким образом, вывод суда о правомерно заявленных требованиях обоснован ссылками на правильно установленные судом обстоятельства, их оценку и доказанность. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушение норм процессуального права не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 апреля 2004 года по делу N А40-294/04-115-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 31 по Западному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Отменить введенное Федеральным арбитражным судом Московского округа определение от 25.06.2004 о приостановлении исполнения судебного акта по делу N КА-А40/6129-04.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2004 г. N КА-А40/6129-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании