Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 23 декабря 2020 г. N 1719
"Об организации работы по оценке эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике"
20 июля 2021 г.
В целях совершенствования системы управления качеством образования и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07 мая 2020 года N 522 "Об утверждении мероприятий ("дорожной карты") развития механизмов управления качеством образования в Удмуртской Республике на 2020 год", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике (далее - Порядок).
2. Управлению правового и кадрового обеспечения (Т.Л. Квачегина) совместно с автономным учреждением Удмуртской Республики "Региональный центр оценки качества образования" провести мониторинг эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций в режиме апробации по итогам 2019 года.
3. Назначить региональным координатором проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр оценки качества образования" (Д.С. Дектерев).
4. Автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования" (Н.А. Сударикова) учитывать результаты мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций при разработке и реализации адресных программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющим управление в сфере образования, руководствоваться настоящим Порядком при организации и проведении оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.
6. Рекомендовать руководителям образовательных организаций, расположенных на территории Удмуртской Республики, использовать результаты мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в целях совершенствования управления образовательной деятельностью.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
С.М. Болотникова |
Порядок изменен с 20 июля 2021 г. - Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 июля 2021 г. N 1067
Порядок
проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике
(утв. Приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 23 декабря 2020 г. N 1719)
20 июля 2021 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике (далее - Порядок) определяет единые методические подходы к организации мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (далее - Мониторинг) для оценки динамики изменения показателей, использования методов и принципов управления, формирования региональных инструментов управления качеством образования, способствующих достижению следующих целей:
повышение качества управленческой деятельности;
формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
обеспечение качества подготовки обучающихся;
обеспечение потребности в резерве управленческих кадров;
создание условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных).
Для оценки достижения поставленных целей определены ключевые задачи и направления развития:
1. Повышение качества управленческой деятельности
Качество управленческой деятельности применительно к системе образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Улучшение качества - процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования.
Главной задачей российской образовательной политики сегодня является модернизация образования, представленная как комплексное обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни. Ключевая роль в этой цепи отводится образовательным организациям.
Законом "Об образовании в Российской Федерации" для решения этой задачи образовательным организациям предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В связи с этим, задачи, стоящие сегодня перед руководителями образовательных организаций, изменяются и значительно усложняются, возникает необходимость выработать новые формы поведения, усилить гибкость и стратегическую направленность управления.
Система образования Удмуртской Республики - 563 руководителя общеобразовательных организаций, из них 183 имеют высшую квалификационную категорию, 525 имеют стаж работы в должности руководителя более 10 лет.
Руководители общеобразовательных организаций регулярно повышают уровень своей компетентности, принимают участие в грантовых конкурсах, так и.о. директора Пинязьской основной общеобразовательной школы Каракулинского района и директор средней общеобразовательной школы N 7 "Кадетская школа Воткинска имени М. Т. Калашникова" стали лауреатами конкурса "Педагог года Удмуртии - 2020".
Действенным инструментом помощи руководителям в оптимизации управленческой деятельности определен механизм государственно-общественного управления. Сегодня законодательно закреплено право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей, работников образовательного учреждения, общественности. Данный механизм налажен не во всех образовательных организациях на должном уровне. Только порядка 63% общеобразовательных организаций республики имеют в своем составе коллегиальный орган управления с участием общественности.
Актуальна проблема повышения эффективности образовательной, финансово-хозяйственной, организационной деятельности общеобразовательных организаций через разработку и реализацию программ развития образовательной организации.
2. Формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
Необходимость перехода школы к новой модели управления задают следующие обстоятельства: неудовлетворенность родителей качеством образования в государственных школах; рост числа детей на домашнем обучении; конкуренция со стороны новых образовательных технологий и внешкольного образования (в том числе онлайн-технологий); изменение требований к финансовой и управленческой эффективности школ; сокращение количества школ в связи с оптимизацией.
По результатам международного исследования учительского корпуса TALIS - 2018 директора российских школ ощущают необходимость профессионального развития в вопросах управления финансами и человеческими ресурсами, предоставления обратной связи, установления профессионального взаимодействия в коллективе, применения аналитических данных в целях повышения эффективности управления и др.
Директорам доступны разнообразные инструменты повышения квалификации, однако проблема нехватки компетентности по вопросам управления образовательной организацией свидетельствует о том, что существующие программы дополнительного профессионального образования не в полной мере решают эти задачи.
Это подтверждает актуальность задачи совершенствования системы подготовки директоров школ, реализации адресных программ повышения квалификации и расширения возможностей для их профессионального развития на основе оценки компетенций, выявления профессиональных дефицитов.
3. Обеспечение качества подготовки обучающихся
Комплексный анализ результатов оценки качества подготовки обучающихся в Удмуртской Республике позволяет сделать следующие выводы.
Индексы низких результатов ВПР имеют тенденцию к увеличению от класса к классу (4 класс - 8,1% и 20,9%, 5 класс - 29,8% и 43,8%, 6 класс - 41,8% и 58,3%, 7 класс - 37,8% и 53,8% в 2019 и 2020 годах соответственно). Общее снижение результатов ВПР в 2020 году может свидетельствовать о большей объективности проведения процедур ВПР.
В 2020 году снизился внешний индекс необъективности (2017 год - 13,1%, 2018 год - 10,6%, 2019 год - 9,8%, 2020 год - 7,2%). По итогам ВПР за 2017 - 2020 годы признаки необъективности результатов выявлены в 95 школах республики.
В "зону риска" по наличию резкого изменения результатов, низких результатов и признаков необъективности ВПР в 2020 году вошло 116 школ (в 2019 году - 51 школа).
Анализ результатов международного исследования PISA показывает, что, демонстрируя высокий уровень академической подготовки, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач.
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование". В связи с этим обеспечение качества подготовки обучающихся становится важнейшей задачей руководителя образовательной организации.
4. Формирование резерва управленческих кадров
Проблема формирования резерва управленческих кадров на сегодня в республике является актуальной еще и в связи с тревожной ситуацией со старением как педагогического корпуса в целом, так и руководящих работников в частности. По данным официальной статистики, 265 директоров общеобразовательных организаций в Удмуртии в возрасте старше 50 лет (47,1%), доля заместителей директоров в возрасте до 35 лет составляет 13,9%.
По результатам международного исследования учительского корпуса TALIS - 2018 директора российских школ, получивших возможность пройти подготовку по управлению школой до вступления в должность, значительно меньше, чем в среднем по странам - участникам TALIS. До назначения такая программа оказалась доступной 6,5% директоров. В странах - лидерах международных исследований доля подготовленных директоров - до 70%.
Как и в 2013 году, директора российских школ в основном проходят подготовку на должность директора после вступления в должность. Руководителями назначаются, в основном, сотрудники из числа заместителей и опытных педагогов данной или других образовательных организаций, управленческих структур системы образования и других отраслей.
Подготовка руководителей к сложной, полифункциональной деятельности является комплексным непрерывным процессом, ориентированным на личностно-профессиональное развитие для решения стратегических задач. Поэтому задача формирования резерва управленческих кадров и назначения руководителей образовательных организаций является актуальной.
5. Создание условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных)
Эффективность управленческой деятельности руководителей образовательных организаций определяется в том числе и созданием условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных).
В 2020 году доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций в целом по республике составила 86,4% (2019 год - 84,5%, 2018 год - 82,5%). Несмотря на колоссальные средства, затрачиваемые государством на строительство и ремонт общеобразовательных организаций, удельный вес числа зданий, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в общем числе зданий общеобразовательных организаций, составляет 34,7%, 42 здания общеобразовательных организаций требуют капитального ремонта, 1 - находится в аварийном состоянии.
Недостаточно привлекаются финансовые средства на развитие образовательных организаций от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств (3%).
Педагогические кадры - ключевой фактор, определяющий качество школьного образования. Укомплектованность образовательных организаций педагогическими и руководящими работниками в 2020 году составила 98,3% (2019 год - 98,82%), из них доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей образовательных организаций - 23,8% (2019 год - 23,26%).
Доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию в общей численности учителей образовательных организаций, составила 21,13% (2019 год - 20,91%), прошли в течение последних трех лет повышение квалификации и(или) профессиональную переподготовку 77,86%) (2019 год - 83,48%).
Одним из ключевых направлений государственной политики в сфере образования является повышение заработной платы педагогических работников с учетом показателей эффективности и качества услуг. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных образовательных учреждений колеблется в 2020 году от 24,8 (в Можгинском районе) до 33,7 тысяч рублей (в г. Ижевске). Для повышения заработных плат педагогических работников необходима слаженная работа всей системы образования, каждого уровня - от регионального уровня до уровня образовательной организации. Это связано с особенностями закрепления полномочий по организации и финансовому обеспечению различных уровней образования.
2. Показатель эффективности деятельности руководителей образовательных организаций - это оценочный критерий достижения целей, выполнения задач, поддающийся количественному измерению, являющийся значимым с точки зрения управления, выраженный в результативности деятельности по управлению условиями осуществления образовательной деятельности, процессами, результатами деятельности.
3. Оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций проводится для руководителей и лиц, исполнявших обязанности руководителей, образовательных организаций с 1 января по 31 декабря отчетного года.
4. Итоговая оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций представляет собой результат оценки системы взаимосвязанных взаимодополняющих индексов показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, позволяющих определить уровень достижения результатов и произвести оценку этих результатов.
5. Итоговая оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации рассчитывается в соответствии с Методикой расчета итоговой оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
6. В основу Мониторинга положены следующие принципы:
объективность, достоверность значений показателей;
открытость, прозрачность показателей (индексов показателей);
минимизация количества отчетных показателей при сохранении полноты информации.
II. Цель и задачи Мониторинга
7. Целью Мониторинга является всесторонняя и объективная оценка профессиональной компетентности, эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций для выработки комплекса мер по устранению проблем в системе управления образовательной организацией и совершенствованию управленческой деятельности.
8. Задачи Мониторинга:
сбор, обработка и анализ показателей (индексов показателей) эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (при проведении Мониторинга в последующих периодах - анализ динамики показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций);
формирование информационной основы для принятия обоснованных управленческих решений по повышению эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
выявление образовательных организаций с высокой эффективностью деятельности руководителей с целью распространения лучших практик;
своевременное выявление управленческих проблем и негативных тенденций в образовательных организациях с целью их последующего устранения, оказания адресной помощи;
стимулирование целенаправленного и непрерывного повышения профессионального уровня, методологической культуры руководителей образовательных организаций, использования ими современных технологий управления образовательной организацией;
повышение эффективности и качества управленческой деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей руководителей образовательных организаций.
II. Показатели эффективности деятельности руководителей образовательных организаций
9. Предметом оценки являются результаты деятельности руководителей образовательных организаций по следующим позициям оценивания:
1) по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
2) по качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;
3) по базовому уровню подготовки обучающихся;
4) по высокому уровню подготовки обучающихся;
5) по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;
6) по объективности результатов внешней оценки;
7) по условиям осуществления образовательной деятельности;
8) по организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся;
9) по формированию резерва управленческих кадров;
10) по обеспечению образовательных организаций квалифицированными кадрами;
11) по организации воспитательной и профилактической работы.
10. Все используемые в мониторинге эффективности деятельности руководителя образовательной организации показатели делятся на:
положительные - показатели, значения которых положительно влияют (вносят положительный вклад) на общую оценку деятельности руководителя образовательной организации;
отрицательные - показатели, значения которых отрицательно влияют (вносят отрицательный вклад) на общую оценку деятельности руководителя образовательной организации.
11. Перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей определяется для каждого типа образовательных организаций.
12. Показатели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации рассчитывается в соответствии с Методикой расчета показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (далее - Методика) согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
IV. Участники Мониторинга
13. Для реализации задач Мониторинга в качестве участников выступают:
1) Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
2) подведомственные Министерству образования и науки Удмуртской Республики организации: Автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр оценки качества образования" (далее - АУ УР "РЦОКО"), Автономное учреждение Удмуртской Республики "Автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации" (далее - АУ УР "РЦИ"), Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования" (далее - АОУ ДПО УР ИРО), Автономное образовательное учреждение Удмуртской Республики "Региональный образовательный центр одаренных детей" (далее - АОУ УР "РОЦОД");
3) органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования;
4) образовательные организации, расположенные на территории Удмуртской Республики.
14. Министерство образования и науки Удмуртской Республики:
1) инициирует проведение Мониторинга;
2) осуществляет нормативно-правовое обеспечение проведения Мониторинга;
3) вносит предложения по изменению и дополнению показателей (индексов показателей) Мониторинга;
4) принимает управленческие решения на основе результатов Мониторинга, направленные на обеспечение повышения эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
5) направляет в органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендации по результатам Мониторинга.
15. Подведомственные Министерству образования и науки Удмуртской Республики организации:
15.1. АУ УР "РЦОКО" - региональный координатор:
1) осуществляет взаимодействие с МОиН УР, АОУ ДПО УР ИРО, АУ УР "РЦИ и ОКО", АОУ УР "РОЦОД";
2) организует проведение Мониторинга;
3) организует разработку и корректировку инструментария для проведения Мониторинга;
4) осуществляет сбор, обработку и анализ показателей Мониторинга в соответствии с разработанной Методикой;
5) разрабатывает адресные рекомендации по результатам проведенного анализа;
6) формирует информационно-аналитические материалы по результатам Мониторинга;
7) выявляет образовательные организации с высокой эффективностью деятельности руководителей;
8) выявляет управленческие проблемы в образовательной организации и негативные тенденции.
15.2. АОУ ДПО УР ИРО, АУ УР "РЦИ" и АОУ УР "РОЦОД" представляют в АУ УР "РЦОКО" информацию о значениях показателей за период, необходимый для расчетов в соответствии с Методикой, до 28 февраля года следующего за отчетным, анализ и рекомендации для разных групп субъектов образовательных отношений:
1) АОУ ДПО УР ИРО - по показателям 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.10.1, 2.1.2.6, 2.1.11.1, 2.1.11.2, 2.1.11.3;
2) АУ УР "РЦИ" - по показателю 2.1.2.9;
3) АОУ УР "РОЦОД" - по показателям 2.1.4.7, 2.1.4.8, 2.1.8.5.
16. Органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования:
1) определяют порядок проведения Мониторинга в муниципальном образовании на основании настоящего Порядка;
2) определяют и утверждают дополнительные муниципальные показатели эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (при необходимости);
3) принимают управленческие решения на основе результатов Мониторинга, направленные на обеспечение повышения эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
4) организуют мероприятия по повышению эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
5) содействуют в распространении лучших практик управленческой деятельности;
6) вырабатывают комплексные адресные меры поддержки образовательным организациям, имеющим низкий уровень эффективности деятельности руководителя по результатам Мониторинга;
7) организуют работу по разработке индивидуальных планов развития руководителей образовательных организаций.
17. Образовательные организации, расположенные на территории Удмуртской Республики:
1) выступают в качестве объекта Мониторинга;
2) предоставляют региональному координатору общедоступную информацию о деятельности образовательной организации;
3) осуществляют управленческую деятельность на основе рекомендаций по результатам Мониторинга, разработанных муниципальными и региональными органами управления образованием Удмуртской Республики;
4) разрабатывают индивидуальные планы развития руководителей образовательных организаций.
V. Проведение Мониторинга
18. Мониторинг проводится ежегодно в сроки, установленные Министерством образования и науки Удмуртской Республики.
19. Министерство образования и науки Удмуртской Республики, органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования, информируют руководителей образовательных организаций о цели, сроках, порядке проведения Мониторинга.
20. Мониторинг осуществляется на основе информации:
региональных баз данных Министерства образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦОКО", АОУ ДПО УР ИРО, АУ УР "РЦИ и ОКО", АОУ УР "РОЦОД;
данных форм федерального статистического наблюдения;
официальных данных, опубликованных на сайте образовательной организации;
данные федеральных и региональных информационных систем (Федеральная информационная система оценки качества образования, Региональная информационная система государственной итоговой аттестации, Автоматизированная информационная система "Мониторинг образования" и других);
других внешних оценочных процедур.
21. Анализ результатов оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций проводится по группам образовательных организаций с учетом реализуемых образовательных программ.
22. По результатам Мониторинга определяется уровень эффективности управления образовательной организацией:
высокий уровень эффективности управления;
уровень эффективности управления выше среднего;
средний уровень эффективности управления;
уровень эффективности управления ниже среднего;
низкий уровень эффективности управления.
23. Результаты Мониторинга ежегодно предоставляется в Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
24. Министерство образования и науки Удмуртской Республики, органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают возможность индивидуального ознакомления руководителей образовательных организаций с результатами Мониторинга.
VI. Использование результатов Мониторинга
25. Результаты Мониторинга подлежат комплексному анализу на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательных организаций по позициям оценивания, указанных в пункте 9 настоящего Порядка.
26. На основании результатов Мониторинга Министерство образования и науки Удмуртской Республики, органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают подготовку рекомендаций для различных заинтересованных групп пользователей (органы управления образованием, методические службы, центры оценки качества образования, руководители образовательных организаций и другие).
27. Анализ результатов Мониторинга обсуждается на заседаниях Коллегии Министерства образования и науки Удмуртской Республики, совещаниях, круглых столах, конференциях и других мероприятиях разного уровня с целью использования для повышения качества управленческой деятельности.
28. Результаты Мониторинга могут быть использованы для проведения следующих процедур:
1) формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
2) отбор кандидатов на должность руководителей образовательных организаций;
3) мониторинг деятельности органов местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющих управление в сфере образования, по повышению качества образования;
4) мониторинг системы образования.
29. Результаты Мониторинга могут быть представлены при проведении следующих процедур:
1) аттестация руководителей образовательных организаций и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций;
2) конкурсы профессионального мастерства руководителей образовательных организаций;
3) представление к награждению руководителей образовательных организаций.
30. Результаты Мониторинга могут быть использованы различными целевыми группами:
30.1. Министерством образования и науки Удмуртской Республики, органами местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющими управление в сфере образования, для развития системы образования Удмуртской Республики в целях решения задач, связанных с реализацией национального проекта "Образование":
1) анализ текущего состояния системы образования;
2) формирование и корректировка программ развития образования;
3) модернизация критериев и целевых показателей развития образования на региональном и муниципальном уровнях.
30.2. Региональными и муниципальными методическими службами в целях повышения эффективности системы повышения квалификации:
1) совершенствование программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций;
2) информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций;
3) организация работы методических объединений.
30.3. Образовательными организациями в целях совершенствования управления образовательной деятельностью:
1) формирование и корректировка программ развития образования;
2) планирование мероприятий по повышению качества образования;
3) формирование и/или корректировка критериев оценки качества образования в образовательной организации;
4) корректировка образовательных программ;
5) развитие внутренней системы оценки качества образования;
6) поддержки профессионального роста и повышения квалификации руководителей и педагогических работников.
30.4. Общественными организациями и аналитическими агентствами, осуществляющими взаимодействие с образовательными организациями, экспертным сообществом в целях реализации экспертно-аналитических и информационных проектов в сфере образования посредством экспертизы и обсуждения в профессиональном сообществе результатов Мониторинга, формирования и реализации экспертно-аналитических и информационных проектов.
30.5. Средствами массовой информации в целях формирования объективной картины о состоянии системы образования, ключевых тенденциях, преодолеваемых проблемах и фактических объективных результатах путем использования аналитических материалов при подготовке публикаций.
31. Результаты Мониторинга не используются для выстраивания публичных сравнительных рейтингов образовательных организаций и руководителей образовательных организаций, применения мер наказания руководителей с низкими результатами Мониторинга.
32. В целях обеспечения открытости информации о проведении и результатах Мониторинга, их использовании в управлении качеством образования Министерство образования и науки Удмуртской Республики, органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования, региональный координатор:
1) представляют информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах, на сайтах, востребованных различными целевыми группами заинтересованных субъектов, в средствах массовой информации;
2) организуют работу коммуникативных площадок для обсуждения вопросов, связанных с проведением Мониторинга, его результатами, выявленными проблемами и способами их решения;
3) проводят разъяснительную работу и обсуждение с участием общественности, бизнес-сообщества, представителей органов власти, авторитетных деятелей в разных областях.
Приложение 1 изменено с 20 июля 2021 г. - Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 июля 2021 г. N 1067
Приложение N 1
к Порядку мониторинга эффективности
деятельности руководителей образовательных
организаций Удмуртской Республики
Методика
расчета итоговой оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации Удмуртской Республики
20 июля 2021 г.
1. Настоящая Методика определяет порядок расчета итоговой оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации.
2. Итоговые оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (индекс эффективности) рассчитываются:
по образовательной организации;
по муниципальному образованию;
по Удмуртской Республике.
Итоговая оценка эффективности деятельности руководителей рассчитывается по формуле:
, где: (1)
- итоговая оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации (индекс эффективности) n-ой организации;
- средневзвешенная сумма индексов показателей, характеризующих m-ую позицию оценивания эффективности деятельности руководителя образовательной организации, рассчитываемая по формуле:
, где: (2)
- индекс показателя по m-ой позиции оценивания с положительным вкладом;
- индекс показателя по m-ой позиции оценивания с отрицательным вкладом;
- число индексов показателей с положительным вкладом;
- число индексов показателей с отрицательным вкладом;
m - позиции оценивания:
m=1 - по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
m=2 - по качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;
m=3 - по базовому уровню подготовки обучающихся;
m=4 - по высокому уровню подготовки обучающихся;
m=5 - по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами;
m=6 - по объективности результатов внешней оценки;
m=7 - по условиям осуществления образовательной деятельности;
m=8 - по организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся;
m=9 - по формированию резерва управленческих кадров;
m=10 - по обеспечению образовательных организаций квалифицированными кадрами;
m=11 - по организации воспитательной и профилактической работы.
3. Полученные значения итоговой оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (индекса эффективности) подлежит округлению до сотых (две цифры после запятой).
4. Оценка динамики эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (сводный индекс эффективности) организации рассчитывается по формуле:
, где: (5)
- индекс среднего темпа роста индекса эффективности;
- индекс среднего объема индекса эффективности.
5. Индекс среднего темпа роста индекса эффективности рассчитывается по формуле:
, где: (6)
Т - значение среднего темпа роста индекса эффективности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному
- минимальное значение среднего темпа роста индекса эффективности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному
- максимальное значение среднего темпа роста индекса эффективности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному
6. Индекс среднего объема индекса эффективности рассчитывается по формуле:
, где: (7)
О - значение среднего объема индекса эффективности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
- минимальное значение среднего объема индекса эффективности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
- максимальное значение среднего объема индекса эффективности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному.
7. Средний темп роста индекса эффективности деятельности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, рассчитывается по формуле:
, где: (8)
- значение индекса эффективности деятельности за отчетный год;
- значение индекса эффективности деятельности за год, предшествующий отчетному;
- значение индекса эффективности деятельности за год, предшествующий на 2 года отчетному;
- значение индекса эффективности деятельности за год, предшествующий на 3 года отчетному.
8. Средний объем индекса эффективности деятельности за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, рассчитывается по формуле:
, где: (9)
9. По результатам итоговой оценки эффективности деятельности определяются следующие уровни эффективности управления:
- высокий уровень эффективности управления;
- уровень эффективности управления выше среднего;
- средний уровень эффективности управления;
- уровень эффективности управления ниже среднего;
- низкий уровень эффективности управления.
Приложение 2 изменено с 20 июля 2021 г. - Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 июля 2021 г. N 1067
Приложение N 2
к Порядку мониторинга эффективности
деятельности руководителей образовательных
организаций Удмуртской Республики
Методика
расчета показателей эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций в Удмуртской Республике
20 июля 2021 г.
В настоящей методике определены источники информации и формулы расчета показателей мониторинга эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций по направлению 2.1. Система мониторинга эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций оценки механизмов управления качеством образования в Удмуртской Республике.
Характеристика
показателей оценки эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций
N |
позиции оценивания/показатели |
вклад показателя |
содержательный блок |
2019 год |
2020 год |
||||||||
Imax |
ООП НОО |
ООП ООО |
ООП СОО |
АООП |
Imax |
ООП НОО |
ООП ООО |
ООП СОО |
АООП |
||||
2.1.1. |
По выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
2.1.1.1. |
Результаты оценки уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций ** |
положительный |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.1.2. |
Участие образовательной организации в исследованиях компетенций руководителей и педагогических работников и иных аналогичных мероприятий |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2. |
По качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций |
7 |
7 |
-7 |
7 |
|
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
||
2.1.2.1. |
Наличие коллегиального органа управления с участием общественности (родителей, работодателей) |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.2. |
Наличие отчетов об исполнении предписаний надзорных органов в сфере образования |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.3. |
Отсутствие жалоб, обращений в вышестоящие органы власти по конфликтным ситуациям * |
положительный |
результат |
|
|
|
|
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.4. |
Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств общеобразовательной организации |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.5. |
Развитие образовательной организации за счет привлечения дополнительных ресурсов |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.6. |
Участие образовательной организации в инновационной деятельности по модернизации образования федерального или регионального уровня |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.7. |
Доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей образовательной организации |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.8. |
Укомплектованность образовательной организации педагогическими и руководящими работниками |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2.9. |
Наличие нарушений сроков ввода данных, уведомлений оператора и критических ошибок в АИС "Электронная школа" |
отрицательный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.3. |
По базовому уровню подготовки обучающихся |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
||
2.1.3.1. |
Доля выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников |
отрицательный |
результат |
1 |
|
|
+ |
|
1 |
|
|
+ |
|
2.1.3.2. |
Доля обучающихся, достигших базового уровня предметной подготовки по русскому языку (по результатам ВПР) * |
положительный |
результат |
|
|
|
|
|
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.3.3. |
Доля обучающихся, достигших базового уровня предметной подготовки по математике (по результатам ВПР: 2019 год - 4 класс) |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.4. |
По высокому уровню подготовки обучающихся |
7 |
2 |
6 |
7 |
1 |
8 |
3 |
7 |
8 |
1 |
||
2.1.4.1. |
Доля обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании с отличием |
положительный |
результат |
1 |
|
+ |
+ |
|
1 |
|
+ |
+ |
|
2.1.4.2. |
Доля обучающихся, получивших аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль "За особые успехи в учении" |
положительный |
результат |
1 |
|
|
+ |
|
1 |
|
|
+ |
|
2.1.4.3. |
Удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.4.4. |
Доля обучающихся, достигших высокого уровня предметной подготовки по русскому языку (по результатам ВПР) * |
положительный |
результат |
|
|
|
|
|
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.4.5. |
Доля обучающихся, достигших высокого уровня предметной подготовки по математике (по результатам ВПР: 2019 год - 4 класс) |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.4.6. |
Доля участников регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников от общего количества обучающихся 9-11 классов |
положительный |
результат |
1 |
|
+ |
+ |
|
1 |
|
+ |
+ |
|
2.1.4.7. |
Результативность участия обучающихся в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников |
положительный |
результат |
1 |
|
+ |
+ |
|
1 |
|
+ |
+ |
|
2.1.4.8. |
Результативность участия обучающихся в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников |
положительный |
результат |
1 |
|
+ |
+ |
|
1 |
|
+ |
+ |
3 |
2.1.5. |
По организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
|||
2.1.5.1. |
Удельный вес числа зданий, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в общем числе зданий общеобразовательной организации |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.5.2. |
Укомплектованность образовательной организации, осуществляющей обучение по адаптированным образовательным программам, педагогическими работниками |
положительный |
условие |
1 |
|
|
|
+ |
1 |
|
|
|
+ |
2.1.5.3. |
Наличие узких специалистов для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагогов - психолога, тьютора, ассистента, помощника) |
положительный |
условие |
1 |
|
|
|
+ |
1 |
|
|
|
+ |
2.1.5.4. |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обучающихся в форме совместного обучения (инклюзии) |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.6. |
По объективности результатов внешней оценки |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
2.1.6.1. |
Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОК УООД) |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.6.2. |
Участие образовательной организации в независимой оценке качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (НОК ДОД) |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.6.3. |
Образовательная организация занимает позицию в рейтингах федерального уровня |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.6.4. |
Наличие признаков необъективности результатов оценочных процедур (ВПР и др.) |
отрицательный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.7. |
По условиям осуществления образовательной деятельности |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
||
2.1.7.1. |
Степень соответствия образовательной организации современным условиям обучения |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.7.2. |
Результаты регионального мониторинга официальных сайтов |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.7.3. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.7.4. |
Удельный вес численности лиц, обеспеченных горячим питанием, в общей численности обучающихся |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.7.5. |
Удельный вес численности обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий в общей численности обучающихся |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.7.6. |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся образовательной организации |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.7.7. |
Книжный фонд библиотеки в расчете на 100 обучающихся образовательной организации |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.8. |
По организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся |
4 |
3 |
3 |
4 |
|
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
||
2.1.8.1. |
Удельный вес численности обучающихся, углубленно изучающих отдельные учебные предметы, в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.8.2. |
Доля обученных по программам профессионального обучения в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования |
положительный |
условие |
1 |
|
|
+ |
|
1 |
|
|
+ |
|
2.1.8.3. |
Спектр образовательных услуг в сфере дополнительного образования обучающихся |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.8.4. |
Среднее количество занятий по дополнительным образовательным программам, посещаемых одним обучающимся в возрасте от 5 до 18 лет |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.8.5. |
Отсутствие зачислений обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам на портале-навигаторе персонифицированного дополнительного образования Удмуртской Республики |
отрицательный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.9. |
По формированию резерва управленческих кадров |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
2.1.9.1. |
Доля заместителей директора в возрасте до 35 лет |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.9.2. |
Доля заместителей директора, имеющих не менее пяти лет стажа на педагогических должностях |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.9. З. |
Доля заместителей директора, имеющих высшую категорию |
положительный |
условие |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.10. |
По обеспечению образовательных организаций квалифицированными кадрами |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
2.1.10.1. |
Результаты оценки компетенций руководителей образовательных организаций ** |
положительный |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.10.2. |
Доля учителей, имеющих высшее образование, в общей численности учителей образовательной организации |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.10.3. |
Доля учителей с высшей квалификационной категорией в общей численности учителей образовательной организации |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.10.4. |
Доля педагогических работников, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.11. |
По организации воспитательной и профилактической работы |
1 |
0 |
0 |
1 |
|
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
||
2.1.11.1. |
Положительная динамика численности несовершеннолетних, состоящих на учете в территориальных ОВД ** |
положительный |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.11.2. |
Положительная динамика количества обучающихся, принявших участие в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление несовершеннолетних, склонных к проявлению деструктивного поведения * |
положительный |
результат |
|
|
|
|
|
1 |
|
+ |
+ |
+ |
2.1.11.3. |
Доля обучающихся 7-11 классов, принявших участие в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление несовершеннолетних, склонных к проявлению деструктивного поведения |
положительный |
результат |
1 |
|
|
+ |
|
1 |
|
|
+ |
|
2.1.12. |
По учету нагрузки педагогических работников |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2.1.12.1. |
Сведения об учебной нагрузке педагогических работников в образовательных организациях региональной системы общего образования в рамках проекта региональной системы общего образования и регионального плана мероприятий ("дорожной карты") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования |
положительный |
результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
условие |
21 |
18 |
18 |
19 |
18 |
21 |
18 |
18 |
19 |
18 |
||
результат |
21 |
15 |
19 |
21 |
13 |
24 |
17 |
22 |
24 |
14 |
|||
итог |
42 |
33 |
37 |
40 |
31 |
45 |
35 |
40 |
43 |
32 |
_____________
* - сбор данных начинается с итогов за 2020 год
** - сбор данных начинается с итогов за 2021 год
2.1.1. По выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
Приложение не приводится
2.1.2. По качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций
Приложение не приводится
2.1.3. По базовому уровню подготовки обучающихся
Приложение не приводится
2.1.4. По высокому уровню подготовки обучающихся
Приложение не приводится
2.1.5. По организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами
Приложение не приводится
2.1.6. По объективности результатов внешней оценки
Приложение не приводится
2.1.7. По условиям осуществления образовательной деятельности
Приложение не приводится
2.1.8. По организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся
Приложение не приводится
2.1.9. По формированию резерва управленческих кадров
Приложение не приводится
2.1.10. По обеспечению образовательных организаций квалифицированными кадрами
Приложение не приводится
2.1.11. По организации воспитательной и профилактической работы
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 23 декабря 2020 г. N 1719 "Об организации работы по оценке эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике"
Вступает в силу с 23 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmedu.ru 23 декабря 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 июля 2021 г. N 1067
Изменения вступают в силу с 20 июля 2021 г.