Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 10 февраля 2021 г. N 79-П
Обстоятельства авиационных происшествий с самолетом Ан-2 RA-40642 и единичным экземпляром воздушного судна дельталетом "Поиск-06П" RА-1711G
20 февраля 2020 г. осуществлялась перевозка пассажиров в интересах собственника самолета Ан-2 RA-40642 по маршруту: посадочная площадка "Магадан-13" - Сеймчан. На борту самолета находились 2 члена экипажа и 12 пассажиров.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установлено, что взлет самолета выполнялся с грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ГВПП) с закрылками в положении 20°. При начальном наборе высоты с вертикальной скоростью 1 м/с возник кабрирующий момент, который командир воздушного судна (далее - КВС) парировал максимальным отклонением штурвала от себя. При достижении самолетом высоты около 10 м и скорости 105 км/ч значения угла тангажа увеличилось до +15°, а угла атаки до +12°. Для перевода самолета в горизонтальный полет КВС кратковременно уменьшил режим работы двигателя, но кабрирующий момент продолжал увеличиваться. На высоте около 30 м скорость самолета уменьшилась до 65 км/ч, а углы тангажа и атаки увеличились до 30° (критическое значение угла атаки +24°), что привело к выходу ВС на режим сваливания, дальнейшему неконтролируемому снижению и столкновению с земной поверхностью с углом тангажа на пикирование около 5° и левым креном около 10°. В результате авиационного происшествия (авария) экипаж и пассажиры получили различные телесные повреждения, самолет разрушен.
Комиссией по расследованию установлено, что взлетная масса самолета Ан-2 RA-40642 превышала на 410 кг максимальную взлетную массу, указанную в Руководстве по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) самолета Ан-2. Кроме того, экипажем было допущено превышение допустимого диапазона центровки самолета в результате неправильного размещения груза и пассажиров, передвижения пассажиров по салону самолета во время взлета (неприменение привязных ремней) и отсутствия ограничительного ремня на входе в хвостовой отсек фюзеляжа самолета в районе 15 шпангоута.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-40642 произошло при выполнении взлета вследствие выхода ВС на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим столкновением с земной поверхностью. Выход ВС на закритические углы атаки стал следствием превышения ограничений по максимальному взлетному весу и предельно задней центровке.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовало:
- недостаточный контроль со стороны экипажа за взлетным весом и центровкой ВС при загрузке багажа и посадке пассажиров перед вылетом, а также несанкционированное перемещение одного из пассажиров в район 14-15 шпангоута в процессе взлета;
- отсутствие ограничительного ремня в пассажирской кабине ВС, установка и проверка которого предусмотрена главой 3 разделами "Загрузка и центровка самолета" и "Предполетный осмотр самолета вторым пилотом" РЛЭ самолета Ан-2.".
04 августа 2020 г. на единичном экземпляре воздушного судна (далее - ЕЭВС) дельталете "Поиск-06П" RA-1711G выполнялись несанкционированные полеты с пассажиром на борту в воздушном пространстве класса С и G.
По результатам проведенного анализа видеозаписей средств видеофиксации (камеры наружного наблюдения) посадочной площади и расшифровки данных портативного приемника спутниковой навигации, находившегося на борту дельталета, комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установила, что первый полет дельталета выполнялся по произвольному маршруту с выполнением множества разворотов и виражей при подлете к посадочной площадке. Посадка дельталета была выполнена правее ГВПП с дальнейшим смещением ВС вправо к месту стоянки. На пробеге, по неустановленной причине, КВС принял решение на выполнение взлета и приступил к набору высоты с вертикальной скоростью 1 м/с. На высоте около 10 м и скорости около 80 км/ч КВС выполнил первый разворот вправо с креном около 30°. Перелетев провода линии электропередачи (размещены вблизи посадочной площадки по курсу взлета высотой 10 м) дельталет столкнулся левой частью крыла с верхушкой дерева на высоте 21 м на скорости около 80 км/ч, в результате чего дельталет развернулся на 360°, потерял скорость, и при падении столкнулся передней ногой шасси с бруствером дороги. В результате авиационного происшествия (катастрофа) КВС и пассажир погибли, дельталет разрушен.
Комиссией по расследованию установлено, что свидетельство пилота сверхлегкой авиации, выданное 17.05.2005 Центральной квалификационной комиссией сверхлегкой авиации подлежало замене в соответствии с приказом Росавиации от 17 мая 2010 г. N 172. Срок действия сертификата летной годности ЕЭВС дельталета "Поиск-06П" RA-1711G истек 07 августа 2019 г. и далее не продлевался. Планы полетов для уведомления органов ОВД (управления полетами) или получения разрешения при использовании воздушного пространства классов G и С не предоставлялись. По результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы установлено, что КВС и пассажир находились в состоянии сильного алкогольного опьянения.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с ЕЭВС дельталетом "Поиск-06П" RA-1711G явилось отсутствие осмотрительности в полете, связанное, наиболее вероятно, с сильной степенью алкогольного опьянения КВС, что привело к столкновению с препятствием (деревом) в управляемом полете.
Авиационному происшествию способствовал неучет КВС положений РЛЭ по порядку выполнения взлета и первоначального набора высоты (выполнение разворота на предельно малой высоте сразу после отрыва ВС при наличии препятствий в направлении маневра).".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с самолетом Ан-2 RA-40642 и ЕЭВС дельталетом "Поиск-06П" RA-1711G приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 10 февраля 2021 г. N 79-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.